Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствии представителя заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр аллергологии и иммунологии" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики, уведомленного о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев, с использованием системы видеоконференцсвязи, жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304200003023000004 "Поставка расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний)", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба АО "ББ Груп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний)".
Согласно доводам жалобы, извещение об осуществлении закупки не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 10 февраля 2023 года было размещено извещение N0304200003023000004 о проведении электронного аукциона "Поставка расходных материалов (набор базовый для внутривенных вливаний)" с начальной (максимальной) ценой контракта - 277 800,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время окончания подачи заявок - 20.02.2023 10:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 20.02.2023; дата подведения итогов определения поставщика - 22.02.2023.
I. В жалобе заявитель указывает, что в извещении о проведении электронного аукциона не установлены условия допуска товаров и ограничение участия в определении поставщика.
Согласно письменным пояснениям заказчика, условия допуска товаров, предусмотренные Приказом N126н, установлены в электронном документе извещения об осуществлении закупки. В связи с техническим сбоем, установленные ограничения не были отражены в ЕИС.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N102 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N102).
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N126н определены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Приказ N126н).
При описании объекта закупки в извещении о проведении электронного аукциона указан код ОКПД2 - 32.50.50.000.
Указанный код ОКПД2 включен в перечень 2 Постановления N102, а также в приложения Приказа N126н.
Между тем, извещение о проведении электронного аукциона не содержит информацию об ограничении допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N102.
Электронный документ извещения о проведении электронного аукциона (документация для проведения электронного аукциона) содержит информацию об установлении условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Приказом N126н. При этом, в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона не содержит информацию об установлении условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств.
Действия заказчика, не установившего ограничения допуска товаров, в соответствии с Постановлением N102, и ненадлежащим образом установившего условия допуска товаров в соответствии с Приказом N126н, нарушают положения пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
II. В жалобе указано, что извещение об осуществлении закупки содержит недостоверную информацию в отношении кода ОКПД2 закупаемого товара.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Комиссией установлено, что в техническом задании извещения об осуществлении закупки заказчиком установлены требования к товару, перечень которых состоит из 5 позиций:
Позиция 1: код позиции КТРУ 32.50.50.000-00234 - Набор базовый для внутривенных вливаний;
Позиции 2, 3: код позиции КТРУ 32.50.50.000-00222 - Набор базовый для внутривенных вливаний;
Позиция 4: код позиции КТРУ 32.50.50.000-00209 - Набор базовый для внутривенных вливаний;
Позиция 5: код позиции КТРУ 32.50.50.000-00206 - Набор базовый для внутривенных вливаний.
Между тем, в извещении об осуществлении закупки, размещенном в ЕИС, в отношении закупаемого товара указан код позиции 32.50.50.129 - Системы хирургические прочие.
Таким образом, информация в отношении поставляемого товара, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная заказчиком в единой информационной системе является недостоверной, что нарушает положения части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе.
III. В жалобе указано, что при описании объекта закупки заказчиком установлены избыточные требования к товару, а обоснование установления дополнительных характеристик является ненадлежащим.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе; 3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом по самостоятельному определению спецификации и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 25.02.2020 N24-01-08/13358 описание объекта закупки должно позволять участникам закупки однозначно определять потребности заказчика, чтобы предоставить надлежащее предложение.
Согласно условиям извещения об осуществлении закупки объектом закупки является поставка наборов базовых для внутривенных вливаний по кодам позиции Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд 32.50.50.000-00234, 32.50.50.000-00222, 32.50.50.000-00209, 32.50.50.000-00206.
При описании объекта закупки указаны характеристики, предусмотренные позициями Каталога, а также требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом, извещение об осуществлении закупки содержит обоснование установления дополнительных характеристик.
Между тем, при описании объекта закупки по позиции 3 технического задания извещения об осуществления закупки установлено: латексный порт длиной ориентировочно 45 мм. При этом, в инструкции по заполнению заявки указано, что "Если перед значением показателя стоит слово "ориентировочно", участнику требуется указать значение в пределах 5 усл.ед., при этом не указывая само значение и слово "ориентировочно". Например, масса изделия ориентировочно 200 грамм. Участнику требуется указать любое одно значение, входящее в диапазон от 195 грамм до 205 грамм, кроме 200 грамм.".
Указанная при описании объекта закупки формулировка "ориентировочно" не позволяет определить потребность заказчика по данной характеристике. Инструкция же по заполнению заявки должна содержать информацию позволяющую участнику закупки корректно сформировать предложение о поставляемом товаре. В рассматриваемом случае инструкция является ненадлежащей, устанавливающей дополнительные требования к показателям товара для определения их соответствия потребности заказчика.
Действия заказчика нарушают положения пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
IV. Согласно доводам жалобы при описании объекта закупки по позиции 5 технического задания заказчиком установлены требования к характеристикам товара, которые в совокупности соответствуют только одному производителю - SFM Hospital Products GmbH, Германия.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика N0304200003023000004 на участие в закупке подано 2 заявки. Заявки участников закупки признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона.
Комиссией установлено, что в заявках участники прилагают к поставке товар, страной происхождения которого является Китай.
При этом, заявитель ни в составе жалобы ни на заседании Комиссии доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что данный довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу АО "ББ Груп" обоснованной в части не установления в извещении об осуществлении закупки условий допуска товаров и ограничение участия в определении поставщика в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе; указания в извещении об осуществлении закупки недостоверной информации; установления при описании объекта закупки требований к товару, ограничивающих количество участников закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 28 февраля 2023 г. N 007/06/42-94/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023