Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 21.02.2023 N 66 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Кравченко А.В." (далее - Комиссия), при участии представителя заказчика - ОГБУЗ "Городская поликлиника г.Белгорода", уполномоченного учреждения - ОГКУ "Центр закупок", заявителя, рассмотрев материалы дела N 031/06/49-128/2023 по жалобе ИП Кравченко А.В. на положения извещения об осуществлении электронного аукциона: "Поставка медицинских изделий - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от батареи, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий" (N закупки 0826500000923000228) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Кравченко А.В. (далее - заявитель) на положения извещения об осуществлении Электронного аукциона.
Из поступившей жалобы следует, что на день подачи жалобы в едином реестре российской радиоэлектронной продукции зарегистрировано как минимум четыре ультразвуковых аппарата, соответствующих тому же классу (функциональному назначению) радиоэлектронной продукции, что и радиоэлектронная продукция, планируемая к закупке, а именно:
1) АО НПО "Сканер" N РЭ-3289/21 - Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 65-М" по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями.
2) АО НПО "Сканер" N РЭ-3243/21 - Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 65" по ТУ 26.60.12-003-98204792-2019 с принадлежностями.
3) АО НПО "Сканер" N РЭ-3290/21 - Система ультразвуковая диагностическая медицинская "РуСкан 70П" по ТУ 26.60.12-004-98204792-2020 с принадлежностями.
4) АО "НИПК "ЭЛЕКТРОН" N РЭ-4832/22 - Система диагностическая для ультразвуковых исследований УЗИ-ЭЛЕКТРОН.
Объектом закупки является поставка медицинских изделий - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от батареи, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий"
При этом техническим характеристикам, указанным в Приложении N1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки, в полной мере не соответствует ни одна из моделей ультразвукового диагностического оборудования, присутствующая в едином реестре радиоэлектронной продукции. Описание объекта закупки соответствует продукции исключительно иностранного производства более низкого качества, по завышенной цене.
Указанные обстоятельства свидетельствуют об ограничении конкуренции в целом и о нерациональном расходовании средств.
В случае описания объекта закупки в соответствии с постановлениями N878 и N2014, как того требует законодательство РФ, заявитель, как участник закупки, мог бы предложить к поставке оборудование российского производства, зарегистрированное в Едином реестре российской радиоэлектронной продукции.
Из жалобы также следует, что заказчик не пользовался КТРУ.
Вместе с тем, при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться исключительно позицией КТРУ 26.60.12.132-00000011, которая является обязательной к применению с 01. 07. 2019. Также, по мнению заявителя возможны к применению позиции КТРУ 26.60.12.132-00000036 и 26.60.12.132-00000037
Заявитель считает, что заказчик не использовал указанную позицию КТРУ, намеренно пытаясь уйти от необходимости соблюдения правил описания объекта закупки, направленных на оптимизацию закупок и поддержку отечественных производителей.
В жалобе заявитель также указал, что заказчик не применил Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчик - ОГБУЗ "Городская поликлиника г.Белгорода" представил возражение на жалобу ИП Кравченко А.В. (письменное пояснение с изложением позиции по доводам, приведенным в жалобе) на 8 листах .
Уполномоченное учреждение - ОГКУ "Центр закупок" также представило возражения на жалобу ИП Кравченко А.В. на четырех листах с приложением, а именно: решение УФАС по Воронежской области от 30 ноября 2022 года по делу N 036/06/14-1361/2022.
Заказчик и уполномоченное учреждение в представленных возражениях с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу ИП Кравченко А.В. необоснованной.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы жалобы.
Кроме того, заявил ходатайство о продлении сроков рассмотрения его жалобы в связи с непредоставлением заявителю следующей информации и документов:
- отчет, содержащий информацию о том, почему в Техническом задании указаны характеристики УЗИ-сканера ниже (хуже), чем у оборудования, размещённого в Реестре Радиоэлектронной продукции Российского производства, что приводит к нерациональному расходованию средств.
- сведения по неисполнению Постановления Правительства РФ от 3 декабря 2020 года N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком", а именно закупки Аппаратов ультразвукового исследования Российского производства не менее 80%.
- отчет заказчика об исполнении указанного постановления за 2021, 2022 и 2023 годы по всему закупленному медицинскому оборудованию, а также информацию подтверждающую размещение этих данных в ЕИС.
- оригиналы запросов Российским производителям (минимум двум, находящимся в Реестре Радио-Электронной продукции) и оригинал уведомления о вручении запроса Почты России на физическом бумажном носителе. При этом скрины или фото, согласно действующему законодательству, не являются официальными документами и могут быть сфальсифицированы в программах редакторах на ЭВМ, а также не получены получателями из-за отсутствия подключения к сети интернет.
- оригиналы технических характеристик (оригиналы с живыми печатями или электронной подписью - Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ) именно от производителей, а не дилеров, указанных в Сводной таблице и саму сводную таблицу. Оригиналы Коммерческих Предложений с живыми печатями. При этом скрины или фото, согласно действующему законодательству, не являются официальными документами и могут быть сфальсифицированы.
Заявитель также озвучил дополнения к жалобе, в которых указал, что при описании объекта закупки у заказчика не было правовых оснований руководствоваться одновременно ГОСТ Р 56327-2014 "Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты" и ГОСТ Р 56331-2014 "Изделия медицинские электрические. Изделия медицинские ультразвуковые диагностические. Технические требования для государственных закупок", так как ГОСТ Р 56327-2014 "Изделия медицинские электрические. Ультразвуковые аппараты" описывает ультразвуковые аппараты экспертного класса, а ГОСТ Р 56331-2014 "Изделия медицинские электрические. Изделия медицинские ультразвуковые диагностические. Технические требования для государственных закупок" - ультразвуковые аппараты более низкого класса.
Кроме того, заявитель указал на то, что позиция 2.4.18 Технического задания, изложенная в редакции "Архивация изображений в центральный архив медицинских изображений по стандарту DICOM", указывает на обязательность применения заказчиком при осуществлении закупки Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил следующее.
Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком" устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта для цели достижения минимальной доли закупок следующим образом: при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) в соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе заказчик направляет запрос информации о цене товара субъектам деятельности в сфере промышленности, информация о которых включена в государственную информационную систему промышленности.
Частью 5 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) не регламентировано, в каком виде должен направляться запрос о получении информации, но предусмотрено получение информации в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе, что и было сделано заказчиком в соответствии с пунктом 3.7.2 Методических рекомендаций N567 Министерства экономического развития РФ.
Согласно пункту 3 постановления Правительства Белгородской области от 27 декабря 2021 года N 671-пп "О порядке взаимодействия при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд Белгородской области и муниципальных нужд" на управление государственного финансового контроля Белгородской области как на контрольный орган возложены полномочия по согласованию обоснованности определения заказчиками начальной (максимальной) цены контракта. Обжалуемая закупка, как и все закупки, за исключением строительно-монтажных, дорожных и проектно-изыскательских работ, продуктов питания с начальной (максимальной) ценой за единицу, не превышающей рекомендуемые цены и если начальная (максимальная) цена контракта не превышает пять миллионов рублей, прошла перед размещением проверку контрольного органа.
Требования заявителя об обязанности заказчика направлять запросы цен посредством Почты России на физическом бумажном носителе являются надуманными и несостоятельными.
При этом заявителем в материалы дела не представлено мотивированных доказательств тому, что запрашиваемая в ходатайстве информация имеет отношение к рассматриваемому делу, в связи с чем, необходима для представления в материалы такого дела.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения поддержали позицию, изложенную в представленных возражениях заказчика и уполномоченного учреждения на жалобу ИП Кравченко А.В., считают жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Кравченко А.В., возражения уполномоченного учреждения и заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 24.01.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Объект закупки - поставка медицинских изделий - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от батареи, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий.
Начальная (максимальная) цена контракта - 16 800 000, 00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Кравченко А.В. контракт по результатам проведения Электронного аукциона не заключен.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Срок окончания подачи заявок, установленный Заказчиком - 21.02.2023.
Вместе с тем, дополнение к жалобе заявитель озвучил на заседании Комиссии 28.02.2023, то есть после окончания срока подачи заявок на участие в Электронном аукционе.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе озвученный на заседании Комиссии довод заявителя на положения извещения об осуществлении закупки оставлен Комиссией без рассмотрения.
Вместе с тем, внеплановая проверка озвученного заявителем дополнительного довода проведена в рамках рассмотрения дела N 031/06/49-118/2023 по жалобе ООО "МАГНУМ 77".
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией нарушений законодательства о контрактной системе не выявлено.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает заказчика обосновывать свою потребность.
Вместе с тем, установленные заказчиком требования к характеристикам товара не должны ограничивать количество участником закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N145).
Пунктом 3 Правил использования КТРУ установлено, что заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Из пояснений заказчика следует, что при определении потребности в приобретаемом оборудовании заказчик, являясь медицинской организацией, руководствовался, кроме всего прочего, принципами охраны здоровья, закрепленными Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", и стандартом оснащения кабинета ультразвуковой диагностики, утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 июня 2020 г. N 557н "Об утверждении Правил проведения ультразвуковых исследований".
Заказчиком определен код ОКПД2 закупаемого товара - 26.60.12.132 - "Аппараты ультразвукового сканирования".
В каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на запрос по коду ОКПД2 26.60.12.132 выводится 42 записи. Из них соответствующими предмету закупки являются:
26.60.12.132-00000033 Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети;
26.60.12.132-00000034 Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети;
26.60.12.132-00000035 Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети.
Указанные позиции КТРУ отменены 05.12.2022.
Соответствующим предмету закупки является укрупненный код 26.60.12.132-00000037. Укрупненные позиции КТРУ не применяются при проведении электронного аукциона, в соответствии с внутренним регламентом ЕИС. Укрупненный код 26.60.12.132-00000037 содержит уточненную позицию каталога:
26.60.12.132-00000036 Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети.
Статус позиции - Включено в КТРУ
Дата включения позиции в каталог - 02.10.2020.
Дата начала обязательного применения позиции каталога - 01.03.2023.
В соответствии с пунктом 9 Правил использования КТРУ, в случае размещения извещения об осуществлении закупки, направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), а также заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до наступления даты начала обязательного применения соответствующей позиции каталога заказчик до завершения закупки вправе руководствоваться пунктом 7 Правил использования КТРУ.
В силу пункта 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, применение позиций КТРУ для кода 26.60.12.132-00000036 обязательно с 01.03.2023.
При этом извещение о проведении электронного аукциона размещено в Единой информационной системе в сфере закупок 24.01.2023., в связи с чем, при установлении требований к товару заказчик руководствовался пунктами 7 и 9 Правил использования КРТУ.
Вместе с тем, код КТРУ 26.60.12.132-00000011, который, по мнению заявителя, должен быть применен при осуществлении закупки относится к Системе ультразвуковой визуализации исключительно сердечно-сосудистой системы и имеет ограниченное применение в соответствии с описанием "Комплект работающих от сети (сети переменного тока) изделий, разработанных для проведения экстракорпоральных и/или интракорпоральных процедур визуализации сердца и кровеносных сосудов (эндосонографии или эндоскопии). Включает систему программного обеспечения, которая поддерживает целый ряд статистических исследований и специфических кардиологических исследований в режиме реального времени для диагностирования анатомических дефектов сердца, определения характеристик потока крови и функциональных/анатомических проблем, ассоциированных с инфарктом миокарда. Генерирует ультразвуковые импульсы, направляет их в область воздействия, определяет ультразвуковое эхо и обрабатывает полученную информацию для вывода на дисплей статистических или динамических двух- или трехмерных (3-D) изображений".
Таким образом, код КТРУ 26.60.12.132-00000011 не может соответствовать предмету закупки, так как не обладает таким спектром применения, который необходим для удовлетворения потребностей заказчика.
При указанных обстоятельствах довод заявителя о том, что заказчик не использовал позиции КТРУ, намеренно пытаясь уйти от необходимости соблюдения данных правил описания объекта закупки, направленных на оптимизацию закупок и поддержку отечественных производителей не нашел своего подтверждения, что указывает на необоснованность исследуемого довода жалобы.
Заявитель в жалобе указывает, что заказчик при осуществлении закупки не применил Постановление Правительства РФ от 16 ноября 2015 года N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N1236).
На заседании Комиссии представитель уполномоченного учреждения пояснил следующее.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Пунктом 2.1 Постановления N 1236 предусмотрено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
При этом, объект закупки (медицинское изделие - Система ультразвуковой визуализации универсальная), а также предмет контракта, не попадает под определения программного обеспечения, установленные п. 2.1 Постановления N 1236, а так же описание объекта закупки не содержит такой характеристики, как "программное обеспечение", "встроенное программное обеспечение". Заказчик приобретает медицинское изделие с определенными функциями/опциями. При этом Законом о контрактной системе, а также Постановлением N 1236 не регламентированы случаи применения, рассматриваемого запрета при закупках оборудования с предустановленным программным обеспечением (встроенным программным обеспечением), без которого применение данного оборудования невозможно, и в извещении не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него в результате исполнения обязательств по контракту.
Кроме того, представитель заказчика пояснил, что в состав поставляемого товара входят встроенные пакеты специализированных программ, которые составляют неотъемлемую часть функционала приобретаемого оборудования, что представляет собой "прошивку", которая обеспечивает запуск и работу системы, выполняя по отношению к ней функцию управления. Встроенная специальная микропрограмма разработана производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана. Микропрограмма - является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга. Конечным объектом закупки является именно медицинское оборудование (товар), а не ПО. Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО, которые заключаются при использовании ПО в его классическом понимании. Настоящей закупкой не предусмотрена поставка программного обеспечения.
При этом заявитель не представил в материалы дела доказательства, свидетельствующие об обратном.
Таким образом, какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что сформулированные заказчиком требования к товару и условия его эксплуатации, отраженные в Приложении N1 "Описание объекта закупки" к извещению об осуществлении закупки не являются объективными, привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных нужд, в материалах жалобы отсутствуют.
Согласно пояснениям заказчика, при проведении им анализа рынка с целью обоснования начальной (максимальной) цены контракта на поставку аппарата с характеристиками, указанными в описании объекта закупки, им были получены коммерческие предложения от трех хозяйствующих субъектов, содержащие предложения о поставке оборудования (различных моделей) двух независимых производителей. Следовательно, при формировании описания объекта закупки и обосновании начальной (максимальной) цены контракта на поставку аппарата заказчик добросовестно исходил из наличия на момент проведении закупки на рынке предложений о поставке оборудования двух независимых производителей, характеристики которого соответствуют описанию объекта закупки.
Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются поданными на данный аукцион заявками, содержащими предложение о поставке товара двух разных производителей оборудования.
Также Комиссия отмечает, что согласно пункту 3.33. Приказа ФАС России "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 19.11.2014 N 727/14 по результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки Комиссия принимает единое решение. Решение принимается Комиссией простым большинством голосов членов Комиссии, присутствовавших на заседании Комиссии, на основании документов и сведений, представленных на заседание Комиссии.
С учетом изложенного, Комиссия пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы ИП Кравченко А.В.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Кравченко необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 28 февраля 2023 г. N 031/06/49-128/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023