Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет (далее - Заказчик, Покупатель): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
при участии представителей ИП Голышевой Ольги Анатольевны (далее - Участник, Поставщик):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 5195-ЭП/23 от 03.03.2023) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку расходных материалов для операционного блока N1 (степлеры и клей) лот1 (Клиника ВМТ) (извещение N 0372100003422001235),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 12.12.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов для операционного блока N1 (степлеры и клей) лот1 (Клиника ВМТ) (извещение N 0372100003422001235) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 500 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.12.2022 N ИЗК1 победителем Запроса котировок признана ИП Голышева Ольга Анатольевна.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Голышевой Ольгой Анатольевной заключен государственный контракт N ЗК/44/К765/22 от 29.12.2022. Максимальное значение цены контракта - 1 500 000,00 рублей (далее - Контракт), по условиям которого Поставщик обязался поставить расходные материалы для операционного блока (ОКПД2 - 32.50.13.190, 21.20.23.199) (далее - Товар).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.3 Контракта предусмотрено его расторжение в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 14.02.2023 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Голышевой Ольгой Анатольевной в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
Из представленных Заказчиком документов Комиссия УФАС установила:
Согласно п. 1.3 Контракта, срок поставки Товара - с 01.01.2023 и до 31.12.2023 в течение 2 (двух) рабочих дней со дня подачи заявки Заказчиком.
Заказчик направил заявку N 42 на поставку Товара по Контракту на сумму 795 768,59 рублей, далее - Заявка N 1, соответственно, срок поставки Товара не позднее 16.01.2023.
12.01.2023 Заказчик направил заявку N 42 на поставку Товара по Контракту на сумму 795 768,59 рублей, далее - Заявка N 1, соответственно, срок поставки Товара не позднее 16.01.2023.
По состоянию на 14.02.2023 просрочка поставки части Товара по Заявке N 1 на сумму 729 872,00 рублей составляет 29 (двадцать девять) календарных дней.
Заказчик направил заявку N 232 на поставку Товара по Контракту на сумму 263 586,24 рублей, далее - Заявка N 3, соответственно, срок поставки Товара не позднее 24.01.2023.
По состоянию на 14.02.2023 просрочка поставки части Товара по Заявке N 3 на сумму 43 931,04 рублей составляет 21 (двадцать один) календарный день.
30.01.2023 в адрес Поставщика направлена претензия от 30.01.2023 N 04-14-80 с требованием осуществить поставку Товара по Заявкам N 1, 2, 3 на сумму 1 279 000,00 рублей в срок не позднее 31.01.2023.
По состоянию на 14.02.2023 обязательства Поставщика по поставке части Товара по Заявкам NN 1, 2,3 на сумму 773 803,04 рублей не исполнены.
На основании изложенного, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 14.02.2023.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.03.2023.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Голышевой Ольгой Анатольевной устранены не были.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе).
На заседании Комиссии УФАС представитель ИП Голышевой Ольги Анатольевны пояснил следующее.
Поставщик, имея намерение принять участие в закупке и произвести поставку по контракту, 14.12.2022 обратился с запросом к своему партнеру, с которым имеет договорные отношения в рамках заключенного договора поставки, а также сотрудничает в области закупки товаров медицинского назначения, о возможности приобретения требуемых Заказчику товаров.
15.12.2022. от партнера Поставщика поступила информация о возможности поставки необходимых товаров, после чего Поставщик принял решение участвовать в аукционе. Таким образом, Поставщик уже на этапе подготовки к участию в аукционе повел себя добросовестно, предвидя возможные затруднения с поставками товара на территорию РФ, провел необходимые приготовления в рамках имеющихся возможностей.
12.12.2022 Поставщик был признан победителем Запроса котировок.
17.10.2022 между Заказчиком и Поставщиком заключен контракт, предметом которого является поставка расходных материалов для операционного блока в соответствии со Спецификацией.
Согласно Технического задания, являющегося приложением к Контракту, отгрузка по заявке Заказчика осуществляется в течение 2-х рабочих дней.
Необходимо отметить, что Контракт не имеет определенного объема, объем требуемых Заказчику товаров определяется на основании соответствующих заявок, в связи с чем у Поставщика отсутствовала возможность закупить необходимый товар, Поставщик был вынужден ожидать поступления заявки.
12.01.2023 Заказчик направил в адрес Поставщик первую заявку.
Согласно указанной заявки, Заказчику требовались следующие товары:
1. Клей кожный Dermabond высоковязкий МИНИ количество 800 шт. на сумму 729 872,00 рублей,
2. Аппарат сшивающий циркулир со скобками и регулир высотой их закрытия изогнут ILS 21 мм PROXIMATE ILS 0 21 мм количество 3 шт. на сумму 65 896,59 рублей.
13.01.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика вторую заявку. Согласно данной заявки, Заказчику требовались следующие товары:
1. Аппарат сшивающий циркулир со скобками и регулир высотой их закрытия изогнут ILS 29 мм PROXIMATE ILS 29 мм*18 см количество 10 шт. на сумму 219 655,20 рублей.
В дни поступления заявок, Поставщик направил запросы своему партнеру о необходимости поставки требуемых товаров.
В полученном ответе партнер уведомляет Поставщика о сроках поставки требуемых товаров, которые установлены в пределах 14-21 дня, а по позиции Клей кожный Dermabond высоковязкий МИНИ, сообщает об увеличенных сроках поставки, в связи с отсутствием данного товара на складах в РФ. Поставщик согласовывает заказ товаров, в том числе, указанного клея, не смотря на увеличенные сроки поставки, учитывая, что данный клей не может быть закуплен никаким иным образом.
20.01.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика третью заявку.
Согласно данной заявки к поставке требовались следующие товары:
1. Аппарат сшивающий циркуляр со скобками и регулир высотой их закрытия изогнут ILS 25 мм PROXIMATE ILS количество 5 шт. на сумму 109 827,60 рублей;
2. Аппарат сшивающий циркуляр со скобками и регулир высотой их закрытия изогнут ILS 29 мм PROXIMATE ILS 29 мм*18 см количество 7 шт. на сумму 153 758,64 рублей.
В тот же день, Поставщик направил в адрес своего партнера запрос по поставке данных позиций. Отвечая на данный запрос, партнер Поставщика указывает, что в двухдневный срок поставить товары не сможет, указывает на ближайшие сроки поставки. Поставщик согласовывает заказ данного товара.
30.01.2023 Заказчик направил в адрес Поставщика претензию, которой указал на нарушение сроков поставки и потребовал поставить товар в срок до 31.01.2023.
01.02.2023 Поставщик в ответном письме уведомил Заказчика об увеличенных сроках поставки, по причинам независящим от Поставщика, обязался предпринять все меры для скорейшего урегулирования ситуации.
В дальнейшем все товары по заявкам заказчика были отгружены, за исключением позиции Клей кожный Dermabond высоковязкий МИНИ, которая отсутствует в РФ и подлежит доставке из США, а также Аппарат сшивающий циркуляр со скобками и регулир высотой их закрытия изогнут ILS 29 мм PROXIMATE ILS 29 мм*18 см в количестве 2 шт.
Поставщик направил письмо своем партнеру, в целях уточнения сроков поставки данной позиции, а также получения подтверждающей информации от производителя. Из полученного ответа следует, что заказ на поставку данного товара размещен у производителя, однако по информации производителя сроки увеличены и составляют 30-90 (120) дней.
14.02.2023 Заказчик отказался от исполнения Контракта в одностороннем порядке.
15.02.2023 Поставщик направил в адрес Заказчика возражение на односторонний отказ от исполнения Контракта, в котором в том числе указал, что требуемые товары поставлены Заказчику на общую сумму 505 206,99 рублей, за исключением клея и двух аппаратов сшивающих. Данный клей отсутствует в РФ, о чем также известно Заказчику, ускорение сроков поставки данного клея находится за пределами возможностей Поставщика.
Кроме того, Поставщик, в целях выяснения информации относительно столь длительных сроков поставки, направил запрос уполномоченному представителю производителя ООО "Джонсон&Джонсон". Ответа на запрос не получено.
В целях урегулирования сложившейся ситуации, Поставщик предпринимает попытку согласовать с Заказчиком замену предложенного по контракту товара на аналогичны товар, о чем направляет письмо Заказчику. Ответа на данное предложение не последовало.
Также, Поставщик регулярно связывался с Заказчиком посредством телефонных переговоров, уведомлял о задержках в поставке и не имел намерения уклониться от исполнения Контракта.
Из изложенного выше, можно сделать обоснованный вывод, что Поставщик не уклонялся от исполнения контракта, напротив, всеми доступными способами пытался закупить требуемые Заказчику медицинские изделия, более того, предпринимал попытки согласования замены требующегося товара, на товар не уступающий по своим потребительским свойствам.
На основании изложенного, Участник ходатайствовал о не включении Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Поставщиком предприняты все возможные действия для исполнения своих обязательств по вышеуказанному контракту, однако по независящим от Поставщика обстоятельствам, надлежащим образом исполнить принятые на себя обязательства не представилось возможным. Более того, неисполнение Поставщиком взятых на себя обязательств в установленный срок сложилось, в том числе, в связи с введением политических и экономических санкций в отношении Российской Федерации.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны Поставщика предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение сведений в отношении ИП Голышевой Ольги Анатольевны в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ИП Голышевой Ольги Анатольевны (ИНН: 616302248280) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 13 марта 2023 г. N РНП-78-323/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023