На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - начальник отдела контроля закупок Крымского УФАС России Р.С.Айвазян,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д.Аблаева,
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России А.М.Крылова,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГКУ РК "ГУ Капитального строительства Республики Крым" (далее - Заказчик) - Почтаренко Е.В. (по доверенности);
- ООО "ЛИБЕР-КРЫМ" (далее - Заявитель) - Голощапов А.А. (по доверенности),
проведя внеплановую проверку по обращению Заявителя по процедуре проведения закупки "Выполнение кадастровых работ по изготовлению технического плана по объекту: "Строительство детского сада (объект N 2) в Симферопольском районе мкр. Заводское, с. Перово"" (Закупка N5714390) (далее - Закупка),
УСТАНОВИЛА:
В ходе внеплановой проверки, проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на основании документов и пояснений, предоставленных Заказчиком, Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в том числе в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
В соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка товара в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 5.2 части 1 настоящей статьи, может осуществляться в электронной форме с использованием электронной площадки на сумму, не превышающую трех миллионов рублей.
Письмом Минфина России от 12.02.2021 N 24-06-08/9591 "Об осуществлении закупок" разъяснено, что предельный максимальный размер цены контракта при осуществлении закупки составляет 3 млн. рублей. Предельный минимальный размер такой цены Законом N 44-ФЗ не установлен, в связи с чем не ограничен. При этом закупки товара у единственного поставщика в электронной форме, предусмотренные частью 12 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, осуществляются в пределах совокупных годовых объемов, предусмотренных пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
При этом закупки, осуществляемые в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, относятся к электронным процедурам в силу части 3 статьи 24 Закона о контрактной системе.
Порядок рассмотрения заявок и присвоения номеров установлен в пункте 6 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что 21.02.2023 на электронном магазине "Закупки малого объема для заказчиков Республики Крым" на электронной площадке ООО "РТС-тендер" размещено извещение о закупке N 5714390 на выполнение кадастровых работ по изготовлению технического плана по объекту "Строительство детского сада (объект N 2) в Симферопольском районе мкр. Заводское, с. Перово" в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ.
Начальная (максимальная) цена контракта: 268 333,33 рублей.
Дата окончания подачи предложений: 22.02.2023 16:40.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок N5714390 от 28.02.2023 заявка Заявителя была признана несоответствующей требованиям документации на следующем основании: "Не соответствует требованиям: Поступило лучшее предложение".
Согласно доводу жалобы Заявителя: "_ ООО "Либер-Крым" была подана заявка на участие в закупке, с ценовым предложением 69 000,00 рублей.
Как следует из опубликованного Заказчиком протокола рассмотрения заявок от 28.02.2023 года, в период закупочной сессии заказчику поступило пять ценовых предложения: - от ООО "Либер-Крым" в размере 69 000,00 рублей: - от ООО "РКК" в размере 130 000,00 рублей; - от ИП Багрич Александра Дмитриевича в размере 138 000,00 рублей; - от ООО "Авалон Риэлт" в размере 155 000,00 рублей; - от ООО "Градопроект" в размере 260 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 20.5.1 Положения о закупках, заказчик обязан заключить договор по итогам закупки, проведенной в форме торгов, с лицом, признанным победителем закупки.
Согласно протокола рассмотрения заявок, опубликованного 28.02.2023 года, в графе -"Результат", победителем определено ООО "Либер-Крым", с ценовым предложением 69 000,00 рублей. Однако в графе - "Решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие" указано: Не соответствует требованиям. Причина отклонения заявки: Поступило лучшее предложение.
Заявка ООО "Либер-Крым" отклонена по причине поступления лучшего предложения, однако, ни на электронной площадке ни в протоколе, Заказчиком не указаны сведения о победителе закупки, а также о его ценовом предложении, из чего можно сделать вывод, что закупка была выиграна заинтересованным лицом, по прямой договоренности с заказчиком, в связи с чем Заказчик допустил нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания: "_Закупка у единственного поставщика - это способ, при котором контракт заключается с конкретным юридическим или физическим лицом без проведения процедуры выбора поставщика.
При осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) процедура выбора заказчиком конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) положениями Закона N 44-ФЗ не регламентируется, как и критерии выбора подрядчика.
Заказчик самостоятельно принимает решение о заключении контракта с тем или иным единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), учитывая собственные нужды и нормы статьи 31 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, закупка у единственного поставщика не является конкурентным способом закупки. В соответствии с частью 3 статьи 93 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется.
Заказчиком при размещении закупки на электронной площадке загружен файл, содержащий "Проект контракта", в котором указаны необходимые условия выполнения работ.
В соответствии с пунктом 3.2 проекта контракта срок выполнения работ 28.04.2023.
Так, 21.02.2023 в адрес ГКУ РК "ГлавУКС РК" поступило предложение Индивидуального предпринимателя Конкова Ивана Владимировича с ценовым предложением 200 000,00 рублей и сроком выполнения работ до 31.03.2023.
Несмотря на то, что ценовое предложение ООО "Либер-Крым" составляло 69 000,00 рублей, Заказчик принял предложение Индивидуального предпринимателя Конкова И.В., предложившего лучшие условия выполнения работ, а именно меньший срок по выполнению предусмотренных проектом контракта работ".
Также представитель Заказчика в ходе заседания пояснил, что рассматриваемая закупка размещена заказчиком в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона .N 44-ФЗ, закупка не сопровождается теми необходимыми документами, которые оформляют конкурентную закупку, для размещения используется электронный магазин, а не единая информационная система, а также в связи с тем, что Закон N 44-ФЗ не обязывает Заказчика заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предложившим меньшую цену, считаем, что действия Заказчика не нарушают положения Закона N 44-ФЗ.
Комиссия отмечает, что закупки по пункту 4 статьи 93 Закона о контрактной системе, проводимые на электронной торговой площадке, не являются конкурентными закупками и являются одним из частных случаев закупки у единственного поставщика.
Порядок проведения закупок малого объема не урегулирован законодательством, кроме того неконкурентные способы закупок не накладывают на заказчика соответствующих обязательств. Таким образом, заказчик не обязан заключать договор по итогам проведения неконкурентной закупки и имеет возможность отменить закупку на любом этапе.
Также согласно пункту 6.15 регламента работы электронной площадки ООО "РТС-тендер" электронный магазин "Закупки малого объема" (далее - Регламент) рассмотрение Предложений на Закупку осуществляется Заказчиком в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации и закупочной документацией. Договор направляется Поставщику, признанному Заказчиком соответствующим установленным требованиям (при наличии) и предложившему наименьшую цену. Функционал ЭП предоставляет возможность изменить автоматическое определение победителя по наименьшей цене посредством использования опции "Свободный выбор победителя", Регламент работы ЭП "РТС-тендер" Электронный магазин "Закупки малого объема" позволяющей направлять договор Поставщику, признанному Заказчиком соответствующим требованиям, без учета наименьшего ценового предложения.
Пунктом 6.16 Регламента установлено, что закупка может быть признана несостоявшейся по решению Заказчика, в случаях, когда на участие в такой Закупке не было подано ни одного Предложения, либо, когда в отношении всех поданных Предложений Заказчик принял решение об их отклонении.
Согласно пункту 6.17 Регламента по результатам рассмотрения Заказчиком поданных Предложений, после того, как Заказчик указал решение в отношении всех поданных Предложений, на ЭП имеется возможность прикрепить файл протокола результатов Закупки и осуществить публикацию протокола результатов Закупки с возможностью отображения в открытой части ЭП, а также заключить с Поставщиком контракт в электронном виде либо поставить отметку о заключении контракта вне ЭП, на бумажном носителе.
Комиссия, изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что Заказчиком на основании поступившего предложения, соответствующего потребности Заказчика и содержащего лучшее предложение в части срока выполнения работ, принято решение о заключении контракта с данным исполнителем. Действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с тем, что указанный вопрос не урегулирован нормами законодательства.
Вместе с тем, Комиссия считает целесообразным направить жалобу в орган финансового контроля в части определения НМЦК, в связи с тем, что при аукционе ценовые предложения составили 69 000,00 руб., без НДС, 100 000,00 руб., без НДС и т.д.
На основании изложенного, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Проведение внеплановой проверки прекратить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Р.С.Айвазян
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
А.М.Крылова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 13 марта 2023 г. N 082/06/99-153/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023