Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), утвержденная приказом руководителя Управления (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ") - Абрамовского С.А. (действующий по доверенности N11/374 от 06.02.2023 года), Овчереннко А.В. (действующий по доверенности N11/3785 от 06.02.2023 года), Мартьянова А.М. (действующий по доверенности N11/373 от 06.02.2023 года), надлежащим образом извещенных, на основании уведомления Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ") вх.N06\3889 от 30.12.2022 года, и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) провела внеплановую проверку государственного заказчика - Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ") (ИНН 7708245723, адрес филиала: 414056, г.Астрахань, ул.Савушкина,1) (далее также - Заказчик) на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при заключении договора N363 от 30.12.2022 года на оказание услуг по охране постами вневедомственной охраны войск национальной гвардии (физическая охрана), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 30.12.2022 года поступило уведомление Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ") о заключении договора N363 от 30.12.2022 года на оказание услуг по охране постами вневедомственной охраны войск национальной гвардии (физическая охрана) по результатам осуществления закупки у единственного поставщика (ИКЗ: 22170824572330194300100850058010244).
Проведение внеплановой проверки назначено на 08.02.2023 года в 14 часов 00 минут.
по адресу: г.Астрахань, ул.Шаумяна, 47, каб.402.
В указанное время проведение внеплановой проверки началось в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ")- Абрамовского С.А. (действующий по доверенности N11/374 от 06.02.2023 года), Овчереннко А.В. (действующий по доверенности N11/3785 от 06.02.2023 года), Мартьянова А.М. (действующий по доверенности N11/373 от 06.02.2023 года), надлежащим образом извещенных.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией объявлялся перерыв до 14:00 22.02.2023. После перерыва Комиссия продолжила проведение внеплановой проверки в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Родиной К.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителей Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ") - Абрамовского С.А. (действующий по доверенности N11/374 от 06.02.2023 года), Овчереннко А.В. (действующий по доверенности N11/3785 от 06.02.2023 года), Мартьянова А.М. (действующий по доверенности N11/373 от 06.02.2023 года), надлежащим образом извещенных.
16.02.2023 года в Управление поступило ходатайство от Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ")о продлении сроков проведения внеплановой проверки в связи с необходимостью получения информации от ФГКУ "ОВО ВНГ РФ по АО", Управления Росгвардии по Астраханской области и Центра охраны объектов АПК ФГУП "Охрана" Росгвардии.
Комиссия Управления отказала в удовлетворении данного ходатайства в виду следующего.
В соответствии с пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" срок проведения внеплановой проверки составляет не более 10 рабочих дней, а в случае если внеплановая проверка проводится в отношении субъектов контроля при осуществлении ими закупок, сведения о которых составляют государственную тайну, такой срок составляет не более 20 рабочих дней со дня принятия решения о проведении внеплановой проверки, предусмотренного пунктом 27 настоящих Правил.
В случае необходимости получения дополнительной информации и документов, необходимых для проведения внеплановой проверки, срок проведения внеплановой проверки может быть продлен на основании приказа (распоряжения) руководителя контрольного органа или уполномоченного им заместителя не более чем на 10 рабочих дней.
Изначально, решением Астраханского УФАС России проведение внеплановой проверки в отношении действий Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ") было назначено в срок до 13.02.2023 года.
08.02.2023 года на заседании Комиссии Управления от Заказчика поступило ходатайство о продлении срока проведения внеплановой проверки в виду необходимости получения дополнительной информации от Управления Рогсвардии по Астраханской области, ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Астраханской области, ФГУП "Охрана" Росгвардии.
Указанное ходатайство было удовлетворено.
Так, решением Комиссии Управления срок проведения внеплановой проверки в отношении правомерности действий Заказчика был продлен до 27.02.2023 года, проведение внеплановой проверки было назначено на 14 час. 00 мин. 22.02.2023 года.
22.02.2023 года на заседании Комиссии Управления от Заказчика поступило ходатайство о продлении срока проведения внеплановой проверки в виду необходимости получения дополнительной информации от Управления Рогсвардии по Астраханской области, ФГУП "Охрана" Росгвардии, поскольку ответы на направленные 08.02.2023, 16.02.2023 года запросы в адрес Заказчика так и не поступили.
13.02.2023 года в адрес Заказчика поступил ответ на направленный им запрос от ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Астраханской области.
Однако, по мнению Заказчика, ответ не содержит информации относительно поставленных вопросов.
Комиссия Управления отмечает, что в материалах дела имеются ответы на запросы Управления от ФГУП "Охрана" Росгвардии, ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Астраханской области и Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, которые содержат необходимую информацию, что в свою очередь, исключает возможность продления срока проведения внеплановой проверки в силу необходимости получения дополнительной информации.
Комиссия, рассмотрев вышеуказанное уведомление и документы, предоставленные Волжско-Каспийским филиалом федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ"), провела внеплановую проверку и установила следующее.
На основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе 30.12.2022 года между Волжско-Каспийским филиалом федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" и ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ" заключен договор N363 от 30.12.2022 года на оказание услуг по охране постами вневедомственной охраны войск национальной гвардии (физическая охрана) (далее - Контракт).
Цена Контракта составила 392 580,00 рублей.
Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В силу части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 13.07.2017 N 836 утвердило требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), правообладателями которых являются Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральное агентство по рыболовству, их территориальные органы и подведомственные им организации (далее также - Постановление N836).
Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ") является подведомственным учреждением Федеральному агентству по рыболовству, поскольку устав ФГБНУ "ВНИРО" утвержден Приказом Федерального агентства по рыболовству N388 от 24.06.2021 года.
Из пояснений Заказчика следует, что на основании акта осмотра и категорирования объекта, расположенном по адресу: г.Астрахань, ул.Савушкина,1 (Волжско-Каспийского филиала ФГБНУ "ВНИРО" ("КаспНИРХ")), присвоена вторая категория антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Согласно подпункта "б" пункта 23 Постановления N836 на объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 21 настоящих требований, осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, иные организации, кроме как обозначенные в Постановлении N836, не могут отказывать охранные услуги на объекте Волжско-Каспийский филиал ФГБНУ "ВНИРО", расположенным по адресу: г.Астрахань, ул.Савушкина,1.
В соответствии с пунктом 5 Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии" ФГУП "Охрана" МВД РФ передана в ведение Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.
Согласно Уставу ФГУП "Охрана" Рогсвардии, утвержденному приказом Росгвардии от 12.05.20211 года N165, ФГУП "Охрана" Рогсвардии имеет в своем составе военизированные и сторожевые подразделения.
Таким образом, именно ФГУП "Охрана" Росгвардии Постановлением N836 уполномочено на осуществление охраны указанного объекта Заказчика.
Согласно подпункту "а" пункта 4 Указа Президента РФ N157 от 05.04.2016 года "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" постановлено следующее:
-включить в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации:
а) органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Таким образом, ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ и его территориальные подразделения входят в структуру Росгвардии.
В ходе проведения внеплановой проверки Управлением в адрес ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Астраханской области, ФГУП "Охрана" Росгвардии, Федеральной службы национальной гвардии РФ были направлены запросы о том, какие организации, подведомственные Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, имеют военизированные и сторожевые подразделения, которые могут обеспечивать охрану объектов (территорий) в соответствии с п.23,24 Постановления Правительства РФ от 13.07.2017 года N836 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства сельского хозяйства РФ и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства сельского хозяйства РФ, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" на территории Астраханской области.
Как следует из ответов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ (вх.N705 от 06.02.2023 года), ГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по Астраханской области" (вх.N649 от 02.02.2023 года), ФГУП "Охрана" Росгвардии (вх.N591 от 31.01.2023 года), безопасность объектов, указанных в пунктах 23,24 Постановления N836, на территории Астраханской области обеспечивается филиалом ФГУП "Охрана" Росгвардии по Астраханской области.
Кроме того, в материалах дела имеется письмо Главного Управления вневедомственной охраны Федеральной службы национальной гвардии РФ (исх.N8/4023 от 21.09.2020 года), из которого следует, что федеральные государственные казенные учреждения вневедомственной охраны (управления, отделы) войск национальной гвардии РФ по субъектам РФ не являются военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, в том числе в смысле толкования пунктов 23-24 Постановления N836.
Из вышеуказанной информации следует, что ФГУП "Охрана" Росгвардии обладает исключительными полномочиями по охране объектов, указанных в пунктах 23,24 Постановления N836.
При этом, как уже было отмечено ранее, закупка у единственного поставщика на основании пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, должна обосновываться исключительностью полномочий соответствующих органов или предприятий и подтверждаться соответствующими нормативными правовыми актами.
При этом нормативные акты, ссылки на которые приведены Заказчиком в письменных пояснениях - не свидетельствуют об исключительности полномочий ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ при оказании услуг по охране. Иных документов, свидетельствующих об исключительности полномочий ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, Заказчиком на заседании Комиссии Управления не представлено.
Какие-либо иные нормативные акты, устанавливающие исключительные полномочия ФГКУ "Отдел вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ на охрану объектов Заказчика, отсутствуют.
Более того, Управление отмечает, что исключительность полномочий в рамках статьи 93 Закона о контрактной системе предполагает собой лишь одну организацию, которая обладает такими полномочиями, в следствие чего и заключается контракт с единственным поставщиком, а не проводится процедура конкурентной закупки, в случае если таких организаций несколько.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком части 1 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при заключении договора N363 от 30.12.2022 года на оказание услуг по охране постами вневедомственной охраны войск национальной гвардии (физическая охрана), что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать государственного заказчика - Волжско-Каспийский филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" ("КаспНИРХ") нарушившим требования части 1 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении договора N363 от 30.12.2022 года на оказание услуг по охране постами вневедомственной охраны войск национальной гвардии (физическая охрана).
2. Предписание не выдавать.
3.Передать материалы, собранные в ходе проведения настоящей проверки, должностному лицу Астраханского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении должностного лица государственного заказчика - Волжско-Каспийского филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения "Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанологии" в части нарушения части 1 статьи 24, пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Председатель Комиссии Потылицын П.Л.
Члены Комиссии Балтыкова Е.М.
Родина К.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 22 февраля 2023 г. N 030/06/93-179/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023