Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 1600-ИП/23 от 16.02.2023) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку автомобильного топлива.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 08.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 10 148 850 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В доводах жалобы Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления ненадлежащих требований к характеристикам поставляемого товара, а также положений инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
Заявитель обращает внимание Комиссии на следующие требования к качеству поставляемых товаров, установленные Заказчиком в описании объекта закупки:
6. |
Требования к качеству поставляемых товаров |
Поставщик обязан иметь на все поставляемые товары сертификаты, подтверждающие качество и безопасность продукции, другие соответствующие сертификаты. Качество бензина АИ-92 должно соответствовать ГОСТ 32513-2013 и другим требованиям технического регламента к данному виду топлива. Техническим условиям или требованиям Технического регламента "Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и осуществления оценки соответствия", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2009 г. N 1191-р и подтверждаться сертификатами соответствия установленного образца, паспортом качества на поставляемую партию продукции в установленном законодательством порядке. Октановое число - не ниже 92 (но не выше 95) Экологический класс топлива - не ниже К5 Качество дизельного топлива должно соответствовать: ГОСТ Р 52368-2005. "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия", ГОСТ Р 305-2013 "Топливо дизельное", ГОСТ 32511-2013 "Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия", Техническим условиям или требованиям Технического регламента "Перечень национальных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" и осуществления оценки соответствия", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 19.08.2009 г. N 1191-р и подтверждаться сертификатами соответствия установленного образца, паспортом качества на поставляемую партию продукции в установленном законодательством порядке. Сорт/Класс топлива - Не ниже F Тип топлива дизельного - Межсезонное Экологический класс топлива - Не ниже К5 |
Согласно пункту 9 инструкции по заполнению заявки (далее - Инструкция) при указании в требованиях характеристик с использованием разделительного союза "или", "либо" означает выбор показателей по значению взаимоисключающих или заменяющих друг друга, указывая на необходимость выбора между ними. В данном случае участник должен указать конкретный показатель без слов "или", "либо", при этом исключается возможность указывать одновременно несколько показателей.
Руководствуясь данным положением, участнику следует выбрать между показателями в требованиях характеристик и указать один конкретный показатель без слов "или", "либо".
Заявитель считает, что формулировка из требований к качеству поставляемых товаров о том, что бензин должен соответствовать Техническим условиям или требованиям Технического регламента может ввести участников закупки в заблуждение, так как непонятно каким образом, участники должны выбирать между соответствием товара техническим условиям или требованиям Технического регламента. Заявитель указывает на то, что данные значения не являются взаимоисключающими или заменяющими друг друга, так как товар соответствует как техническим условиям, так и требованиям Технического регламента.
Комиссия поддерживает довод Заявителя, так как данное требование Заказчика является ненадлежащим и противоречивым, так как товар должен соответствовать как техническим требованиям, так и требованиям технического регламента, следовательно, выбор между взаимоисключающими или заменяющими друг друга показателями товара сделать не представляется возможным.
Кроме того, Комиссия установила, что Инструкция в составе извещения может привести к ограничению количества участников закупки участников, поскольку содержит положения, которые не используются при описании требований к товарам, что может привести к отклонению заявок.
Например, Инструкция содержит следующие положения:
"3. Если в "ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" значение показателя технического или функционального параметра содержит слова: "от_", "до...", "от_до_", "не менее", "менее", "не более", "более", "не менее _не более_", "не более _ не менее_", "не менее_ и не более_", "не более_ и не менее_", "_ и более", "_ и менее", "не ниже", "не выше", "не ранее", "не позже", "в пределах", "либо", знаки: "", "+/-", "+-", ">=", "<=", "
", "
", ">", "<", "
и
", ">
и
", "
и <
", ">
и <
", ">=
и <=_", ">=_ и <_", ">_ и <=_" или указанные знаки в любой другой конструкции с использованием союза "и", то участник закупки указывает конкретные (точные) параметры без слов: "от_.", "до...", "от_.до_", "не менее", "менее", "не более", "более", "не менее _ не более_", "_и более", "_ и менее", "не менее _ и не более_", "не более_ и не менее_", "не ниже", "не выше", "не ранее", "не позже", "в пределах", "либо", без знаков "
", "+/-", "+-", ">=", "<=", "
", "
", ">", "<", "
и
", ">
и
", "
и <
", ">
и <
", ">=
и <=
", ">=
и <
", ">
и <=
".
В рамках данного "ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" знаки имеют следующее значение:
">=","" - "более либо равно";
"<=", "" - "менее либо равно";
">" - "более";
"<" - "менее".
4. Если в "ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" содержатся значения со словами "не менее", "не более" и содержит знаки "", "+/-", "+-", "+", "-", то участник закупки указывает в заявке соответствующие значения без слов "не менее", "не более", но со знаком "
", "+/-", "+-", "+", "-" (Пример: "угол открывания не более
30°", указывается участником: "угол открывания
30°").
5. Если в "ОПИСАНИИ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" значение показателя технического или функционального содержит слова: "от_.", "до...", "от_до_", "в диапазоне", "в диапазоне не менее_", "в диапазоне не более_", "не менее", "не более", "не менее _ не более_", "не ниже", "не выше", "не ранее", "не позже", "не уже", "не шире", "в пределах", "либо", "или", знаки: "*", "+/-", "+-", "+", "-", "/", "V", "", "
", "
", ">=", "<=", "<", ">" и другие, но при этом отмечено "*", то данное значение не подлежит изменению, а в заявке участник закупки указывает такие показатели со словами "от_.", "до...", "от_до_", "в диапазоне", "в диапазоне не менее_", "в диапазоне не более_", "не менее", "не более", "не менее _ не более_", "не ниже", "не выше", "не ранее", "не позже", "в пределах", "либо", "или", знаками: "
", "+/-", "+-", "+", "-", "/", "V", "
", "
", ">=", "<=", "<", ">" и тд. При этом знаком "[" обозначается начало действия символа "*", знаком "]" обозначается конец действия символа "*"...".
Вместе с тем, анализ показателей к товару указывает, что ни для одного случая не используется требований как, например, слова/словосочетания "не менее", "менее", "не более", "в пределах", "в диапазоне не более_" и т.п., из чего следует, что данные положения Инструкции не должны включаться в инструкцию по заполнению заявки, поскольку не существует характеристики, описываемой подобным образом.
Такая Инструкция вводит в заблуждение потенциальных участников закупки, и увеличивает объем текста инструкции, что приводит фактически к затруднению заполнения заявки, провоцирует ошибки при заполнении заявки, необходимо выискивать требуемые значения одного наименования товара при неоднозначности трактовки союзов, предлогов, знаков препинания и символов, что свидетельствует не о стремлении заказчика довести необходимые требований в предельно ясной и доступной форме, а, напротив, "запутать" участника закупки, спровоцировав ошибки при заполнении заявки.
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно быть выполнено таким образом, чтобы не только не ограничивать количество участников закупки, но и повысить шансы на приобретение именно такого товара, какой необходим.
В данном случае неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений, установленных в извещении об осуществлении закупки, создают препятствия для потенциальных участников аукциона. Условия извещения должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
Исходя из вышеизложенного, такая инструкция по заполнению заявки участников является ненадлежащей и составленной в нарушение Закона о контрактной системе, поскольку установлено требование, влекущее за собой ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Блинова Надежда Алексеевна обоснованной;
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
3. Выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, внесения изменений в извещение об осуществлении закупки;
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 27 февраля 2023 г. N 047/06/42-286/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.03.2023