Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
_________
при участии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская клиническая больница N1" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики __________ по доверенности N99/1 от 16.02.2023 г.,
в отсутствии представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "______", уведомленного о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304300013423000014 "Поставка тумбочек прикроватных", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "НПО Промет" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка тумбочек прикроватных".
Согласно доводам жалобы, извещение об осуществлении закупки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 06 февраля 2023 года было размещено извещение N0304300013423000014 о проведении электронного аукциона "Поставка тумбочек прикроватных" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 971 430,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 14.02.2023 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 14.02.2023; дата подведения итогов определения поставщика - 16.02.2023.
I. В жалобе заявитель указывает, что технические характеристики закупаемого товара в совокупности соответствуют только одному производителю, а именно Компании МЕТ тумба МЕТ ТK-110. Указанные в техническом задании характеристики являются избыточными, необоснованными потребностями Заказчика, ограничивающими конкуренцию.
Согласно пояснениям заказчика, заказчик вправе определить в извещении такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств. При этом, техническим характеристикам закупаемого товара соответствует товар не менее двух производителей: тумба прикроватная пластиковая (D-2), "Медицинофф", (Китай) и тумбочка медицинская модели BLZ 026 с принадлежностями, "АльфаМобили", (Китай).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом по самостоятельному определению спецификации и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 25.02.2020 N24-01-08/13358 описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определять потребности заказчика, чтобы предоставить надлежащее предложение.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка тумбочек прикроватных по коду позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 32.50.50.190-00001546.
При описании объекта закупки указаны характеристики, предусмотренные позицией Каталога, а также требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика N0304300013423000014 на участие в закупке подано 9 заявок. Минимальное предложение о цене контракта составило 1 153 998,70 рублей (НМЦК снижена на 61,16%).
Комиссией установлено, что в составе заявок участники прилагают регистрационные удостоверения разных производителей.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, нарушение Закона о контрактной системе на торгах не выявлено. Соответственно признаки нарушения статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях заказчика Комиссией не усматриваются.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства" п. 39. При оценке того, привели или могли привести действия, совершенные в ходе обязательных процедур, а также конкурентных закупок, к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на определенном рынке, необходимо учитывать, что правила статьи 17 Закона о защите конкуренции применяются к ним постольку, поскольку законом или в установленном им порядке не предусмотрено иное. В частности, Законом о контрактной системе, Законом о закупках установлены специальные правила о порядке проведения процедур определения поставщика, конкурентных закупок и специальные полномочия антимонопольного органа по контролю за их проведением. Соответственно, положения статьи 17 Закона применяются к таким процедурам и конкурентным закупкам в части, не урегулированной специальными нормами, или в части, конкретизирующей их положения.
II. В жалобе заявитель отмечает, что в проекте контракта заказчиком установлено требование о представлении копий электронных документов о приемке товара на бумажном носителе на этапе поставки, что противоречит ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включаются обязательные условия, в том числе о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
При этом частью 13 статьи 94 Закона о контрактной системе установлен порядок приемки товаров, работ, услуг с использованием ЕИС, в том числе содержание документа о приемке, прилагаемые к нему документы, являющиеся неотъемлемой частью, сроки приемки.
В п.5.3. проекта контракта извещения об осуществлении закупки указано, что "Не ранее чем за три дня до поставки и не позднее чем три дня после поставки товара Поставщик представляет Заказчику следующие документы (оформление и обмен документами о приемке товара осуществляется в форме электронных документов, подписанных электронной подписью в ЕИС, в соответствии с ч.ч. 1, 13 ст. 94 Федерального закона РФ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"):
а) копию(ии) регистрационного(ых) удостоверения(ий), выданного(ых) уполномоченным органом;
б) счет, счет-фактура, УПД, товарная накладная, акт приема-передачи.
При поставке товара Поставщик формирует и подписывает документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - структурированный документ о приемке) и направляет Заказчику в единой информационной системе в сфере закупок с приложенными документами, предусмотренными подпунктами "а", "б" и "в"".
Согласно пояснениям заказчика, в указанном пункте проекта контракта не устанавливаются требования двойного документооборота, а более подробно раскрываются условия поставки товара.
Рассматриваемый довод заявителя признается Комиссией необоснованным, т.к. условия поставки товара, указанные в проекте контракта извещения об осуществлении закупки не противоречат положениям части 13 статьи 94 Закона о контрактной системе.
III. В жалобе заявитель указывает, что в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено ограничение в отношении отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N102.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В извещении об осуществлении закупки заказчиком установлены ограничения допуска товаров, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также условия допуска в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением N102 утверждены перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При применении указанных перечней следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия.
В извещении об осуществлении закупки указано, что объектом закупки является поставка тумбочек прикроватных по коду 32.50.50.190.
При этом, вид медицинского изделия "тумбочка прикроватная" в перечни Постановления N102 не включен.
Таким образом, ограничение в отношении товаров, происходящих из иностранных государств, установленное в соответствии с Постановлением N102, неправомерно.
Действия заказчика нарушают пункт 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Между тем, действия заказчика, установившего ограничение допуска товаров происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N102, не повлияли на результаты определения поставщика, при рассмотрении заявок Постановление N102 не применялось.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "_____" обоснованной в части неправомерного установления в извещении об осуществлении закупки ограничения в отношении товаров, происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением N102.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 20 февраля 2023 г. N 007/06/42-83/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2023