Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
ГБОУ школа-интернат N1 имени К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствие представителей:
ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИЯ" (далее - Заявитель) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 5006-ЭП/23 от 01.03.2023) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту аппаратов питьевой воды с заменой комплектов сменных элементов для Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школа-интернат N1 имени К.К. Грота Красногвардейского района Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга в 2023 году (извещение N 0372200050123000006) (далее - Аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 17.02.2023 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0372200050123000006. Начальная (максимальная) цена контракта - 67 466,64 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, выразившееся в нарушении Заказчиком правил описания объекта закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Описание объекта установлено Заказчиком в Приложении к извещению.
Из сведений вышеуказанного приложения документации об аукционе следует, что Заказчику необходимо обслуживанию автоматов питьевой воды
На заседании Комиссии УФАС представители Заказчика пояснили, что все характеристики необходимых к поставке товаров являются потребностью Заказчика.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе следующее:
"Заказчик, при подаче документов на осуществлении закупки: Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту аппаратов питьевой воды с заменой комплектов сменных элементов. Исходя из собственных потребностей, а так же с учетом опыта предыдущих обслуживаний аппаратов питьевой воды, в техническом задании, описания объекта закупки указал перечень сменных элементов, с указанными эксплуатационными характеристиками на основании уже установленных в данный момент в аппаратах питьевой воды (Механический фильтр: ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов; Угольный фильтр окончательной очистки, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов; УФ лампа ресурс 9 000 литров; Механический (Седиментный) фильтр, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов; Ультрафильтрационная мембрана, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов; Угольный фильтр окончательной очистки, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов: Угольный фильтр предварительной очистки, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов.), обслуживающей организацией по прошлому контракту.
Основной закупки является: Оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту аппаратов питьевой воды с заменой комплектов сменных элементов, а не поставка сменных элементов. Для участия в данном виде закупки, требуется согласие Участника Электронного аукциона. И любая организация готовая оказать данный вид услуг может заявиться на Электронный аукцион, с учетом требований Описания объекта закупки и соблюдения подачи Заявки.
На основании ч.1 ст. 33 Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "O контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Указанные характеристики сменных элементов, а именно: Механический фильтр, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов; Угольный фильтр окончательной очистки, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов; УФ лампа ресурс 9 000 литров; Механический (Седиментный) фильтр, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов; Ультрафильтрационная мембрана, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов; Угольный фильтр окончательной очистки, ресурс 10 000 литров Размер 14 дюймов: Угольный фильтр предварительной очистки, ресурс 10 000 литров. Размер 14 дюймов., является эксплуатационной характеристикой объекта закупки, для надежности и работоспособности аппаратов питьевой воды обеспечивающие эффективную эксплуатацию, а не ограничением для конкуренции.
На территории Заказчика круглосуточно находятся воспитанники у которых. на основании СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", должен быть постоянный доступ к питьевой воде.
Контрактная служба Заказчика руководствуясь принципом целевым и экономически эффективным расходованием бюджетных денежных средств, описала в техническом задании характеристики позволяющие соблюдать данный принцип, в доводе Заявителя указан фильтр с меньшим ресурсом, что приведет к увеличению обслуживания аппаратов питьевой воды в год, а так же количеству замен данных элементов, а следовательно к удорожанию Контракта, что идет в разрез с принципом эффективного расходования бюджетных средств.
В описании объекта закупки, в техническом задании, сменные элементы не имеют товарного знака, фирменного наименования, патентов, наименование страны происхождения товара, что фактически не ограничивает использование любого аналога с такими же эксплуатационными характеристиками."
Комиссия УФАС констатирует, что ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания доводов жалобы обоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 33, 42, 49, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭКОТЕХНОЛОГИЯ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 марта 2023 г. N 44-723/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023