Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУЗ "Детская городская больница Святой Ольги" (далее - Заказчик):
ИП Шиханцова Алексея Михайловича (далее - Участник, ИП Шиханцов А.М.):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 4826-ЭП/23 от 28.02.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по профилактической дератизации и дезинсекции в 2023 году (извещение N 0372200138422000128),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 09.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по профилактической дератизации и дезинсекции в 2023 году (извещение N 0372200138422000128) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 48 063,12 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.11.2022 N ИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Шиханцов А.М., предложивший цену контракта ниже начальной максимальной цены контракта на 67,3%.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Шиханцовым А.М. заключен государственный контракт N 2022.128-РТС от 06.12.2022 на сумму 15 702,85 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 7.4, 7.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 30.01.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного с ИП Шиханцовым А.М., в связи с неисполнением им обязательств по Контракту.
Поскольку Участник устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения, 08.02.2023 Заказчик отменил не вступившее в законную силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.01.2023.
Однако 16.02.2023 Заказчиком вновь было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) в связи с неисполнением ИП Шиханцовым А.М. обязательств по Контракту.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по профилактической дератизации и дезинсекции (далее - Услуги) в период с 01.01.2023 по 31.12.2023 (п. 3.1 Контракта).
Пунктом 3.3 Контракта установлена периодичность оказания Услуг - определяется потребностью Заказчика, но не реже одного раза в месяц. Выезд для исполнения услуг осуществляется по предварительной договоренности. В случае срочной необходимости для исполнения работ выезд осуществляется в день заявки Заказчика.
20-го и 24-го января 2023 года Заказчик направил в адрес Участника заявки на проведение дезинсекции, включая проведение указанных действий в срочном порядке.
Однако в установленный Контрактом срок Услуги не были оказаны Участником, в связи с чем 24.01.2023 в адрес Участника было направлено претензионное письмо с требованием оказать Услуги в срок до 27.01.2023. Вместе с тем требования Заказчика, изложенные в письме оставлены Участником без удовлетворения.
По состоянию на 30.01.2023 Услуги так и не были оказаны Участником, ввиду чего Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку 31.01.2023 Участник приступил к оказанию Услуг и исполнил заявки Заказчика, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.01.2023 было отменено Заказчиком.
14.02.2023 Заказчиком в адрес Участника была направлена заявка на оказание Услуг в срочном порядке. Однако не была исполнена Участником.
Таким образом Участник неоднократно нарушил требования Контракта. Указанные нарушения свидетельствуют о недобросовестном поведении Участника и совершении им умышленных действий в нарушение требований Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, в связи с существенным нарушением Участником условий Контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
16.02.2023 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Шиханцовым А.М. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.02.2023.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что ИП Шиханцов А.М. не смог исполнить заявку Заказчика от 14.02.2023 по причине болезни (нетрудоспособности).
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документов, подтверждающих добросовестное поведение ИП Шиханцова А.М. при исполнении Контракта.
По мнению Комиссии УФАС, нарушения, допущенные Участником при исполнении Контракта носят существенный характер, поведение Участника с момента заключения Контракта и после его расторжения по инициативе Заказчика подтверждают недобросовестное отношение Участника к принятым на себя обязательствам.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности и без надлежащей внимательности и осмотрительности, осуществив демпинг начальной максимальной цены контракта, став победителем Аукциона, не исполнил требования Контракта, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Шиханцова Алексея Михайловича, ИНН: 860700968051, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Шиханцова Алексея Михайловича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.02.23 |
02.03.23 |
28.02.23 |
0 |
28.02.23 |
07.03.23 |
07.03.23 |
0 |
13.03.23 |
13.03.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 марта 2023 г. N РНП-78-310/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023