Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководителя Астраханского УФАС России (далее также Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя Заявителя ООО "Лаб-СТ" -Стукаловой О.В. (действующая по доверенности Nб/н от 01.03.2022 года), надлежащим образом извещенной, в присутствии представителей государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная клиническая психиатрическая больница" - Старичковой Н.В. (действующая по доверенности N12 от 22.02.2023 года), Орловой А.В. (действующая по доверенности N13 от 22.02.2023 года), надлежащим образом извещенных, в присутствии представителей уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Астраханской области "Региональный центр организации закупок" - Ходжаевой Д.Х. (действующая по доверенности N01-06-26 от 13.01.2022 года), Даниловой Ю.Р. (действующая по доверенности N01-06-31 от 23.05.2022 года), надлежащим образом извещенных, рассмотрев жалобу ООО "Лаб-СТ" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная клиническая психиатрическая больница" и уполномоченного органа - ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (реестровый N 0825500000723000384), на основании ст.99, ст.105, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 20.02.2023 года поступила жалоба ООО "Лаб-СТд" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Областная клиническая психиатрическая больница" (далее также - Заказчик) и уполномоченного органа - ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" (далее также - Уполномоченный орган) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (реестровый N 0825500000723000384) (далее - электронный аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что действия комиссии по осуществлению закупок нарушают требования Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Рассмотрение жалобы назначено на 27.02.2023 года в 14 часов 30 минут.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
02.02.2023 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - извещение).
Заказчиком электронного аукциона является Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Областная клиническая психиатрическая больница".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 990 596,00 руб.
Частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 настоящего Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
На участие в аукционе было подано 2 заявки от следующих участников: ООО "Лаб-СТ" (Заявка N154, Заявитель"), ООО "Фармпульс" (Заявка N23).
Из Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.02.2023 NИЭА1 следует, что заявки всех участников признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими.
Победителем аукциона признано ООО "Фармпульс" (Заявка N23).
По мнению Заявителя, действия комиссии по осуществлению закупок, выразившиеся в признании заявки N23 (ООО "Фармпульс") победителем закупки, нарушают требования Закона о контрактной системе, поскольку предложенный лекарственный препарат МНН "Кветиапин-С3" не является эквивалентным по лекарственной форме препарату, установленному Заказчиком в п.4 файла "Описания объекта закупки".
Комиссия Управления не соглашается с доводом Заявителя по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, отражающие требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" к Извещению об осуществлении закупки предусмотрены, в том числе, следующие требования к составу заявки:
Характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)".
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при составлении описания объекта закупки Заказчики обязаны использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки" к Извещению об осуществлении закупки.
Так, согласно вышеуказанному документу Заказчиком в отношении товарной позиции N 4 МНН "Кветиапин", код КТРУ 21.20.10.235-000020-1-00299-0000000000000 установлена, в том числе, лекарственна форма: "Таблетки с пролонгированным высвобождением, покрытые оболочкой".
В силу пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пп. "г" п. 2 ч. 10 ст. 24 Закона о контрактной системе вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со ст. 111.4 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе особенности описания отдельных видов объектов закупок могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380 определены особенности описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N1380).
Согласно пункту 4 Постановления N1380, заказчиками используется информация о взаимозаменяемых лекарственных препаратах при описании в извещении и документации о закупке лекарственных препаратов, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N1380, при описании объекта закупки заказчики помимо сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе указывают:
а) лекарственную форму препарата, включая в том числе эквивалентные лекарственные формы, за исключением описания лекарственной формы и ее характеристик, содержащихся в инструкциях по применению лекарственных препаратов и указывающих на конкретного производителя (например, описание цвета, формы, вкуса и др.);
б) дозировку лекарственного препарата с возможностью поставки лекарственного препарата в кратной дозировке и двойном количестве (например, при закупке таблетки с дозировкой 300 мг указывается: 1 таблетка с дозировкой 300 мг или 2 таблетки с дозировкой 150 мг), а также с возможностью поставки лекарственного препарата в некратных эквивалентных дозировках, позволяющих достичь одинакового терапевтического эффекта (например, флаконы 2,5 мг, или 3 мг, или 3,5 мг), допускается указание концентрации лекарственного препарата без установления кратности;
в) остаточный срок годности лекарственного препарата, выраженный в единицах измерения времени (например, "не ранее 1 января 2020 г." или "не менее 12 месяцев с даты заключения контракта" и др.)
Процедура установления эквивалентности лекарственных препаратов предусмотрена нормами Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) (ст. 27.1).
Эквивалентность лекарственных форм устанавливается в рамках определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов в соответствии со ст. 27.1 Закона об обращении лекарственных средств и Правилами определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденными Постановлением Правительства РФ N1360 (далее также - Правила).
В соответствии с частью 1 статьи 27.1 Закона об обращении лекарственных средств взаимозаменяемость лекарственных препаратов для медицинского применения определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, в рамках одного международного непатентованного (или химического, или группировочного) наименования на основе заключения комиссии экспертов экспертного учреждения о взаимозаменяемости лекарственного препарата для медицинского применения либо о том, что лекарственный препарат для медицинского применения не является взаимозаменяемым. Порядок определения взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения и форма заключения комиссии экспертов экспертного учреждения о взаимозаменяемости лекарственных препаратов для медицинского применения либо о том, что лекарственный препарат для медицинского применения не является взаимозаменяемым, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Перечень взаимозаменяемых лекарственных препаратов для медицинского применения размещается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию лекарственных препаратов для медицинского применения, на своем официальном сайте в сети "Интернет". Информация в перечне взаимозаменяемых лекарственных препаратов для медицинского применения обновляется указанным федеральным органом исполнительной власти с учетом новых зарегистрированных лекарственных препаратов для медицинского применения и внесенных изменений в документы, содержащиеся в регистрационных досье на зарегистрированные лекарственные препараты для медицинского применения (ч. 8 ст. 27.1 Закона об обращении лекарственных средств).
Согласно данным государственного реестра лекарственных средств (ГРЛС) лекарственная форма препарата МНН "Кветиапин" "Таблетки с пролонгированным высвобождением, покрытые оболочкой" эквивалентна лекарственной форме "таблетки, покрытие пленочной оболочкой".
При этом в файле "Описание объекта закупки" Заказчиком указано следующее:
"При формировании заявки допускается изменение формы выпуска в соответствии с каталогом товаров работ услуг и государственным реестром лекарственных средств и пересчет объема поставки через единицу продукции (за исключением случаев, когда в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пп. а, п. 6 Постановления Правительства РФ от 15 ноября 2017 года N 1380 установлено обоснование указания объема наполнения первичной упаковки лекарственного препарата), при этом объем предлагаемого товара, должен быть не менее заявленного в техническом задании Заказчика (пример пересчета зависит от объекта закупки и требований, установленных в техническом задании: N1 упаковок 10 = N10 упаковок 1; 100 шт в 1 упаковке = 10 шт в 10 упаковках; 10 мг/мл 100 мл = 5 мг/мл 200 мл; 10 мг/мл 100 мл упаковок 1 = 5 мг/мл 100 мл упаковок 2)".
Следует отметить, что Победителем (Заявка N23) закупки по позиции 4 предложен лекарственный препарат "Кветиапин-СЗ" лекарственная форма "таблетки, покрытие пленочной оболочкой", то есть с эквивалентной лекарственной формой.
Довод Заявителя базируется на отсутствии сведений об эквивалентности лекарственной формы препарата, предложенного Победителем (по позиции 4) в Едином справочнике-каталоге лекарственных препаратов (далее - ЕСКЛП) (https://esklp.egisz.rosminzdrav.ru/).
При этом, Комиссия Управления отмечает, что разработанный Министерством здравоохранения РФ ЕСКЛП носит информативный характер.
Письмо Минздрава России от 17.11.2020 N18-2/И/2-17599, а также действующее законодательство РФ не содержит обязанности Заказчика использовать только те сведения, которые включены в ЕСКЛП.
Таким образом, Победитель закупки правомерно предложил к поставке лекарственный препарат МНН "Кветиапин-СЗ" с эквивалентной лекарственной формой: "таблетки, покрытие пленочной оболочкой".
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления не усматривает в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушений требований Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод Заявителя является необоснованным.
На основании вышеизложенного, в соответствии с ч.8 ст.106, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Лаб-СТ" на действия комиссии по осуществлению закупок государственного заказчика Государственного бюджетного учреждения Астраханской области "Областная клиническая психиатрическая больница" и уполномоченного органа - ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (реестровый N 0825500000723000384) необоснованной.
2.Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
К.В.Родина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 27 февраля 2023 г. N 030/06/49-195/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023