Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от Заказчика - Манько В.В., Болдыревой И.С.,
от ООО "Дизайн-Сервис"Орфанов О.Ф.,
УСТАНОВИЛА:
Заказчик - администрация Буденновского муниципального округа СК, в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078 (далее - Правила N 1078), направил в адрес Ставропольского УФАС России сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Дизайн-Сервис" (далее - Общество) и указал, что причиной направления обращения, является факт не подписания Общество в установленный Законом N44-ФЗ срок контракта.
В порядке ст. 104 Закона N 44-ФЗ и Правил N 1078 Ставропольским УФАС России в целях всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков по факту осуществления закупки путём проведения аукциона в электронной форме N 0121600023623000009 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "Прасковея-Катасон" участок км0,000- 14,020 и автомобильной дороги общего пользования местного значения "Преображенское - Томузловское отмыкание от автомобильной дороги "Стародубское-Плаксейка-Преображенское" км0+00-км13+119 для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального округа Ставропольского края" назначено время и место осуществления проверки, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
10.03.2023 г. комиссия Ставропольского УФАС России выслушав представителей сторон, изучив представленные документы, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
13.02.2023 г. администрацией Буденновского муниципального округа СК в ЕИС - zakupki.gov.ru опубликовано извещение об осуществлении закупки, предметом которой является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "Прасковея-Катасон" участок км0,000- 14,020 и автомобильной дороги общего пользования местного значения "Преображенское - Томузловское отмыкание от автомобильной дороги "Стародубское-Плаксейка-Преображенское" км0+00-км13+119.
На участие в аукционе была подана одна заявка от ООО "Дизайн-Сервис", которая согласно протокола подведения итогов определения поставщика от 21.02.2023 г., была признана соответствующей требованиям аукционной документации, в связи с чем, заказчиком принято решение заключить контракт с указанным участником.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона N44-ФЗ по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Частью 2 статьи 51 Закона N44-ФЗ установлено что, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи:
1) заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона, который должен содержать:
а) информацию, предусмотренную частью 6 статьи 30, пунктами 1, 2, 5 - 8, 10, 17, 18 и 20 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона;
б) цену контракта, соответствующую цене контракта, предложенной в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона, цену каждого отдельного этапа исполнения контракта, определенную в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона (если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения). Предусмотренная настоящим подпунктом информация включается в проект контракта, за исключением случаев включения в него информации, предусмотренной подпунктами "в" или "г" настоящего пункта;
в) максимальное значение цены контракта и цену единицы товара, работы, услуги, соответствующие максимальному значению цены контракта, указанному в извещении об осуществлении закупки, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, положений статей 28 и 29 настоящего Федерального закона (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона). При этом цена единицы товара, работы, услуги определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы, указанной в извещении об осуществлении закупки, пропорционально снижению начальной суммы цен единиц товаров, работ, услуг, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт;
г) размер платы, подлежащей внесению в соответствии с настоящим Федеральным законом участником закупки, с которым заключается контракт, за заключение контракта на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику (в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом);
д) информацию, предусмотренную подпунктами "а", "б", "г", "е" и "п" пункта 1, подпунктами "а" и "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, а также информацию, предусмотренную подпунктом "г" пункта 2 указанной части, в случае проведения электронного конкурса. При этом информация, предусмотренная подпунктами "а", "б", "г" и "е" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, указывается с использованием единой информационной системы по состоянию на дату и время формирования проекта контракта;
е) иные документы (при наличии);
2) при формировании и размещении проекта контракта, предусмотренного пунктом 1 настоящей части, заказчик вправе (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) увеличить количество поставляемого товара на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы товара не должна превышать цену такой единицы, определяемую как частное от деления цены контракта, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 настоящей части, на количество товара, предусмотренное в извещении об осуществлении закупки. Участник закупки вправе отказаться от заключения контракта на условиях, предусмотренных настоящим пунктом, путем формирования протокола разногласий в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона N44-ФЗ не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 51 Закона N44-ФЗ установлено что, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
- такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Комиссией Ставропольского УФАС России было установлено, что Обществом в установленный Законом N44-ФЗ срок, не был подписан контракт, не был направлен протокол разногласий в отношении заключаемого контракта, а так же не предоставлено обеспечение исполнения контракта.
Исходя из вышеуказанных положений Закона N44-ФЗ Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
Представитель Общества в заседании комиссии пояснил что, не подписание контракта и не предоставление обеспечения исполнения контракта, связано с тем что, директор Общества, находился на больничном с 13.02.2023 г. по 03.03.2023 г. (представлена выписка из терапевтического отделения ГБУЗ СК "Краевой центр СВМП N1").
Вместе с тем комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что представленная выписка из терапевтического отделения ГБУЗ СК "Краевой центр СВМП N1" не содержат объективных обстоятельств препятствующих подписать контракт по результатам аукциона в электронной форме N 0121600023623000009, а довод о невозможности подписать контракта и предоставить обеспечение исполнения контракта опровергаются, по следующим основаниям.
В силу ч. 53 ст. 112 Закона о контрактной системе государственная информационная система, указанная в ч. 13 ст. 4 настоящего Федерального закона, фиксирует в соответствии с ч.ч. 13 и 14 ст. 4 настоящего Федерального закона действия, бездействие участников контрактной системы в сфере закупок, осуществляемые в единой информационной системе, начиная с 1 января 2020 года.
В свою очередь, в соответствии с частью 13 статьи 4 Закона N44-ФЗ в целях мониторинга и фиксации действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке создается государственная информационная система, которая должна обеспечивать в том числе:
1) мониторинг доступности (работоспособности) единой информационной системы, электронной площадки и хранение информации о такой доступности (работоспособности);
2) фиксацию, включая видеофиксацию, в режиме реального времени действий, бездействия участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке;
3) хранение информации о действиях, бездействии участников контрактной системы в сфере закупок в единой информационной системе, на электронной площадке, в том числе информации об электронных документах, формируемых участниками контрактной системы в сфере закупок и подписанных усиленной электронной подписью, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В материалах дела имеются данные полученные из ГИС "Независимый регистратор" которыми зафиксировано и отражено документально, что в промежуток времени, когда директор Общества находился на больничном (с 13.02.2023 г. по 03.03.2023 г.) Общество неоднократно авторизовывалось в закрытой части электронной площадки со своего личного кабинета, в том числе по электронной подписи (распечатка из ГИС "Независемый регистратор" имеется в деле), и участвовал в закупках, что является неопровержимым доказательством того, что Общество имело техническую возможность подписать контракт в целях исполнения государственного контракта, а так же имело возможность предоставить обеспечение исполнения контракта.
Тем самым, указанные обстоятельства являются объективными, основанными на фактических документах сформированных на основании ГИС "Независимый регистратор" и опровергают невозможность подписания контракта со стороны Общества в срок, установленный аукционной документацией и Законом N44-ФЗ., а довод представителя ОБщества о том что не подписание контракта связано с нахождением на больничном опровергнуто: распечаткой из ГИС "Независемый регистратор".
Более того, директор Общества являясь первым лицом в Обществе не мог не знать о том что Общество стало победителем аукциона и в данном случае директор должен был организовать и проконтролировать исполнительскую дисциплину обеспечивающую эффективную деятельность подчиненных ему сотрудников, в том числе по соблюдению требований Закона N44-ФЗ и взятых на Общество обязательств по заключению контракта в целях его исполнения, либо делегировать свои полномочия, с правом подписания всех необходимых документов включая контракты сотрудникам Общества.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса РФ N51-ФЗ от 30 ноября 1994 года Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Общество, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая соответствующую заявку, должно осознавать, что оно несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом N44-ФЗ, в случае совершения ими действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона.
В силу установленной Законом о контрактной системе специфики документооборота на электронной площадке невыполнение участником электронных торгов таким требованиям является правовым риском признания его, уклонившимся от заключения контракта, поскольку наличие у него соответствующего волеизъявления на заключение контракта должно быть реализовано в установленном законом порядке.
Следует так же отметить, что вина участника закупки может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т. е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидело, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия (аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного Суда от 07.08.2015 N 305-КГ15-9489).
Не откладывая подписание контракта на более поздний срок, участник закупки мог избежать таких неблагоприятных последствий, как включение общества в реестр недобросовестных поставщиков, но не предпринял своевременных действий по подписанию контракта.
Обществом не приняты все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок заключения муниципального контракта, не проявил необходимой внимательности и осмотрительности при осуществлении своей деятельности.
Общество в установленный Федеральным Законодательством и аукционной документаций для подписания контракта срок не совершил ни одного действия фиксирующие волеизъявление подписать контракт, тем самым нарушил права заказчика и не обеспечил муниципальные нужды, что привело к несвоевременному освоению бюджетных средств.
Выводы Антимонопольного органа, подтверждаются практикой: решением Арбитражного суда Ставропольского края по делу N А63-9088/2021, определением Верховного суда N 305-ЭС19-26014, решениями Арбитражных судов А03-21153/2018, А40-257565/19-122-2032, А40-172493/19, А63-10204/2019 и Определением Верховного суда N 305-ЭС20-21780 от 28.01.2021.
Как следует п. 14 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
На заседание Комиссии обстоятельства, предусмотренные п. 14 Правил N1078, не установлены, сторонами не представлены, а именно:
а) не выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований:
- к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт;
- к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта не осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами
В соответствии с ч. 8 ст. 104 Закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 104, и Правил N 1078 Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "Дизайн-Сервис" (адрес: 356800, край Ставропольский, г. Буденновск, ул. Розы Люксембург, д.1, ИНН: 2624025842, директор Орфанов Ашот Феохарович (ИНН 262400960813), в связи с уклонением ООО "Дизайн-Сервис" от подписания контракта по факту проведения аукциона в электронной форме N 0121600023623000009 "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения "Прасковея-Катасон" участок км0,000- 14,020 и автомобильной дороги общего пользования местного значения "Преображенское - Томузловское отмыкание от автомобильной дороги "Стародубское-Плаксейка-Преображенское" км0+00-км13+119 для обеспечения муниципальных нужд Буденновского муниципального округа Ставропольского края" сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно п. 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии Г.В. Золина
Члены Комиссии Е.А. Соколов
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 10 марта 2023 г. N РНП 026/10/104-412/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023