Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от заказчика - Магомедхабибов М.М.
от ООО "МОНОЛИТ-ГРУПП" - в отсутствие представителя,
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "МОНОЛИТ-ГРУПП" на действия заказчика - Управление судебного департамента в Республике Дагестан по факту осуществления закупки путем открытого конкурса в электронной форме N 0103100010523000020 Капитальный ремонт зданий судов РД.
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
1. В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Кроме того, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Исходя из буквального толкования и смысла вышеуказанных норм, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
Укрупнения лотов проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта.
Комиссия Ставропольского УФАС России, проанализировав техническое задание, установила, что победитель закупки должен будет выполнить работы по капитальному ремонту зданий судов РД в различных районах Республики Дагестан, срок выполнения в течение 30 календарных дней с момента заключения контракта:
1. Капитальный ремонт помещений в здании Ахтынского районного суда в с. Рутул на 350 210 рублей 40 копеек;
2. Капитальный ремонт помещений в здании Ахтынского районного суда в с. Ахты на 651 387 рублей 60 копеек;
3. Капитальный ремонт помещений в здании Гергебильского районного суда на 150 838 рублей 80 копеек;
4. Капитальный ремонт помещений в здании Ленинского районного суда г. Махачкала на 599 482 рублей 80 копеек;
5. Капитальный ремонт помещений в здании Лакского районного суда в с. Кумух на 380 850 рублей;
6. Капитальный ремонт помещений в здании Кировского районного суда г. Махачкала на 1 879 930 рублей 80 копеек;
7. Капитальный ремонт помещений в здании Кумторкалинского районного суда в с. Кумторкала на 249 072 рублей;
8. Капитальный ремонт помещений в здании Бабаюртовского районного суда на 350 880 рублей;
9. Капитальный ремонт помещений в здании Карабудахкентского районного суда 580 536 рублей;
10. Капитальный ремонт в здании Хасавюртовского городского суда 566 164 рублей 80 копеек;
11. Капитальный ремонт помещений в здании Махачкалинского гарнизонного военного суда на 582 309 рублей 60 копеек;
12. Капитальный ремонт в здании Кизилюртовского городского суда на 598 098 рублей;
13. Капитальный ремонт в здании Лакского районного суда в с. Вачи на 195 526 рублей 80 копеек;
14. Капитальный ремонт помещений в здании Акушинского районного суда в с. Акуша на 739 294 рублей 80 копеек;
15. Капитальный ремонт помещений в здании Советского районного суда г. Махачкала на 594 350 рублей 40 копеек;
16. Капитальный ремонт в здании Ботлихского районного суда с. Агвали на 1 561 067 рублей 20 копеек.
Комиссия Ставропольского УФАС России отмечает, что Заказчик объединил в один лот работы, которые должны быть оказаны, в различных, удаленных друг от друга районах Республики Дагестан, что может привести к ограничению конкуренции при проведении закупок.
Закон о контрактной системе запрещает ограничения количества участников закупки при формировании предмета закупки, но не определяет процент или конкретное числовое значение, необходимое для признания незаконного ограничения количества участников.
Объединение в один лот работ, влечет за собой ограничение количества участников закупки.
Указанные действия заказчика нивелируют цели законодательства о контрактной системе - открытости и прозрачности, экономии бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования, равноправия участников размещения заказа и обеспечения их справедливой конкуренции.
Кроме того, формирование лота подобным образом исключает возможность участия в торгах организаций, заинтересованных в выполнении государственного контракта только в одном административном районе, а также ограничивает доступ к участию в аукционах субъектов малого и среднего предпринимательства.
Размещение государственного заказа укрупненными лотами нарушает принцип равнодоступности при проведении торгов, исключает возможность участия в торгах отдельных участников рынка, ограничивает возможность соперничества на аукционе за право заключения государственного контракта и выполнения работ по предмету контракта, что может привести к ограничению конкуренции при проведении торгов.
Указанное подтверждается судебной практикой, приведенной в Решении Арбитражного суда г. Москвы от 25.04.2016 по делу N А40-244495/15-149-2058, Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 13.12.2016 N Ф05-18537/2016 по делу N А40-244495/2015, Постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.11.2015 по делу N А56-86285/2014, а также практикой ФАС России, приведенной в Решении ФАС России от 14.11.2017 по делу N К-1573/17, Решении ФАС России от 02.12.2015 по делу N К-1660/15, Решении ФАС России от 16.11.2015 по делу N К-1542/15, Решение ФАС России от 29.09.2015 по делу N К-1215/15.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России приходит к выводу, что заказчик необоснованно укрупнил лот, что привело к нарушению требований части 2 статьи 8, пункта 1 части 2 статьи 42 с отсылочной нормой на пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждены Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положения).Подпунктом "в" п. 28 Положения установлено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Как следует из ЕИС, извещение об осуществлении закупки содержит электронный документ "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, их значимость и порядок оценки", согласно которых заказчик установил:
Наличие за 5 лет до дня окончания срока подачи заявок на участие в закупке с учетом правопреемства (в случае наличия подтверждающего документа) у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Информация и документы, подтверждающие опыт выполнения работ, связанного с предметом контракта:
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
(за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию
Информация, которая не соответствует требованиям настоящего раздела или, исходя из её содержания, невозможно определить соответствие установленным требованиям, или в случае невозможности прочтения текста копий документов, или непредставления всех данных вышеперечисленных документов, предоставляемых участником настоящего открытого конкурса в электронной форме, не учитывается в оценке заявок участников. При отсутствии заключенного и исполненного контракта (договора) и (или) документов, подтверждающих наличие заключенного и исполненного контракта (договора), в соответствии с требованиями настоящего раздела, заявке по данному показателю, присваивается - 0 баллов.
Копии указанных документов должны быть в виде полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати. Не подлежат оценке контракты, исполненные ранее чем за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке.
К рассмотрению принимаются документы, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам).
Таким образом, порядок оценки заявок заказчика не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
Таким образом в действиях заказчика установлены нарушения при формировании извещения.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МОНОЛИТ-ГРУПП" на действия заказчика - Управление судебного департамента в Республике Дагестан по факту осуществления закупки путем открытого конкурса в электронной форме N 0103100010523000020 Капитальный ремонт зданий судов РД - обоснованной.
2. В действиях заказчика установлены нарушения статьи 8, статьи 42, статьи 33 Закона 44-ФЗ и Постановления N 2604, в связи с чем выдать обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 14 марта 2023 г. N 026/06/106-424/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023