резолютивная часть решения объявлена 27.02.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в составе
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, посредством приложения "True Conf", жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104300014423000004 "Выполнение комплексных кадастровых работ на территории городского округа Нальчик" (далее - Конкурс, Закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
31.01.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0104300014423000004 "Выполнение комплексных кадастровых работ на территории городского округа Нальчик" с начальной (максимальной) ценой контракта 28 510 050,00 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
Согласно доводу Заявителя Заказчиком, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе сформирован не в соответствии с приложением N 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 1 Положения установлено, что Положение определяет порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, согласно приложению N1.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Положением.
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Характеристики объекта закупки".
В соответствии пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В силу пункта 19 Положения если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с пунктом 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно пункту 23 Положения в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Заказчиком, в рамках показателя "Качество выполнения работ" критерия оценки "Характеристики объекта закупки" установлен перечень свойств объекта закупки (детализирующие показатели оценки):
-свойство N1: описание технологии, последовательности и порядка проведения и сдачи работы, в т.ч. промежуточные сроки и объёмы выполнения работ, с учетом специфики территории выполнения работ;
-свойство N2: план-график по видам работ с ожидаемыми результатами;
-свойство N3: перечень передаваемой документации, информация о форматах документации, передаваемой в электронной форме;
-свойство N4: информация о применении эффективных и современных методов и технологий выполнения работ, об автоматизации, об использовании современных программных продуктов и наличии лицензий на данные программные продукты;
-свойство N5: перечень лицензионного отечественного программного обеспечения, которое будет использоваться для достижения результатов работ, с указанием способа и цели его применения;
-свойство N6: описание технологии обследования пунктов геодезической основы и выполнения геодезических работ по сгущению съёмочного обоснования;
-свойство N7: указание на действующие нормативные документы, современные практики, методики и стандарты, использующиеся в предметной области по всему составу работ и перечню требований;
-свойство N8: описание осуществления контроля качества на различных этапах выполнения работ, описание порядка взаимодействия с Заказчиком в ходе выполнения работ и передачи результата работ;
-свойство N9: сведения (при наличии) об имеющейся системе управления менеджмента качества при осуществлении работ (при наличии у участника действующего сертификата соответствия, удостоверяющего, что система менеджмента качества применительно к выполнению работ соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001 "Межгосударственный стандарт. Системы менеджмента качества", и разработанных соответствующих программ и/или положений (указанный сертификат не предоставляется участником в составе первой части заявки);
-свойство N10: описание осуществления контроля качества и методов на различных этапах выполнения работ; указание структуры управления при выполнении работ;
-свойство N11: Описание порядка устранения выявленных недостатков работ при их обнаружении и сроков выполнения данных работ;
-свойство N12: Описание передаваемых цифровых ортофотопланов, результатов цифровой аэрофотосъёмки местности в границах кадастровых кварталов.
Оценивается представленное участником закупки предложение о качестве выполнения работ в форме описания (пояснительной записки) с привязкой к объекту закупки, соответствовать условиям и требованиям, изложенным в проекте контракта и описании объекта закупки - Техническом задание, соответствовать требованиям нормативно-технической документации.
Также, Заказчиком установлены показатели присвоения баллов "Качество выполнения работ" критерия оценки "Характеристики объекта закупки" в соответствии со следующей шкалой оценки:
|
Предельные величины значимости показателя |
|
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
А) |
Отсутствие предложения о качестве выполняемых работ по объекту закупки (отсутствие информации), или формальное описание, что предполагает копирование Технического задания. |
0 баллов |
Б) |
Наличие предложения о качестве выполняемых работ. Предоставление сведений не в полном объеме (отсутствие одного или нескольких свойств объекта закупки), бессистемное изложение того, что необходимо сделать по данной работе. Предоставление не детализированного, не конкретизированного предложения участника в одном или нескольких свойств объекта закупки. Описание без привязки к конкретному объекту или формальное описание свойств. Неполное описание одного или нескольких свойств. Не полное, не подробное и/или не последовательное описание свойств объекта закупки, наличие недостоверной информации в одном или нескольких свойств объекта закупки. |
5 баллов |
В) |
Наличие предложения о качестве выполняемых работ. Предоставление не детализированного, не конкретизированного предложения участника (при наличии всех свойств объекта закупки в пояснительной записке) и отсутствие детализированной информации в одном или нескольких свойств объекта закупки. Отсутствие проработанности предложения. |
10 баллов |
Г) |
Наличие предложения о качестве выполняемых работ. Предоставление всех сведений, информации предусмотренных свойствами объекта закупки. Полное, подробное и последовательное описание свойств объекта закупки. |
100 баллов |
Однако, установленный Заказчиком порядок присвоения баллов, позволяет Заказчику по своему усмотрению, не основанному на требованиях нормативно-правовых актах Российской Федерации в сфере закупок проводить оценку заявок, вследствие чего, такой порядок не может являться объективным, может привести к произвольному и необъективному присвоению баллов участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, а также к ограничению участников конкурса.
Также, в порядке оценки указано: К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Комиссия, приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному показателю не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение) поскольку Положением не предусмотрена возможность оценки предложения участника закупки по характеристике объекта закупки в порядке, указанном в Извещении и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки.
Согласно п.23 Положения если в случае, указанном в п.22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
В соответствии с порядком оценки, установленным в Извещении, оценка заявок по показателю "Характеристики объекта закупки" критерия "Качественные характеристики объекта закупки" осуществляется в соответствии с п.22 Положения.
Извещением о проведении Конкурса установлено, что порядок оценки заявок на участие в Конкурсе рассчитывается в соответствии с вышеуказанной таблицей, которая позволяет получить 5 или 10 баллов за представление неполного пакета необходимых документов, в то время как, Положением предусмотрена оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, т.е., в случае наличия необходимой характеристики объекта закупки заявке присваивается 100 баллов, а в случае отсутствия необходимой характеристики объекта закупки заявке присваивается 0 баллов, что противоречит п. 23 Положения.
Такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ которых отличаются в 2 и более раза.
При этом под конкурсом понимается процедура определения поставщика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми помимо цены понимается, в том числе квалификация такого участника.
В определениях судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2020 N 307-ЭС19-21226, от 18.11.2019 N 307-ЭС19-12629, от 08.10.2019 N 307-ЭС19-12629 изложена правовая позиция, согласно которой, основная функция критерия оценки заключается в том, чтобы обеспечить заказчику возможность из общего числа участников выбрать то лицо, которое будет максимально соответствовать потребностям публично-правового образования в качественном и своевременном выполнении работ, учитывая специфику объекта закупки.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика нарушают п.11 ч.1 ст.42 и п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.11 ч.1 ст.42 и п.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу и Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 2 марта 2023 г. N 007/06/42-95/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023