резолютивная часть решения объявлена 28.02.2023 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе: в присутствии представителя Заказчика действующего на основании доверенности, в отсутствии представителей Заявителя и ЭТП, надлежащим образом извещенных о времени, дате и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, посредством приложения "True Conf", жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0304100006323000001 "Проведение комплексного капитального ремонта объекта "Административное здание ОМВД России по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики" (далее - Конкурс, Закупка), руководствуясь ст.ст.99,105,106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.
Согласно доводу жалобы Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, ненадлежащим образом осуществившей оценку заявки Заявителя по детализирующим показателям оценки показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (далее - Показатель) критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
27.01.2023 г. на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) был размещен открытый конкурс в электронной форме N 0304100006323000001 "Проведение комплексного капитального ремонта объекта "Административное здание ОМВД России по Урванскому району Кабардино-Балкарской Республики" с начальной (максимальной) ценой контракта 67 495 514,40 руб.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки).
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующий критерий - квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В соответствии с пунктом 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ, в том числе на объекте капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах втором - четвертом подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Подпунктом "в" пункта 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров).
Порядком оценки заявок Извещения установлено следующее.
При оценке опыта участника закупки баллы присуждаются только на основании документально подтвержденной информации (на основании представленных документов):
1. копии исполненных контрактов (договоров) участников закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа), гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Контракты (договоры) должны быть представлены в заявке в полном объеме и со всеми приложениями (за исключением проектной документации, если проектная документация является приложением к таким документам). Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки: строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Принимается к оценке исключительно исполненный договор (договоры), относящийся к договорам (контрактам), установленными п. 31 "г" Положения об оценке заявок.
2. акт (акты) приемки выполненной работы, составленные при исполнении указанных договоров и подтверждающих цену выполненных работ. При этом, последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
3. разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Исходя из представленных Заявителем в составе заявки документов, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу, о том, что Комиссией по осуществлению закупок неправомерно не приняты к оценки контракты или договоры.
При этом Заявитель, участие представителя в рассмотрении жалобы не обеспечил, доказательств подтверждающих обоснованность довода не представил.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу, что Комиссией по осуществлению закупок ненадлежащим образом проведена оценка заявки Заявителя.
В соответствии с положениями пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе в связи с получением обращения участника закупки, либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц с жалобой на действия (бездействие) субъектов контроля.
Комиссия, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, при осуществлении внеплановой проверки установила следующие нарушения, в действиях Комиссии Заказчика по осуществлению закупок.
Согласно итогового протокола участник с порядковым номер заявки N106 - общество с ограниченной ответственностью "Импульс" признано победителем Конкурса.
По характеристике квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров), ООО "" было присвоено значение в размере: 248 815 732,31.
С учетом представленных ООО "" в составе заявки договоров, в частности сумм контрактов, Комиссия приходит к выводу, что к оценке были приняты в том числе контракты, не соответствующие Положению и порядку оценки установленному извещением.
В частности, был принят к оценке Государственный контракт N0360100011821000020 от 06.07.2021 г. ценой 58 466 433,22, предметом которого является проведение противопаводковых мероприятий по объектам: "Канал МК 1-2 очереди Энгельсской оросительной системы, Энгельсский район, Саратовская область"; "Магистральный канал Приволжской оросительной системы, Марксовский район, Саратовская область"; "Чалыклинский канал Саратовского обводнительного канала, Краснопартизанский район, Саратовская область"; "ГТС Новоуспенского водохранилища, Краснопартизанский район, Саратовская область".
В рассматриваемом случае, согласно установленного порядка оценки и Положения, к оценки должны приниматься исключительно договоры/контракты, предметом которых является выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки: строительство, реконструкция или капитальный ремонт объекта капитального строительства (за исключением линейных объектов).
Однако выполнение противопаводковых мероприятий к таковым видам работ не относится, более того магистральные каналы и оросительные системы являются линейными объектами, а также не являются объектами капитального строительства.
Правовая позиция, согласно которой каналы оросительных систем в том числе магистральные не относятся к объектам капитального строительства и сооружениям, подтверждается изложена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 17 января 2012 г. N 4777/08, в котором указано:
"Сооружения представляют собой систему открытых проводящих каналов (канавы, выложенные железобетонными лотками) и закрытой осушительной сети, состоящей из асбестоцементных труб различного диаметра, уложенных на глубине 0,9 метра, созданы в целях осушения земель сельскохозяйственного назначения.
Сооружения прочно связаны с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба назначению невозможно. Таким образом, спорные объекты не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка".
В соответствии с пунктом 10.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации линейные объекты - линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Под линейным объектом по смыслу градостроительного законодательства понимается протяженный объект, имеющий прямоугольную форму, длина которого значительного превышает его ширину, и который предназначен для транспортирования по нему (в нем, посредством него) газа, электроэнергии, вод, иных подобных веществ, либо движения по его поверхности (автомобильная дорога). (Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 08.02.2023 N Ф10-6409/2022).
Учитывая, что длина магистральных каналов и оросительных систем значительно превышает их ширину, Комиссия приходит к выводу об отнесении данной категории объектов к линейным.
Следовательно, Комиссией по осуществлению закупок Заказчика, неправомерно принят к оценке Государственный контракт N0360100011821000020 от 06.07.2021 г.
Также Комиссией по осуществлению закупок Заказчика, неправомерно принят к оценке контракт N 08185000008220005100001 от 29.03.2022 г., ценой 26 450 364,23, предметом которого являлось "Благоустройство сквера (улица Ленина - улица Гладкова) в ст. Павловской".
Законодательство не определяет понятия "парк", "сквер". При этом понятия "объект капитального строительства", "объект недвижимости" и "объект благоустройства территории" не являются равнозначными и используются каждое в своей сфере законодательства о градостроительной деятельности, гражданского оборота и благоустройства территорий муниципальных образований соответственно.
Понятие "объект капитального строительства" определено в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации как "здание... сооружение... за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие)".
В пункте 3.11 Свода правил "Благоустройство территорий" СП 82.13330.2016, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 972/пр, раскрывается понятие "малые архитектурные формы" - это искусственные элементы садово-парковой композиции: беседки, ротонды, перголы, трельяжи, скамейки, арки, скульптуры из растений, киоски, павильоны, оборудование детских площадок, навесы и другие.
Также в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной вещью (пункт 1 статьи 133 Гражданского кодекса) (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 01.12.2022).
Следовательно, "сквер" является элементом благоустройства (улучшением) земельного участка, а не объектом движимого либо недвижимого имущества в смысле, придаваемом соответствующему понятию статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, является принадлежностью земельного участка.
Таким образом, работы по благоустройству сквера, не могут быть оценены в качестве работ по капитальному ремонту, строительству либо реконструкции объекта капитального строительства.
При таких обстоятельствах, Комиссия по осуществлению закупок неправомерно приняла к оценке вышеназванные контакты, представленные победителем ООО "Импульс".
В соответствии со статьей 8 Закона контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, вышеуказанные действия Комиссии по осуществлению закупок нарушают часть 11 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст.99, 105, 106 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу Заявителя необоснованной.
2.Признать в действиях Комиссии Заказчика по осуществлению закупок нарушение ч.11 ст.48 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Комиссии Заказчика по осуществлению закупок, Оператору ЭТП предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
*Президиум Верховного Суда Российской Федерации 28.07.2017 г. утвердил "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где в п.43 разъяснено, что применение судом обеспечительной меры в виде приостановления действия решения и предписания контрольного органа не допускается, если такое приостановление приводит к возобновлению процедуры проведения торгов.
Согласно ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 3 марта 2023 г. N 007/06/42-114/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023