Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБУ СШОР "Ижора" Колпинского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик);
ООО "ГАММА ПЕРСПЕКТИВ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 4993-ЭП/23 от 01.03.2023) на действия ГБУ СШОР "Ижора" Колпинского района Санкт-Петербурга (Заказчик) при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по обеспечению участников спортивных соревнований медицинским сопровождением, осуществляемым бригадой скорой медицинской помощи в 2023 году (извещение N 0372200271023000028) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 22.02.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200271023000028.
Начальная (максимальная) цена контракта - 374 100,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
При этом в силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 852) утверждены Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (далее - Положение) и перечень тождественных работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.
По мнению Заявителя, Заказчиком в извещении ненадлежащим образом установлено требование о наличии лицензий.
Заказчиком в пункте 16 Информационной карты документации об Аукционе установлены единые требования к участникам закупки, а именно: "Лицензия на оказание услуг скорой медицинской помощи (в соответствии с ФЗ от 04.05.2011
N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ПП РФ от 01.06.2021 N 852 (ред. от 23.09.2016) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Пунктом 24 Информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и информацию: "документы (или их копии), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 16 части VI "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ЭЛЕКТРОННОГО АУКЦИОНА" документации, а именно Лицензия на оказание услуг скорой медицинской помощи (в соответствии с ФЗ от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О лицензировании отдельных видов деятельности" и ПП РФ от 01.06.2021 N 852 (ред. от 23.09.2016) "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Представитель Заказчика на заседание Комиссии УФАС представил письменные пояснения, согласно которым: "Согласно ТЗ нам требуется общепрофильная бригада скорой помощи, автомобиль скорой помощи не ниже класса "В".
В общепрофильную бригаду скорой помощи не входят врачи узких специальностей (реаниматологи, педиатры и анестезиологи). Данные специалисты, являются узкопрофильными и входят в состав специализированных бригад. Квалификационные требования к медицинским работникам прописаны в Приказе Минздрава России от 08.10.2015 N 707н "Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки "Здравоохранение и медицинские науки".
На требование Заявителя о б исключении из извещения "лицензии на осуществление медицинской деятельности: при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: терапии; при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: лечебной физкультуре и спортивной медицине; при оказании скорой специализированной медицинской помощи вне медицинской организации, в том числе выездными экстренными консультативными бригадами скорой медицинской помощи, по: анестезиологии и реаниматологии, реаниматологии, педиатрии" сообщаем, что на всех спортивных объектах, где проводятся соревнования, присутствуют сотрудники МБУС СШ "Одинцово": врач или медсестра, которые оказывают доврачебную помощь. А также согласно Федеральному закону от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021): "Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию". В данной закупке нет необходимости в наличии у медицинской организации вышеупомянутой лицензии.
Заказчик пояснил, что в случае травмы, бригада скорой помощи на машине сокрой медицинской помощи сопровождает (транспортирует) пострадавшего до медицинского учреждения. Данная бригада скорой помощи и класс автомобиля указаны в Техническом задании к закупке".
Кроме того, в Техническом задании установлено, в том числе следующее: "
2.7. Требования к составу врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи: состав врачебной выездной бригады скорой медицинской помощи Исполнителя должен включать в себя врача скорой медицинской помощи, фельдшера скорой медицинской помощи и водителя.
2.8. Требования к перечню оснащения автомобиля скорой медицинской помощи Исполнителя: оснащение автомобиля скорой медицинской помощи Исполнителя должно быть по классу "В" в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2005 N 752 "Об оснащении санитарного автотранспорта".
2.9. Требования к комплектации специализированных автомобилей лекарственными препаратами и медицинскими изделиями для оказания скорой медицинской помощи осуществляется Исполнителем в соответствии с приказом Минздрава России от 22 января 2016 г. N 36н "Об утверждении требований к комплектации лекарственными препаратами и медицинскими изделиями укладок и наборов для оказания скорой медицинской помощи".
2.10. Исполнитель должен иметь действующие лицензии на весь период оказания услуг по направлению: оказание скорой и скорой специализированной медицинской помощи, в том числе: скорой медицинской помощи вне медицинской организации.
2.11. Действия бригады скорой медицинской помощи должны соответствовать действующей лицензии и сертификатам, необходимым для осуществления своей деятельности в соответствии с законодательством РФ.
2.12. Качество оказываемых услуг должно удовлетворять требованиям следующих нормативных документов:
- Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"
- Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")";
- Приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи";
- Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23.11.2020 N 1144н "Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО" и форм медицинских заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях".
- Приказа Минздрава РФ от 26.03.1999 N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации" (вместе с "Положением об организации деятельности станции скорой медицинской помощи", "Положением об организации деятельности подстанции скорой медицинской помощи", "Положением об организации деятельности отделения скорой медицинской помощи", "Положением об организации деятельности оперативного отдела станции скорой медицинской помощи", "Положением об организации деятельности выездной бригады скорой медицинской помощи", "Положением о главном враче станции скорой медицинской помощи", "Положением о заместителе главного врача по медицинской части станции скорой медицинской помощи", "Положением о старшем враче станции скорой медицинской помощи", "Положением о враче выездной бригады скорой медицинской помощи", "Положением о фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи", "Положением о фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи", "Положением о водителе бригады скорой медицинской помощи", "Инструкцией по организации и проведению дезинфекционных мероприятий в машинах скорой медицинской помощи").
Изучив документы и сведения, представленные на заседание Комиссии УФАС, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части установления требования в извещении к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии ограничивают количество участников закупки и противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом Комиссия УФАС находит признаки нарушения Заказчиком ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 31, 33, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ГАММА ПЕРСПЕКТИВ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
ГБУ СШОР "Ижора" Колпинского района
Санкт-Петербурга
ул. Адмиралтейская, д. 2/лит. А, г. Колпино,
Санкт-Петербург, 196653
тел.: 7-812-4172702
АО "Сбербанк - Автоматизированная
система торгов"
Большой Саввинский пер., д. 12, стр. 9,
Москва, 119435
факс: +7 (495) 787-29-98
ООО "ГАММА ПЕРСПЕКТИВ"
ул. Тележная, д. 3, лит. А, пом. 3-Н, оф. 11,
Санкт-Петербург, 191024
тел.: 8 (812) 333-78-03
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-720/23
07.03.2023 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-720/23 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - ГБУ СШОР "Ижора" Колпинского района Санкт-Петербурга, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 7-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0372200271023000028;
- внести изменения в извещение об аукционе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в аукционе с номером извещения 0372200271023000028 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0372200271023000028 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 23.04.2023.
3. Оператору электронной площадки - АО "Сбербанк - Автоматизированная система торгов":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 марта 2023 г. N 44-720/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023