Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М. Крылова,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
при участии представителя интересов:
- МОУДОД "Центр детского творчества" г. Алушты (далее - Заказчик) - Ларионов Е.В. (по доверенности),
- ИП Тожибаев Захиджон Пазилжонович (далее - Заявитель) - на заседание Комиссии не явились, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом,
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору, прочие" (извещение N 0375300039123000002) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
В силу пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии доводом жалобы Заявителя:
"В разделе порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе уполномоченным органом, заказчиком установлены отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, а именно:
Признак N1 (наличие в штате Участника санитарного врача или врача по гигиене питания или иного специалиста, осуществляющего санитарно-гигиенический контроль при оказании услуг общественного питания)
Таким образом, Заказчик при оценке заявок участников по подкритерию "Квалификация персонала", будут учитывать, только сведения о количестве штатных сотрудников участника.
Заявитель жалобы считает, что требование о принятии к оценке специалистов, находящихся исключительно в штате участника закупки является ненадлежащим, поскольку вышеуказанное требование исключает возможность представить информацию о специалистах на основании договоров гражданско-правового характера, которые также могут выполнять работы и обладать определённым уровнем квалификации. Постановление N 2604 предусматривает возможность оценки наличия у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации без ограничения в части нахождения указанных специалистов исключительно в штате участника.
Такое требование не характеризует квалификацию участника закупки и ограничивает их число. Отсутствие нужного количества штатного персонала на момент подачи заявки, не влияет на качество исполнения договора".
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604).
Согласно пункту 1 Постановления N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В силу пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с пунктом 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с пунктом 3.2. Приложения к извещению по закупке "Порядок и критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" Заказчик установил следующее:
"Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
Значимость критерия - 30% (коэффициент значимости 0,30).
Максимальное значение для критерия "Квалификация участника закупки_" равно 75 баллам.
В рамках данного критерия оценка производится по двум показателям:
1. Показатель N1 - ""Наличие в штате участников специалистов определенного уровня квалификации - санитарного врача или врача по гигиене питания или иного специалиста, осуществляющего санитарно-гигиенический контроль при оказании услуг общественного питания", максимальное количество баллов - 25, коэффициент значимости показателя - 0,33.
_
3.2.2. Оценка заявок по "Наличие в штате участников специалистов определенного уровня квалификации - санитарного врача или врача по гигиене питания или иного специалиста, осуществляющего санитарно-гигиенический контроль при оказании услуг общественного питания".
Наличие в штате участников указанного специалиста подтверждается: копией документа о высшем профессиональном медицинском образовании (Специальность: Медико-профилактическое дело (санитарно-гигиеническое дело; гигиена, санитария, эпидемиология), выпиской из штатного расписания участника, заверенной печатью и подписью руководителя, копией трудовой книжки (листов, содержащих запись о лице, которому она выдана и запись о приемке на работу к участнику закупки) или копией трудового договора.
"Наличие в штате участников специалистов определенного уровня квалификации -санитарного врача или врача по гигиене питания или иного специалиста, осуществляющего санитарно-гигиенический контроль при оказании услуг общественного питания"
Предоставление всех перечисленных в п.3.2.2. "Порядка и критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" документов (их копий) 100 баллов
Не предоставление перечисленных в п.3.2.2. "Порядка и критерий оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме" документов (их копий) либо их предоставление в неполном объеме или в нечитаемом виде (не позволяющем установить необходимую для оценки информацию или осуществить проверку достоверности документа) 0 баллов
Количество баллов, присуждаемых по показателю оценки "Наличие в штате участников специалистов определенного уровня квалификации - санитарного врача или врача по гигиене питания или иного специалиста, осуществляющего санитарно-гигиенический контроль при оказании услуг общественного питания", определяется по формуле:
НЦБi2 = КЗ x (Ci2),
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
Ci2 - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией i-й заявке на участие в конкурсе по показателю критерия оценки".
Данный показатель установлен Заказчиком на основании подпункта "д" пункта 24 Положения.
В силу пункта 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с возражениями Заказчика:
"В соответствии с пунктом 30 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и Муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, в случае применения показателя оценки "Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" документами, подтверждающими квалификацию участника закупки, являются:
"трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации".
Таким образом, Постановление N2604 определяет возможность оценки заявок по данному показателю исключительно, если специалисты и работники, определённого уровня квалификации, находятся в трудовых (а не гражданско-правовых!) отношениях с участником закупки.
Также, обращаем внимание, что ИП ТОЖИБАЕВ З.П. не подавал заявку на участие в данном конкурсе. По информации ООО "РТС-тендер" ИП ТОЖИБАЕВ З.П., регистрацию на соответствие дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ oт 29.12.2021 N2571, не проходил, следовательно, в принципе не может участвовать в данном конкурсе".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что оспариваемое условие установлено Заказчиком в соответствии с требованиями Постановления N 2604, при этом перечисление документов, подтверждающих наличие специалистов в штате и трудовых отношений с работниками, не противоречит требованиям Положения, так как является конкретизаций документов, которые предусмотрены статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно абз. 1 статьи 66.1 ТК РФ работодатель формирует в электронном виде основную информацию о трудовой деятельности и трудовом стаже каждого работника (далее - сведения о трудовой деятельности) и представляет ее в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, для хранения в информационных ресурсах Пенсионного фонда Российской Федерации.
Комиссия Управления отмечает, что суть обжалуемого критерия сводится к наличию специалистов в штате, что подтверждается представлением участниками закупки, по спорному показателю, трудовой книжки или сведений о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 ТК РФ, что в полной мере соответствует нормам Постановления N 2604.
Комиссия также отмечает, что спорный порядок оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода Закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при оказании услуг по обеспечению питанием согласно объекту Закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки позволяет прийти к выводу, что он не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства Заказчиком при формировании заявки на участие в закупке и установлении критериев оценки заявок, поскольку иное фактически противоречило бы состязательному характеру участия в конкурсе.
Также Заявитель, согласно сведениям официального сайта, заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме не подавал, запрос Заказчику на разъяснение положений конкурсной документации не направлял. Согласно информации из открытых источников специальной правоспособностью, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571), Заявитель не обладает. У Заявителя отсутствует опыт исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, установленный Заказчиком согласно позиции 33 Постановления N2571.
Учитывая изложенное, жалоба признается необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: А.М. Крылова
Т.Д. Аблаева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 13 марта 2023 г. N 082/06/106-174/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023