Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 16.02.2023 N 53 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "КомМедКом" (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии:
члены Комиссии:
в присутствии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа" _(по доверенности), _ (по доверенности_. (по доверенности), _ (по доверенности), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" _. (по доверенности), _ (по доверенности), заявителя - ООО "КомМедКом" _. (по доверенности), _ (по доверенности), рассмотрев материалы дела N 031/06/33-110/2023 по жалобе ООО "КомМедКом" на положения извещения об осуществлении электронного аукциона на поставку медицинских изделий - микроскоп нейрохирургический, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (N закупки N 0826500000923000943), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "КомМедКом" (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что объектом закупки является поставка медицинских изделий - микроскоп нейрохирургический, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Данному виду медицинских изделий соответствует позиция КТРУ 26.70.22.150-00000071 - микроскоп нейрохирургический.
Вместе с тем, заказчик не применил указанную позицию КТРУ, а установил дополнительные характеристики к закупаемому товару.
При этом наличие надлежащей к применению заказчиком позиции в каталоге и наличие описания характеристик товара в позиции каталога, при установленном заказчиком ограничении допуска по Постановлению N878, обязывает заказчика описывать товар исключительно с использованием позиции КТРУ, то есть применять только указанные в соответствующей позиции каталога функциональные, качественные характеристики товара.
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" представили возражения на жалобу ООО "КомМедКом", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы, указал, что требованиям, установленным в Описании объекта закупки, соответствует исключительно один производитель.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях заказчика и уполномоченного учреждения на жалобу ООО "КомМедКом", считают ее необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "КомМедКом", возражения уполномоченного учреждения и заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 03.02.2023 размещены извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий микроскоп нейрохирургический, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 27 150 000,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "КомМедКом" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно требованиям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Комиссией установлено, что в извещении заказчиком установлены следующие требования к участникам закупки: ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878), ограничение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", условия допуска участников, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Постановлением N 878 установлены ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановлением N878 содержит код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014: 26.70.22.150 "Микроскоп оптический".
Таким образом, извещение об осуществлении закупки соответствует требованиям части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в части применения Постановления N878.
Согласно требованиям части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контактной системе Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление Правительства РФ N 145, Правила).
На основании пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
При этом в силу части 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к основным принципам охраны здоровья относятся, в частности: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи.
Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (подпункты 3, 9 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 21 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" качество медицинской помощи - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно части 2 статьи 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с частью 2 статьи 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленным законодательством Российской Федерации (части 2 и 3 статьи 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих, в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам, в том числе новорожденным медицинской помощи.
Таким образом, потребность заказчика в поставляемом товаре, также должна соответствовать требованиям Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
В ходе рассмотрения жалобы представитель заказчика отметил, что согласно извещению о закупке в рамках рассматриваемого электронного аукциона предусмотрена поставка товара с кодом ОКПД2 26.70.22.150 "Микроскоп оптический" и не применено КТРУ 26.70.22.150-00000071 - микроскоп нейрохирургический, так как указанный КТРУ имеет лишь 4 обязательные к применению характеристики, которые не могут описать в полной мере оборудование соответствующие потребности Заказчика.
Между тем потребностью заказчика отвечают следующие характеристики приобретаемого товара, а именно:
- "Максимальное фокусное расстояние объектива не менее 500 мм".
Наличие данного параметра обосновано тем, что диапазон фокусного расстояния при хирургии опухолей задней черепной ямки составляет от 180 до 367 мм. При этом, в хирургии супратенториальных опухолей мозга данный показатель насчитывает от 188 до 472 мм. Таким образом, представляется актуальным наличие операционного микроскопа с максимальным рабочим расстоянием не менее 500-600 мм.
- "Увеличение микроскопа максимальное не менее 24 крат"
Наличие данного параметра обусловлено требованиями более четкой визуализацией при работе со структурами, требующими максимального увеличения, чтобы обеспечить безопасность пациента от наложения некачественных микрососудистых швов. В сосудистой нейрохирургии, при наложении сосудистых анастомозов используются сосуды диаметром до 2 мм. Нередко при этом возникает необходимость сшивания сосудов еще меньшего диаметра - 1 мм и ниже. В данных ситуациях наличие возможности максимального увеличения у оптической системы операционного микроскопа представляется определяющим успешность хирургического вмешательства.
- "Диапазонам наклона микроскопа"
Наличие данного требования направлено на сокращение времени операции, обеспечение комфортной работы хирурга и ассистента, создание условий безопасности пациента.
- "Единая сенсорная панель управления микроскопом с помощью поворотного дисплея, монитора"
Наличие указанной единой сенсорной панели управления микроскопом связано с необходимостью срочно и точно управлять основными и вспомогательными опциями микроскопа без дополнительных инструментов, которые значительно снижают время операции, что прямо влияет на качество хирургических вмешательств (в рамках оказания высокотехнологичной помощи) и как следствие, на уровень летальности и качество жизни пациента после операции.
При этом какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные заказчиком требования к товару, указанные в Описании объекта закупки не являются объективными, привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных нужд в материалах жалобы отсутствуют.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, среди прочего, описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из изложенных выше норм следует, что в зависимости от своих потребностей заказчик в извещении о проведении закупки должен установить требования к поставляемому товару с учетом специфики его деятельности, а также обеспечения надлежащей медицинской помощи новорожденным субъекта Российской Федерации.
При этом Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в извещение об осуществлении закупки требований к объекту закупки, являющихся значимыми для заказчика.
Следовательно, учитывая изложенное выше, заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие характеристики и требования к объекту закупки, в том числе условия эксплуатации, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что планируемое к закупке оборудование необходимо для оказания высокотехнологичной медицинской помощи по профилю "нейрохирургия", а характеристики товара, указанные в КТРУ 26.70.22.150-00000071 - микроскоп нейрохирургический, не отвечают всем потребностям Заказчика.
При указанных обстоятельствах заказчик применил пункт 7 Правил.
Также представитель Заказчика отметил, что техническая часть закупаемого товара усреднялась между товарами следующих производителей: микроскопы операционный HaagStreit Hi-R 1000, микроскоп Carl Zeiss Kinevo 900. Указанные товары зарегистрированы и допущены к обороту на территории России, что подтверждается регистрационным удостоверением, выданным Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения России для микроскопа операционного HaagStreit Hi-R 1000 за номером РЗН 2016/3912, для микроскопа Carl Zeiss Kinevo 900 за номером РЗН 2021/15795.
При обосновании начальной (максимальной) цены контракта заказчиком был изучен рынок цен на операционные микроскопы, соответствующие заявленным требованиям и направлен запрос о предоставлении коммерческих предложений, в результате получено 3 коммерческих предложения от двух производителей.
На участие в электронном аукционе также было подано 2 (две) заявки с предложениями о поставке товаров двух разных производителей. Обе заявки были допущены, о чем свидетельствует протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0826500000923000943 от 17.02.2023 года
При рассмотрении жалобы ООО "КомМедКом" не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для поставки закупаемого товара, а также указывающих на то, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно либо затруднено.
На основании вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что установленные в извещении спорные требования к характеристикам приобретаемого медицинского изделия создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничения количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "КомМедКом" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 февраля 2023 г. N 031/06/33-110/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023