Резолютивная часть решения объявлена -28.02.2023 г.
Решение изготовлено в полном объеме - 01.03.2023 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Калмыцкого УФАС России) в составе:
Ностаева Н.В. - председатель Комиссии, Врио Руководителя Калмыцкого УФАС России,
Мархадаева А.М. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
Мергенова А.А. - член Комиссии, старший государственный инспектор Калмыцкого УФАС России,
в присутствии представителей по доверенности по связи ВКС:
представителя заказчика Прокуратура РК -- Кабакова Г.Б. (доверенность N 14 от 10.01.2023 г.),
в отсутствии представителя заявителя Сысоева К.В., уведомлен о времени и дате,
рассмотрев в открытом заседании жалобу Сысоева К.В.,
УСТАНОВИЛА
17.02.2023 г. в Калмыцкое УФАС России поступила жалоба от Сысоева К.В., в которой обжалуются действия Прокуратуры РК (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона в электронной форме на приобретение жилого помещения (р/н N 0105100001623000003).
Заявитель указывает, что документация составлена с нарушением и не соответствует Закону о контрактной системы.
Уведомлением от 20.02.2023 г. рассмотрение жалобы Сысоева К.В. по существу было назначено на 27.02.2023 г. в 15 часов 00 минут, в связи с изучением представленных материалов дела, Комиссия объявила перерыв жалобы 28.02.2023 на 14 часов 30 минут.
На дату рассмотрения жалобы, процедура приостановлена, контракт заказчиком не заключен.
Представитель Заказчика на заседании комиссии представил письменные пояснения.
Относительно доводов жалобы:
1. Заказчик незаконно установил одновременно два требования применительно к включению участника закупки в РНП.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном Закона о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Законом о контрактной системе, заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, включенной в такой реестр в связи с отказом от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, и (или) введения иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Из содержания извещения о проведении электронного аукциона следует, что Заказчиком установлены следующие требования к участникам:
1. Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Комиссия отмечает, что требование об отсутствии информации об участниках закупки в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе является более широким и включает в себя требование относительно подпункта "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Таким образом при установлении в документации требования по части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительное описание требования в соответствии с подпунктом "б" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 является не целесообразным и не предусмотрено законом и иными нормативно правовыми актами.
Однако излишнее описание требования к участникам закупки предусмотренных Законом о контрактной системе не может является нарушением требования ч. 6 ст. 31 Законом о контрактной системе.
Кроме того, излишнее описание данного требования не нарушает прав и законных интересов потенциальных участников закупки.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не находит своего подтверждения и является необоснованным.
2. Заказчик не установил в Извещении описание объекта закупки, чем нарушил ч.2 ст.42 ФЗ-44.
Заказчик пояснил следующее: произошел технический сбой при размещении в ЕИС. В настоящее время направлен запрос в техническую поддержку по вопросу отсутствия файла в закупке, ответ от технической поддержки сайта не получен.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе закупок извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
10.01.2023 Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона с реестровым номером N 0105100001623000003.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком не размещено Описание объекта закупки, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Довод Заявителя следующий, Заказчик установил требование к декларированию участникам п.9 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системы, в недействующей редакции, тем самым оставляя возможность допуска участников попадающих под запрет.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "о" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Вместе с тем, пункт 4 Приложения N 3 требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке Извещения установлено, что заявка на участие в Аукционе должна содержать декларацию о соответствии участника закупки требованиям, установленным пунктами 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, в том числе требованию, установленному пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно "отсутствие между участником аукциона и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлено требование к декларации о соответствии участника закупки требованию, установленному пунктом 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Отсутствие требования заказчиком декларирования п.10.1 ч1 ст31 ФЗ-44 "Участник закупки не является иностранным агентом" оставляет возможность допуска участников, не соответствующих данному требованию.
Согласно п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в том числе, что участник закупки не является иностранным агентом.
При этом, Заказчиком в требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (Приложение N 3) не установлено требование к участнику закупки согласно пункту 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Калмыцкого УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком требований п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, что выражается в не установлении требований к участникам аукциона в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, данное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем у Комиссии отсутствуют сведения, позволяющие прийти к выводу о том, что указанное нарушение повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), ввиду чего Комиссии решила предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
На основании изложенного, руководствуясь действующим законодательством, Комиссия Калмыцкого УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Сысоева К.В. - частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Прокуратуры Республики Калмыкия - нарушение п. 1 части 2 статьи 42, п. 9 части 1 статьи 31, п. 10.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3. Предписание не выдавать, в связи с тем что данные нарушения не повлияли на результат определения поставщика.
4. Передать материалы дела должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии Ностаева Н.В.
Члены комиссии Мархадаева А.М.
Мергенова А.А.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Калмыкия от 1 марта 2023 г. N 008/06/31-28/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.03.2023