Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 17.02.2023 N 56 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ДОМ" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:- заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: - заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России России,- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС, - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; в присутствии представителей уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (по доверенности), (по доверенности), в отсутствии представителей заказчика Министерства здравоохранения Белгородской области, в отсутствии представителя заявителя ООО "ДОМ" (о месте и времени рассмотрения жалобы надлежаще уведомлены), рассмотрев материалы дела N 031/06/32-113/2023 по жалобе ООО "ДОМ" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию по программе повышения квалификации специалистов со средним профессиональным медицинским образованием в 2023 году" (N закупки 0826500000923000489), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ДОМ" (далее - Заявитель) на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию по программе повышения квалификации специалистов со средним профессиональным медицинским образованием в 2023 году" (N закупки 0826500000923000489) (далее - Открытый конкурс).
Заявитель в своей жалобе оспаривает установленный заказчиком параметр сопоставимости "оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию специалистов со средним профессиональным медицинским образованием" к критерию оценки в извещении о проведении Открытого конкурса.
ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (далее - уполномоченное учреждение) представило возражение по жалобе ООО "ДОМ", с доводами, изложенными в жалобе, не согласно.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ДОМ", ознакомившись с представленным возражением, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 29.01.2023 размещено извещение об осуществлении Открытого конкурса и его приложения (электронные документы).
Объект закупки - "Оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию по программе повышения квалификации специалистов со средним профессиональным медицинским образованием в 2023 году".
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 983 700,00 рублей.
На участие в Открытом конкурсе подано 5 заявок.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ДОМ" контракт по результатам Открытого конкурса не заключен.
Из содержания пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в т.ч. критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение о закупке должно содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом в соответствии со статьей 32 Закона о контрактной системе количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение об оценке заявок).
Для оценки заявок участников закупки заказчик использовал следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно пункту 24 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено указанным Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Заказчиком - Министерством здравоохранения Белгородской области использован показатель: "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В соответствии с пунктом 28 Положения об оценке заявок в случае применения показателя "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Оценка заявок по указанным детализирующим показателям осуществляется в порядке, установленном пунктами 20 и 21 Положения об оценке заявок, применение шкалы оценки не допускается.
На основании подпункта "в" пункта 28 Положения об оценке заявок документом, подтверждающим соответствие требованиям указанного положения по показателю "наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта":
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
На основании приведенных норм в извещении об осуществлении закупки установлены следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги, значимость показателя 40%;
2) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, значимость показателя 60%
показатель оценки: наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта, значимость показателя оценки: 100%;
показатели оценки, детализирующие показатель оценки: характеристика квалификации участников закупки: наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, значимость показателя, детализирующего показатель оценки, 100%.
Приложением N 5 извещения об осуществлении Открытого конкурса установлены отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки:
Наименование критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки, при применении которого устанавливается положение, предусмотренное графой 3. |
Положение о применении критерия оценки, показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки. |
1. Критерий оценки: Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня.
1.1. Показатель оценки: Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта 1.1.1. Показатели оценки, детализирующие показатель оценки: Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. |
1) К оценке принимаются исполненные договоры, предусматривающие оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию сопоставимые с предметом контракта заключаемого по результатам настоящего открытого конкурса*. 2) К рассмотрению принимаются следующие документы: По исполненным договорам: - исполненный договор (договоры) (к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе от 05.04.2013 N 44-ФЗ и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц; - акт (акты) выполненных работ, подтверждающий цену оказанных услуг (Последний акт, составленный при исполнении вышеуказанных договоров, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок). К оценке принимаются документы, указанные в п.2 настоящей графы, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
*Параметры сопоставимости: оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию специалистов со средним профессиональным медицинским образованием. |
Предметом закупки является исключительно оказание образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию по программе повышения квалификации специалистов со средним профессиональным медицинским образованием.
Указанный предмет закупки сопоставим с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Обязанность медицинских работников совершенствовать свои профессиональные знания и навыки прямо установлена в части 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 части 2 статьи 73 указанного Федерального закона медицинские работники обязаны совершенствовать профессиональные знания и навыки путем обучения по дополнительным профессиональным программам в образовательных и научных организациях в порядке и в сроки, установленные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Соответствующий порядок утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении Порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" (далее - Порядок).
Согласно пунктам 2 - 4 Порядка совершенствование профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях осуществляется работниками в целях обновления имеющихся теоретических и практических знаний в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач, формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки, изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой или более высокой должности, а также получения дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида медицинской или фармацевтической деятельности.
Совершенствование работниками профессиональных знаний и навыков осуществляется путем их обучения в образовательных и научных организациях по дополнительным профессиональным образовательным программам, реализуемым в виде повышения квалификации, профессиональной переподготовки, стажировки.
Повышение квалификации работников проводится не реже одного раза в 5 лет в течение всей их трудовой деятельности.
На основании пункта 5 Порядка сроки, формы, содержание и технология обучения по программам дополнительного профессионального образования определяются образовательными и научными организациями, реализующими соответствующую образовательную программу, самостоятельно с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к программам послевузовского профессионального образования по соответствующему направлению подготовки (специальности) и потребностью работодателя.
Программы дополнительного профессионального образования должны учитывать квалификационные требования к медицинским работникам.
В частности, квалификационные требования к медицинским работникам со средним медицинским образованием утверждены Приказом Минздрава России от 10.02.2016 N 83н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием".
Согласно Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н, к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием отнесен средний медицинский персонал.
Для медицинских работников с высшим образованием также утверждены отдельные квалификационные требования: приказ Минздрава России 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки"".
Перечень циклов специализации и усовершенствования в системе дополнительного образования среднего медицинского и фармацевтического персонала утвержден приказом Минздрава России от 05.06.1998 N 186 "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием". Указанным приказом по каждой специальности определяется тематика циклов, вид постдипломного образования, продолжительность (месяцы, часы), периодичность повышения квалификации в отношении соответствующих должностей медицинских работников.
Тем самым, в качестве сопоставимого с предметом контракта опыта оказания услуг определен опыт оказания образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию специалистов со средним профессиональным медицинским образованием, что обусловлено спецификой оказания соответствующих образовательных услуг для медицинских работников со средним медицинским образованием, особенностями квалификационных требований, требованиями к программам дополнительного профессионального образования для указанной категории.
Конкурс проводится в целях определения участника закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы по существу.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился, доказательств, опровергающих выводы уполномоченного учреждения не представил.
Каких - либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения извещения об осуществлении Открытого конкурса нарушили принципы проведения закупок товаров, заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДОМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 февраля 2023 г. N 031/06/32-113/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.02.2023