Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Меркулова Н.С. - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Магнум 77", в присутствии представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Питель С.И. (доверенность) и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 16.01.2023 N01-06-49), Даниловой Ю.Р. (доверенность от 23.05.2022 N01-06-31), рассмотрев жалобу ООО "Магнум 77" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети (реестровый N0825500000723000688), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 17.02.2023 поступила жалоба ООО "Магнум 77" (далее - Заявитель,Общество) на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области (далее - Заказчик), уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети (реестровый N0825500000723000688) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 20.02.2023 N04/819, 04/818 рассмотрение жалобы было назначено на 27.02.2022 на 10 час.00 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С.- руководителя Управления;
членов комиссии:
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Магнум 77", в присутствии представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Питель С.И. (доверенность) и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 16.01.2023 N01-06-49), Даниловой Ю.Р. (доверенность от 23.05.2022 N01-06-31).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 28.02.2023. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Меркулова Н.С.- руководителя Управления;
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Магнум 77", в присутствии представителя государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области Питель С.И. (доверенность) и в присутствии представителей уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 16.01.2023 N01-06-49), Даниловой Ю.Р. (доверенность от 23.05.2022 N01-06-31).
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
15.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона (далее - Извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 39 933 333,28 руб.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в т.ч. описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, Заказчик в файле "Описание объекта закупки" к Извещению установил требования к поставляемому товару.
При этом, Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик в нарушение Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145, установил описание объекта закупки не в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В рассматриваемом случае в Извещении объект закупки отнесен к ОКПД2 26.60.12.132 "Аппараты ультразвукового сканирования".
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (далее - Правила N145), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Также согласно п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
На основании пунктов 4,17 Правил формирования каталога Минфином России обеспечивается поддержание каталога в актуальном состоянии путем внесения в него изменений в соответствии с пунктами 14,15 Правил формирования каталога в порядке, предусмотренном для формирования и включения в каталог позиций.
Порядок определения даты начала обязательного применения позиций каталога, в том числе в случае внесения в такие позиции изменений, установлен пунктом 18 Правил формирования каталога, в соответствии с которым дата начала обязательного применения информации, предусмотренной подпунктами "б"-"г" и "е"-"з" пункта 10 указанных Правил, устанавливается с отложенным сроком - не ранее 30 дней со дня включения в ЕИС соответствующей информации что обеспечивает возможность своевременного ознакомления в целях соблюдения заказчиком требования об обязательности использования позиций каталога в силу пункта 4 Правил использования каталога.
При этом на основании пункта 12 Положения о единой информационной системе в сфере закупок, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.01.20200 N60, функциональные возможности ЕИС обеспечивают также сохранение предыдущих редакций (версий позиций каталога, которые остаются доступными для ознакомления в ЕИС.
В этой связи при наличии обновленной редакции (версии) позиции каталога вне зависимости от даты начала ее обязательного применения предыдущая редакция (версия) применению заказчиком не подлежит.
Указанная позиция отражена в письме Министерства финансов РФ от 17.05.2022 N24-03-07/45300.
Таким образом, описание продукции с указанными Заявителем кодами КТРУ 26.60.12.132-00000036, 26.60.12.132-00000037 обязательно к применению только с 01.03.2023, в связи с чем, Заказчик самостоятельно формирует описание объекта закупки.
При этом позиции КТРУ с кодами 26.60.12.132-00000034, 26.60.12.132-00000035, 26.60.12.132-00000033 исключены с 05.12.2022.
Следовательно, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Заказчиком, по мнению заявителя, неправомерно установлены при описании объекта закупки такие характеристики закупаемого товара, которые соответствуют товару только одного производителя - товар "SAMSUNG MEDISON HS40-RUS".
Между тем, как следует из пояснений представителей Заказчика и представленного письма от 06.02.2023 N69-К/2023, такими функциями обладает как минимум еще один - товар система ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети РуСкан 60, производство Россия.
Вместе с тем, Заявителем не доказана неправомерность установления подобных требований. Кроме того, Заявителем не указаны основания невозможности поставки товаров с характеристиками, указанными в техническом задании и тот факт, каким образом действия Заказчика нарушают его права и законные интересы.
Комиссия также учитывает то обстоятельство, что объектом закупки является приобретение оборудования, а не его производство, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не его производитель, сведения об ограничениях доступа к закупке необходимого заказчику оборудования у Комиссии отсутствуют.
Согласно ч. 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указано, что "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения антимонопольного органа, которым его жалоба признана необоснованной. По мнению общества, заказчик незаконно включил в документацию о проведении электронного аукциона на поставку медикаментов требования к товару, которым соответствует лекарственный препарат конкретного производителя. Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных требований отказано со ссылкой на то, что заказчик вправе был установить требования к закупаемому лекарственному средству, определяющие форму таблетки, способ ее деления, фасовку. Арбитражный суд округа судебные акты отменил, заявленные требования удовлетворил исходя из того, что заказчик включил в аукционную документацию требования к закупаемому товару (лекарственная форма, дозировка, форма выпуска), которые не относятся к фармакологическим свойствам лекарственного препарата, никак не связаны с терапевтической эффективностью и не обусловлены спецификой назначения и применения закупаемого препарата, но прямо свидетельствовали о единственном производителе данного лекарственного средства. Кроме того, документально не подтверждено, что любой из участников аукциона имел возможность приобретать лекарственные средства этого производителя в целях поставки их для нужд заказчика. Вследствие чего суд пришел к выводу о злоупотреблении заказчиком правил размещения заказа, которое привело к созданию необоснованных препятствий для участников спорной закупки, повлекших сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции. С учетом указанного суд признал решение антимонопольного органа незаконным".
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016 "...Основой задачей норм, содержащихся в Законе о контрактной системе, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников определения поставщика, сколько выявление в результате такого определения лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре...".
Таким образом, установив вышеуказанные требования, Заказчик фактически обозначил конкретные характеристики товара, потребность в которых обусловлена спецификой его деятельности, следовательно, положения документации об электронном аукционе не противоречат Закону о контрактной системе.
При этом из изложенного выше также следует, что принцип обеспечения конкуренции был соблюден, в том числе путем обеспечения возможности участия различных поставщиков и производителей. А принцип эффективности закупки может быть соблюден только при закупке заказчиком товаров, которые в полной мере отвечают потребности Заказчика и его пациентов.
С учетом изложенного, а также принимая во внимание отсутствие доказательств, указывающих на ограничение потенциальных поставщиков в связи с установленными спорными требованиями к объекту закупки, Комиссия пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы о нарушении заказчиком требований действующего законодательства при описании объекта закупки.
Кроме того, Заявитель на заседании комиссии не явился и не направил своего представителя для дачи пояснений по спорным вопросам. К жалобе не приложены иные доказательства того, что система ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети РуСкан 60, производство Россия не соответствует описанию объекта закупки, заявителем не представлено.
В данном случае соответствующая проверка возможна только при приемке товара. т.е. на стадии исполнения контракта.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Магнум 77" на действия государственного заказчика Министерства здравоохранения Астраханской области, уполномоченного учреждения ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку системы ультразвуковой визуализации универсальной с питанием от сети (реестровый N0825500000723000688) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии Н.С.Меркулов
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 28 февраля 2023 г. N 030/06/33-208/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.03.2023