Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Зам.Председателя Комиссии: |
Казакова В.Г. - начальника отдела, |
Членов Комиссии: |
Кучеевой А.С. - главного государственного инспектора, Акперовой Л.А. - ведущего специалиста-эксперта, |
в присутствии представителя заказчика ГКУ ЦЗН Г. КАЗАНИ - Гужова Г.В. (по доверенности), в отсутствие заявителя ИП Князевой О.Н., о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи жалобу заявителя ИП Князевой О.Н. (вх. N1900/ж от 22.02.2023 г.) на действия заказчика ГКУ ЦЗН Г. КАЗАНИ при проведении закупки N0311200018623000014 на предмет: "Оказание государственной услуги по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, а так же категорий граждан, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 N 376 "Об особенностях организации государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 и 2023 годах", направленных органами службы занятости г. Казани - Государственными казенными учреждениями центрами занятости населения районов г. Казани и филиалом Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Казани" по Советскому району по программам: "Кадровый менеджмент", "Логист с изучением программы "1С:Управление торговлей"
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N 0311200018623000014 размещено на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru 06.02.2023 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 448 667,02 руб.
Суть жалобы, по мнению заявителя, закупка проведена с нарушениями норм действующего законодательства.
Заказчик с доводами, изложенными в жалобе не согласился, представил устные и письменные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, позиции заказчика, изучения извещения конкурса приходит к следующим выводам.
Относительно довода заявителя о неправомерности установления требования о предоставлении исполненных контрактов без применения штрафных санкций.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участи ев закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (далее- Положение).
В соответствии с пунктом 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 28 Положения документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Извещением о проведении конкурса был установлен следующий порядок оценки по показателю наличия у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта:
Коэффициент значимости показателя 1 по критерию оценки 2: 0,1.
Показатель 1: Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта определяется по формуле:
КОi= КОУi * 0,1
где: КОi - оценка заявки участника закупки по показателю "Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта";
КОУi - количество баллов по детализирующему показателю "Общее количество исполненных участником закупки договоров";
По Показателю 1 оценивается по детализированному показателю общее количество исполненных участником закупки договоров.
Оцениваются предоставленные участником закупки исключительно исполненные Контракты (договоры) с актами (актом) оказанных услуг по дополнительному профессиональному образованию граждан по программам (специальностям), указанным в Описании объекта закупки. При этом последний акт составленный при исполнении контракта (договора) должен быть подписан не ранее чем за 5 (пять) лет до даты окончания срока подачи заявки.
Оказание услуг в рамках указанных Контрактов (договоров) должно быть осуществлено непосредственно силами участника закупки и подтверждаться следующими документами:
- копиями Контрактов (договоров);
- актами оказанных услуг по данным Контрактам (договорам).
Подтверждением наличия опыта будет считаться только предоставление этих документов вместе (Контракт (договор) + акт). Для оценки учитываются только Контракты (договора) исполненные в полном объеме без применения штрафных санкций.
Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Комиссией оцениваются неповторяющиеся, полные, читаемые копии подтверждающих документов, на которых видны необходимые подписи и печати.
Так, из содержания извещения следовало наличие требования о предоставлении контрактов без претензий/штрафных санкций в отношении Исполнителя.
Согласно Письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 19 августа 2016 г. NД28и-2196, государственный или муниципальный контракт, как и любой договор, будет считаться исполненным после выполнения своих обязательств сторонами в полном объеме. Вместе с тем, полное исполнение сторонами взятых на себя обязательств по контракту включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов) и оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги (их результатов).
Также, по мнению ФАС России, наличие штрафных санкций не может свидетельствовать об отсутствии у участника закупки опыта. В связи с этим установление требования о наличии опыта исполнения контрактов без применения к ним неустойки (штрафов, пеней) является избыточным (<Письмо> ФАС России от 08.12.2021 N МШ/105064/21, https://fas.gov.ru/questions/question_categories/1).
Например, списание неустойки может быть вызвано по независящим от исполнителя причинам, в том числе, распространением коронавирусной инфекции. Однако факт исполненных работ и приёмка их заказчиком свидетельствует об опыте участника.
По мнению Комиссии Татарстанского УФАС России, требование о предоставлении контрактов без просрочек и претензий ограничивает возможность участника закупки получить максимальное количество баллов, поскольку применение штрафа за нарушение условий контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту Конкурса, но ограничивает возможность такого участника закупки получить максимальное количество баллов по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу об обоснованности довода заявителя.
Заказчиком нарушены требования части 4 статьи 32, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Учитывая, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика, Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ИП Князевой О.Н. (вх.N1900/ж от 22.02.2023 г.) на действия заказчика ГКУ ЦЗН Г. КАЗАНИ при проведении закупки N0311200018623000014 на предмет: "Оказание государственной услуги по дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, а так же категорий граждан, указанных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 N 376 "Об особенностях организации государственных услуг в сфере занятости населения в 2022 и 2023 годах", направленных органами службы занятости г. Казани - Государственными казенными учреждениями центрами занятости населения районов г. Казани и филиалом Государственного казенного учреждения "Центр занятости населения города Казани" по Советскому району по программам: "Кадровый менеджмент", "Логист с изучением программы "1С:Управление торговлей" обоснованной.
2. Признать заказчика ГКУ ЦЗН Г. КАЗАНИ нарушившим требования части 4 статьи 32, пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушений действующего законодательства не выдавать.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Зам.Председателя Комиссии |
В.Г. Казаков |
Члены Комиссии |
А.С. Кучеева |
|
Л. А. Акперова |
Исп. Акперова Л.А.,
тел. 8 (843)293-10-91
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 2 марта 2023 г. N 016/06/42-243/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023