Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Энзовин Нутришн" на действия ГБУЗ "Кущевская ЦРБ" МЗ КК при проведении электронного аукциона на поставку специализированных продуктов питания (извещение N 0318300053123000036) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель обжалует "Описание объекта закупки", а именно: избыточное требование о соответствии ГОСТ Р 57106-2016; описанию соответствует товар единственного производителя; п.11.5 проекта контракта не соответствует ч.65.1 ст.112 Закона о контрактной системе.
Представителем Заказчика представлены письменные пояснения. С доводами жалобы не согласен. ГОСТ Р 57106-2016 распространяется на ВМК. Описанию соответствует 3 производителя. На участие подано 3 заявки. Изменения в контракт осуществляется в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - ГБУЗ "Кущевская ЦРБ" МЗ КК проводился электронный аукцион на поставку специализированных продуктов питания (извещение N 0318300053123000036).
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В Описании объекта закупки заказчиком установлены требования к закупаемому товару, в том числе в соответствии с ГОСТ Р 57106-2016. ГОСТ Р 57106-2016 распространяется на витаминно-минеральные комплексы (премиксы), предназначенные для диетического лечебного и диетического профилактического питания взрослых и детей старше трех лет в составе диет лечебного питания. Область применения ГОСТ Р 57106-2016 соответствует назначению подлежащего поставке товара. Согласно п.3.1 указанного ГОСТа ВМК в лечебном питании: специализированные пищевые продукты, представляющие собой порошкообразные смеси, с содержанием витаминов от 50% до 100% от физиологической нормы, изготовленные на основе вещества-носителя с добавлением витаминов, йода, железа и других минеральных веществ, что соответствует приказу N395н. Положения приказа N 395н и ГОСТа предъявляют одинаковые требования к процентному содержанию витаминов и минералов в составе ВМК. ГОСТ Р 57106-2016 носит специализированный характер и регулирует отношения в области производства витаминно-минеральных комплексов. Нормативные документы не содержат запрета на использование витаминно-минеральных комплексов в составе нескольких порций с целью доведения уровня суточного потребления витаминов, минеральных веществ до физиологической нормы. При этом, приказ N395н не устанавливает требования к полному перечню витаминов и минеральных веществ. ГОСЬ устанавливает требования к составу ВМК. Согласно письму Минпромторга РФ от 18.05.2018 N213-31062/10 расчет конкретного содержания витаминов и минеральных веществ, указанных в таблице 2 п.4.2.2 ГОСТ Р 57106-2016, производили исходя из возрастных норм физиологической потребности, диапазона, установленного приказом N395н. Согласно письму Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 02.03.2017 N252-ОГ/03 установлено, что ГОСТ Р 57106-2016 разработан на основании приказа N395н.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлено требование о поставке ВМК с содержанием витаминов и минералов в одной порции от рекомендуемого суточного потребления в пределах диапазона% от физиологической нормы 75-100, что не противоречит ГОСТ и ст.33 Закона о контрактной системе. Аналогичный довод согласуется с позицией Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу NА32-1728/202 от 08.07.2021.
Заказчик пояснил, что на рынке имеется несколько производителей СБКС, имеющих в составе изолят соевого белка: ООО "Шелдонфарма", ООО "Бонд групп", ООО "Промикс".
В соответствии с п.11.5 проекта контракта изменений условий настоящего контракта при его исполнении не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Закона о контрактной системе.
П.12.1 контракта - во всем, что не оговорено в настоящем Контракте, Стороны руководствуются действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч.65.1 ст.112 Закона о контрактной системе по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно. Таким образом, изменения, которые допускаются указанной нормой права, осуществляются в соответствии со ст.95 Закона о контрактной системе. Отсутствие в контракте ссылки на ч.65.1 ст.112 Закона о контрактной системе не свидетельствует о нарушении Закона о контрактной системе и ограничения прав участников в случае принятия решения уполномоченного органа.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Энзовин Нутришн" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0318300053123000036).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 февраля 2023 г. N 169/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023