На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "Порошковые технологии" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "Конструкторское бюро химавтоматики" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку промышленного оборудования газового распыления (атомизации) металлического порошка из расплавленного металла в вакууме типа VIGA EasyFashion-QWH200 или эквивалент (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0431100000122000023) (далее - Извещение, Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1) неправомерно не принято ценовое предложение Заявителя при определении начальной (максимальной) цены контракта по Аукциону (далее - НМЦК);
2) неправомерно установлена совокупность требований к характеристикам товара "Промышленное оборудование газового распыления (атомизации) металлического порошка из расплавленного металла в вакууме типа VIGA", подлежащего поставке в рамках исполнения контракта (далее - Товар), свидетельствующая о соответствии продукции единственного производителя с товарным знаком "EasyFashion-QWH200".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 21.02.2023 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 02.03.2023.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика Комиссия установила следующее.
В соответствии с Извещением, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 05.12.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) НМЦК - 320 544 790,80 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.12.2022;
6) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе (далее в редакции, действовавшей на момент размещения Извещения) Аукцион признан несостоявшимся, поскольку на участие в Аукционе подана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
7) Заказчиком с ООО "Ай Машин Технолоджи" заключен контракт от 09.01.2023 N 22Вр-2013 (реестровый номер в ЕИС - 1366504617723000001).
В соответствии с Извещением закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
1. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, а именно неправомерно не принято ценовое предложение Заявителя при определении НМЦК.
В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных Законом о контрактной системе случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Частью 2 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
Согласно части 3 статьи 22 Закона о контрактной системе при применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 статьи 22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС.
На основании части 6 статьи 22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 - 11 статьи 22 Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе предусмотрено, что проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора,на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
Согласно части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
Частью 21 статьи 22 Закона о контрактной системе установлено, что особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Законом о государственном оборонном заказе.
На основании пункта 1 статьи 6 Закона о государственном оборонном заказе размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о государственном оборонном заказе.
Пунктом 3 статьи 7 Закона о государственном оборонном заказе установлено, что государственный заказчик формирует начальную (максимальную) цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), а также цену государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 105 Положения о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу (далее - Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.12.2017 N 1465 "О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, а также о внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1465), предусмотрено, что государственными заказчиками государственного оборонного заказа при осуществлении закупок конкурентной продукции из числа указанной в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 6 Положения начальная (максимальная) цена государственного контракта формируется в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок с учетом объемов финансирования государственного оборонного заказа, предусмотренных по соответствующим видам расходов и номенклатурным позициям, с учетом особенностей и в порядке, которые установлены пунктами 106 - 112 Положения.
Пунктом 6 Положения установлено, что государственное регулирование цен осуществляется в отношении:
а) продукции, включенной в перечни продукции по государственному оборонному заказу;
б) продукции, поставляемой по государственным контрактам в связи с разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием, модернизацией, ремонтом и утилизацией продукции, указанной в подпункте "а" пункта 6 Положения;
в) российских вооружения и военной техники, которые не имеют российских аналогов и производство которых осуществляется единственными производителями (единственными поставщиками);
г) работ (услуг) в области космической деятельности в части мероприятий, предусмотренных государственными (федеральными целевыми) программами в области космической деятельности, реализация которых осуществляется в рамках государственного оборонного заказа;
д) сырья, материалов, покупных комплектующих изделий (полуфабрикатов), специального оборудования и иной продукции, поставляемых в рамках кооперации головного исполнителя государственного контракта для выполнения государственного оборонного заказа по поставке продукции, указанной в подпунктах "а" - "г" пункта 6 Положения, - в части применения положений, предусмотренных разделами II, III и IV Положения.
Комиссией установлено, что поскольку объект Аукциона не включен в перечень, указанный в пункте 6 Положения, НМЦК формируется Заказчиком в соответствии с положениями статьи 22 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком с целью определения НМЦК применены метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) и проектно-сметный метод.
Так, на заседании Комиссии представитель Заказчика представил сведения и пояснил, что с целью определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) Заказчиком направлен запрос на получение коммерческих предложений от 13.10.2022 N 20329-47/520 в адрес пяти потенциальных участников закупки, а именно ООО "Ай Машин Технолоджи", ООО "Инвент", ООО "Компания "АМГ", ООО "Универсал прибор", ООО "ОСТЕК студио", в ответ на который Заказчиком получены коммерческие предложения от ООО "Компания "АМГ" от 17.10.2022 N 1015-012, ООО "Ай Машин Технолоджи" от 17.10.2022 N 491,ООО "Инвент" от 17.10.2022 N 92085, на основании которых Заказчиком произведен расчет НМЦК (далее - Коммерческие предложения).
Таким образом, при определении НМЦК Заказчиком запрос коммерческого предложения в адрес Заявителя не направлялся.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заявителем направлено коммерческое предложение в адрес Заказчика 22.12.2022, то есть после размещения Извещения.
С учетом изложенного, а также учитывая, что на заседании Комиссии не представлено материалов и сведений, подтверждающих обоснованность довода Заявителя, Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем Комиссией установлено, что НМЦК определена в размере, определенном проектно-сметным методом, а именно 320 544 790,80 руб.
Вместе с тем статьей 22 Закона о контрактной системе не предусмотрено применение проектно-сметного метода при определении начальной (максимальной) цены контракта по закупкам на поставку товаров.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно применившего проектно-сметный метод при определении НМЦК, нарушают часть 6 статьи 22 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего совокупность требований к характеристикам Товара, свидетельствующая о соответствии продукции единственного производителя с товарным знаком "EasyFashion-QWH200".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно Извещению объектом Аукциона является поставка промышленного оборудования газового распыления (атомизации) металлического порошка из расплавленного металла в вакууме типа VIGA "EasyFashion-QWH200" или эквивалент.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требования к характеристикам Товара установлены в соответствии с потребностью Заказчика,не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и соответствуют товарному знаку "EasyFashion-QWH200".
Вместе с тем Заказчиком установлено условие о возможности поставки эквивалента Товара с товарным знаком "EasyFashion-QWH200".
На заседании Комиссии установлено, что Коммерческие предложения, полученные при определении НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), не содержат сведения о готовности потенциальных участников Аукциона поставить Товар с товарным знаком отличным от "EasyFashion-QWH200".
Кроме того, на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности требований к характеристикам Товара соответствует продукция, отличная от продукции с товарным знаком "EasyFashion-QWH200".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
3. Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об условиях,о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг,и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Согласно пункту 1 Постановления N 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к Постановлению N 616 (далее - Перечень).
Так, в Перечень включен товар с ОКПД2 28.29.70 "Оборудование и инструменты неэлектрические для пайки мягким и твердым припоем или сварки,и их части; машины и аппараты для газотермического напыления".
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, объектом закупки является поставка промышленного оборудования газового распыления (атомизации) металлического порошка из расплавленного металла в вакууме типа VIGA с ОКПД2 28.29.70.120 "Машины и аппараты для газотермического напыления".
Вместе с тем согласно Извещению запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренный Постановлением N 616,не применяется.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 616 указанные в пунктах 1 и 2 Постановления N 616 запреты не применяются в случае отсутствия на территории Российской Федерации производства промышленного товара,которое подтверждается в отношении промышленных товаров, предусмотренных
Перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минопромторг России).
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил сведения, согласно которым, в ответ на направленную Заказчиком в Минпромторг России заявку о выдаче разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара от 03.11.2022 N 616A/27455/2022 (далее - Заявка), получено разрешение Минпромторга России от 02.12.2022 N 124404/05 (далее - Разрешение) на закупку товара "Промышленное оборудование газового распыления металлического порошка из расплавленного в вакууме металла типа VIGA (Атомайзер)".
Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в связи с тем, что Минпромторгом России выдано Заказчику Разрешение, Заказчиком в Извещении не установлен запрет, предусмотренный Постановлением N 616.
На заседании Комиссии установлено, что Заявка является приложением к Разрешению.
При этом в Заявке установлены следующие характеристики товара "Промышленное оборудование газового распыления металлического порошка из расплавленного в вакууме металла типа VIGA (Атомайзер)": "объем загрузки одного разливочного модуля (кг) - 15", "давление воды в системе водяного охлаждения (МПа) - 0,3".
Вместе с тем в описании объекта закупки Извещения установлены следующие характеристики товара: "объем загрузки одного разливочного модуля (кг) -не менее 15, не более 20", "давление воды в системе водяного охлаждения (МПа) - не более 0,3" (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).
Кроме того, в описании объекта закупки Извещения установлены характеристики товара, не указанные в Заявке, например, "исполнение вакуумной плавильной печи - горизонтальное", "оболочка вакуумной плавильной печи - двухслойная с водяным охлаждением из нержавеющей стали с полированной внутренней поверхностью" и другие.
В силу пункта 11 Постановления N 616 при размещении информации о проведении процедуры закупки промышленного товара в порядке, установленном Законом о контрактной системе, указываются характеристики промышленного товара, идентичные характеристикам, представленным заказчиком в Минпроторг России для получения разрешения, предусмотренного подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 616.
Учитывая, что Заказчиком в описании объекта закупки Извещения, установлены характеристики Товара, отличные от характеристик, указанных в Заявке, на основании которых Минпромторгом России выдано Разрешение, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Извещении в нарушение
Закона о контрактной системе не установлен запрет, предусмотренный
Постановлением N 616.
Таким образом, указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 11 Постановления N 616, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
4. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Частью 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
На основании части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления штрафов.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства
Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063" (далее - Правила определения размера штрафа).
Пунктом 6 Правил определения размера штрафа установлено, что за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, размер штрафа устанавливается (при наличии в контракте таких обязательств) в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн рублей;
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн рублей до 50 млн рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн рублей до 100 млн рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн рублей.
В соответствии с пунктом 9 Правил определения размера штрафа за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в следующем порядке:
а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);
в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);
г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 10.4 проекта контракта Извещения "за каждый факт неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, штраф устанавливается в следующем размере:
а) 1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);
б) 5 000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)".
Кроме того, в соответствии с пунктом 10.9 проекта контракта Извещения "за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Поставщиком обязательства, предусмотренного Контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, штраф устанавливается (при наличии в Контракте таких обязательств) в следующем размере:
а) 1000 рублей, если цена Контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5000 рублей, если цена Контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно)".
Таким образом, указанные пункты проекта контракта Извещения не соответствуют пунктам 6, 9 Правил определения размера штрафа.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта Извещения ответственность сторон установлена без учета требований Правил определения размера штрафа, что нарушает части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 22, частей 5, 8 статьи 34, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 02.03.2023 по делу N П-47/23 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 марта 2023 г. N П-47/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023