Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - врио заместителя руководителя Крымского УФАС России Р.С. Айвазян,
членов Комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крыловой,
заместителя начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаевой,
при участии посредством системы видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Симферопольская городская детская больница" (далее - Заказчик) - Лазарева И.В., Адильгазиева Г.Р. (по доверенности),
- ООО "ВРМ" (далее - Заявитель) - не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи с возможностью очного участия уведомлены настоящим образом,
рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи жалобу Заявителя на действия комиссии Заказчика при проведении закупки "Поставка расходных материалов для печатных устройств" (извещение N 0375200041023000011) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, комиссии Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно применившего к ценовому предложению Победителя электронного аукциона снижение 15% согласно приказу N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н).
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 15 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Пунктом 1 приказа N 126н определены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к приказу.
В соответствии с пунктом 1.3 приказа N 126н при проведении аукциона контракт заключается по цене:
а) сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N 2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
б) предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Пунктом 2 приказа N 126н установлено, что положения подпунктов 1.1 - 1.3 пункта 1 приказа N 126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Федеральным законом;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза, из Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики);
г) в отношении товаров, указанных в Приложениях, Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона.
На основании пункта 1.6 приказа N 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В силу части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Извещением о проведении Закупки установлены преимущества и требования к участникам:
"Преимущества
Преимущество в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н - 15.0%
Требования к участникам
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ
2 Требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера
Ограничения
1 Запрет на допуск товаров, работ, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными ст. 14 Закона N 44-ФЗ
Дополнительная информация к ограничению отсутствует
Вид требования |
Нормативно-правовой акт |
Условие допуска |
Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 |
Согласно возражениям Заказчика:
"Комиссия по осуществлению закупок рассмотрела в соответствии со ст. 49 Федерального закона N 44-ФЗ заявки на участие в закупке, информацию и документы на соответствие извещению об осуществлении закупки и приняла следующее решение:
было подано 11 заявок от 11 участников закупки. ( Протокол рассмотрения прилагается), все заявки были признаны соответствующими, как по рассмотрению первых частей с техническими параметрами, так и по рассмотрению 2 частей, документы участника закупки. Из 11 заявок присутствовали 2 заявки отечественного происхождения (Российская Федерации), остальные импортного (Китай).
Заказчиком был установлен Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Победителем была признана Компания ООО "ВРМ", с присвоенным N6 (Китай). Комиссия по осуществлению закупок приняла решение признать победителем электронного аукциона 0375200041023000011 участника с идентификационным номером 6, предложившего цену контракта 165 383,10 руб. сто шестьдесят пять тысяч триста восемьдесят три рубля десять копеек. В соответствии с п.1.3 а) Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, применяется понижающий коэффициент 15%. Итого, цена контракта составляет: 140 575,64 ( сто сорок тысяч пятьсот семьдесят пять рублей 64 копейки). Участники закупки, задекларировавшие страну производителя Российская Федерация, по ранжированию заняли соответственно места 6 и 7. Далее продолжалось демпинговое снижение участников с импортным товаром. Демпинг составил 61,5%. Проверка участников закупки с отечественным товаром не вызвала подозрений Заказчика. Это действующие фирмы, СМП, заключающие и исполняющие контракты без штрафных санкций. Участники , задекларировавшие отечественный товар приложили письмо ФБУ "Государственного Регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в г. Москве и Московской области" об отсутствии обязательной сертификации указанного товара, а соответственно невозможности проверки Заказчиком страны происхождения товара. Применение Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н не требовало предоставления документов, подтверждающих страну происхождения. И Заказчик не имел права устанавливать участникам закупки требование: предъявить излишние документы, согласно п.6 статьи 31 Федерального закона 44-ФЗ.
После опубликования протокола определения поставщика в ЕИС, Заказчиком по электронной почте был направлен участнику закупки протокол и проект контракта для заполнения спецификации, сделан телефонный звонок, с целью уточнения контактных данных и возможности поставки товара по низкой цене, согласования графика поставки. (22.02.2023 в 11:49) см скриншот. Ответа не последовало и Заказчик в установленное время, 28.02.2023 в 15:18 создал и разместил проект контракта в ЕИС.
_
01.03.2023 участником закупки был направлен протокол разногласий с ценой контракта без понижения 15%.
Заказчик не согласился и направил повторно проект Контракта с пояснительным протоколом. Документ размещен 01.03.2023 в 15:54.
02.03.2023 в 14:09 Участник закупки подписал Проект контракта с ценой, согласно Протокола определения поставщика, с применением Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, а через торговую площадку направил жалобу в ФАС, с требованиями поверить других участников на соответствия заявок, полагая, что заказчиком был допущен участник, предложивший совместимый товар по данной позиции и указавший страну Россия
Считаем, что комиссией Заказчика применение Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н правомерным, в соответствии с нормами законодательства, а декларирование участниками закупки страны происхождения товара находится в зоне ответственности участника закупки".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.02.2023 NИЭА1 на участие в Закупке подано 11 заявок, которые были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении Закупки.
Комиссией Крымского УФАС России на заседании Комиссии установлено, что в заявках N1, N2, N3, N5, N8-N11 содержались предложения о поставке товаров, страной происхождения которых являлись иностранные государства (Китай), заявка N4 содержала предложение о поставке товара, страной происхождения которого является Китай и Российская Федерация. Две заявки: N9 (ООО "МВ-Сервис") и N10 (ООО "МВ-Снабжение) содержали предложение к поставке товара, страной происхождения которого являлась Российская Федерация.
Исследовав содержание заявки N9 (ООО "МВ-Сервис") Комиссия установила, что общество в своей заявке указало страну происхождения товара Российская Федерация, также в составе заявки общество предоставило описание объекта Закупки, где указано, что страна происхождения товара является Российская Федерация.
Исследовав содержание заявки N10 (ООО "МВ-Снабжение) Комиссия установила, что общество в своей заявке указало страну происхождения товара Российская Федерация, также в составе заявки общество предоставило описание объекта Закупки, где указано, что страна происхождения товара является Российская Федерация.
Комиссия Крымского УФАС России обращает внимание, что аукционная Комиссия при принятии решения о признании заявок соответствующими требованиям извещения исходит из документов, содержащихся в заявке участника Закупки, само по себе предложение к поставке товара, страной происхождения которого является - Россия, не свидетельствует о предоставлении недостоверной информации.
Также, согласно ответу ООО "МВ-Снабжение N09/03-1 от 09.03.2023:
"В силу части 4 Информационного письма Минфина России от 18.01.2019 N 24-0107/2281 "О применении отдельных положений приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Приказом Минфина РФ N 126н не установлены требования о представлении определенного документа в качестве декларации о стране происхождения товара, указание участником закупки в заявке наименования страны происхождения товара является декларированием страны происхождения товара.
Таким образом, для целей применения Приказа N 126н достаточным является декларирование в заявке участника страны происхождения товара.
Исходя из вышеизложенного, у участника закупки нет обязанности по документальному подтверждению сведений о стране происхождения товара.
_
Еще в 2018 году компания Pantum, запустила проект по выпуску оборудования торговой марки Pantum на территории РФ, в городе Шуя Ивановской области. В сентябре 2021 года было объявлено о запуске конвейерных линий по сборке оборудования Pantum на одном из российских предприятий.
Ниже приведены ссылки:
1. https://www.itbestsellers.ru/news/detail.php?ro=40397
2. https://treolan.ru/news/company news/treolan-nachinaet-postavki-printerov-i-mfu-pantum-rossiiskogo-proizv odstva
3. https://www.aq.ru/press-center/news/pantum-zapustil-russkiy-proekt-po-lok alizatsii-
printerov-na-moshchnostyakh-akvariusa/
4. https://printer-pantum.ru/printeri-pantum/".
У Комиссии Крымского УФАС России отсутствуют доказательства того факта, что на этапе рассмотрения заявок аукционная комиссия Заказчика располагала документами, подтверждающими предоставление в заявке N9 (ООО "МВ-Сервис") и N10 (ООО "МВ-Снабжение) недостоверных сведений в отношении страны происхождения товара.
Проведя анализ заявки Победителя аукциона, Комиссией Крымского УФАС России установлено, что заявка содержит предложение о поставке товара, страной происхождения которого является иностранное государство - Китай.
Комиссия Крымского УФАС России обращает внимание, что положения Приказа N 126н применяются на этапе заключения контракта. С учетом того, что Победителем аукциона, в заявке предложены товары иностранного происхождения, при заключении контракта Заказчиком были применены положения пункта 1.3 Приказа N 126н.
На основании вышеизложенных обстоятельств, Комиссия Крымского УФАС России принимает решение о признании жалобы Заявителя необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С. Айвазян
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.Д. Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 10 марта 2023 г. N 082/06/106-155/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023