Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ИП Тожибаева З.П., ИП Князевой О.Н., ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К", ООО "РБЕ" (далее - Заявитель) на действия ФГБУЗ "Медицинский реабилитационный центр" Сергиевские минеральные воды" Федерального медико-биологического агентства" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации лечебного питания (извещение N 0342100007923000001, начальная (максимальная) цена контракта - 41 560 000,00 руб.),
У С Т А Н О В И Л А:
В Самарское УФАС России поступили жалобы на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме.
Согласно доводам жалоб ИП Тожибаева З.П., ИП Князевой О.Н., ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К" извещение составлено с нарушениями действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок, имеет признаки ограничения конкуренции, что нарушает основополагающие принципы Закона о контрактной системе.
Согласно доводам жалобы ООО "РБЕ":
- Заказчиком в извещении о проведении конкурса установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации";
- Заказчик в извещении о проведении конкурса, приложениях к нему установил избыточные требования к участникам закупки;
- извещение о проведении конкурса N 0342100007923000001 и проект контракта не содержат положений о том, что контракт заключаемый с победителем обжалуемого конкурса действует до заключения контракта с победителем конкурса 0342100007922000001 (ИКЗ 221638100010363810100100120015610244) или до отмены обеспечительных мер по делу А55-24984/2022, или до вступления в силу итогового судебного акта по делу А55- 24984/2022.
На основании вышеизложенного, Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении допущенных при осуществлении Закупки нарушений.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился, просил в удовлетворении жалоб отказать, указывая на отсутствие нарушений.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалоб, извещение о проведении конкурса, приложения к извещению и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Согласно доводам жалоб ИП Тожибаева З.П., ИП Князевой О.Н., ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К" извещение составлено с нарушениями действующего законодательства в сфере осуществления государственных закупок, имеет признаки ограничения конкуренции, что нарушает основополагающие принципы Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 6 части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, исключительно с использованием единой информационной системы путем формирования и размещения в этой системе номера реестровой записи в реестре контрактов, заключенных заказчиками, или в реестре договоров, заключенных заказчиками, предусмотренных Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических ли"", - в отношении контракта или договора, предусмотренных частью 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, стоимость и срок исполненных обязательств по которым соответствуют требованиям указанной части (в случае установления требований в соответствии с частью 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона) и информация об исполнении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом размещена в единой информационной системе.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок отказывает в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случаях, если жалоба подана с нарушением требований настоящей статьи.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заявители не соответствуют требованию о наличии опыта выполнения работ.
На основании вышеизложенного жалобы ИП Тожибаева З.П., ИП Князевой О.Н., ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К" оставлены без рассмотрения.
Согласно доводам жалобы ООО "РБЕ" Заказчиком в извещении о проведении конкурса установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком, не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Подпунктом "д" пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение об оценке заявок), установлено что при оценки по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" квалификационного критерия к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
В разделе III Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" (прикрепленный к извещению о проведении конкурса файл: "порядок оценки заявок (1)") Заказчиком установлены следующие положения о применении детализирующего показателя квалификационного критерия оценки: "Оценивается предложение участника об объемах исполненных участником контрактов (договоров) сопоставимого характера и объема, при этом последний акт, составленный при исполнении контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе, без нарушений сроков и иных нарушений условий контракта (договора) по вине участника. Оценивается наибольшая цена одного из исполненных участником закупки контрактов (договоров), исчисляемая в рублях.
К оценке принимаются исполненные контракты (договоры), предметом которых является оказание услуг по организации (приготовлению) лечебного питания государственным (муниципальным) учреждениям здравоохранения, заключенные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, услуг, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ 44-ФЗ) и/или Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", при исполнении которых исполнителем отсутствуют требования об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Подтверждается:
- Копии государственных контрактов (с копиями актов оказанных услуг или накладных о поставке товара) и (или) реестровыми записями контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ, размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru
- Копии договоров (с копиями актов оказанных услуг), заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ, содержащих сведения о стоимости оказанных услуг".
Таким образом, порядок оценки, установленный Заказчиком, предусматривает проведение оценки заявок по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" исключительно на основе госконтрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе, и договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Вместе с тем, Положение об оценке заявок, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, не предусматривает осуществление оценки заявок по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" квалификационного критерия оценки заявок исключительно на основе договоров на оказание услуг лечебного питания, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или в соответствии с Федеральным Законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ.
Кроме того, указав в Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, требование о том, что к оценке принимаются контракты (договоры), предметом которых является оказание услуг по организации (приготовлению) лечебного питания государственным (муниципальным) учреждениям здравоохранения, Заказчик установил тем самым условие о подтверждении наличия опыта у участника закупки контрактами (договорами) с определённой инфраструктурной принадлежностью.
Также, в разделе III Порядка рассмотрения и об оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлено следующее:
"При исполнении предъявленных участником закупки контрактов (договоров), подтверждающих опыт участника закупки, должны отсутствовать нарушения сроков исполнения и иные нарушения условий контракта (договора) по вине участника закупки.
По предоставленным участником закупки контрактам (договорам) должны отсутствовать соответствующие судебные решения и информация об участии участника закупки в качестве ответчика или заинтересованного лица в судебном деле по данным сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (http://kad.arbitr.ru/). Указанные требования о надлежащем исполнении также распространяются на договоры, связанные с исполнением контрактов (договоров) (включая, договоры по оплате за занимаемое помещение (в том числе пищеблока), условия о возмещении расходов за потребление коммунальных услуг).
По предоставленным участником закупки контрактам (договорам) должна отсутствовать информация, свидетельствующая о привлечении исполнителя к административной ответственности со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека при исполнении данных договоров.
Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг/поставки товара).
Проверку заказчик проводит самостоятельно.
Рекомендуемая форма приведена в Приложении N 1 к настоящему документу.
Непредоставление в составе заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные участниками закупки, которые подтверждены документально в составе заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru".
Вместе с тем, в пункте "в" Положения об оценке заявок, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 указано, что в порядке рассмотрения и оценки заявок может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Наличие судебных решений или споров, штрафов, пеней, неустоек, само по себе не свидетельствует об отсутствии у участника закупки опыта исполнения договора (контракта) необходимого для оценки по критерию "квалификация участников закупки".
Таким образом, вышеуказанные положения, установленные Заказчиком в Порядке рассмотрения и оценки заявок, также не соответствуют Постановлению Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признан обоснованным.
Согласно доводам Заявителя ООО "РБЕ", Заказчик в извещении о проведении конкурса, приложениях к нему установил избыточные требования к участникам закупки.
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе определено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении конкурса установлены требования в соответствии с позицией 33 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов. Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
Однако, наряду с указанным выше требованием, в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с федеральным законом и инструкции по ее заполнению Заказчик установил другие дополнительные требования к участникам:
"К участникам закупки предъявляются следующие дополнительные требования:
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг лечебного питания государственным (муниципальным) учреждениям здравоохранения".
Вместе с тем, предъявление к участникам закупки услуг общественного питания дополнительных требований о наличии у участников закупки исключительно опыта исполнения договоров на оказание услуг лечебного питания государственным (муниципальным) учреждениям здравоохранения, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не предусмотрено.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя признан обоснованным.
Согласно доводам Заявителя ООО "РБЕ" извещение о проведении конкурса N 0342100007923000001 и проект контракта не содержат положений о том, что контракт заключаемый с победителем обжалуемого конкурса действует до заключения контракта с победителем конкурса 0342100007922000001 (ИКЗ 221638100010363810100100120015610244) или до отмены обеспечительных мер по делу А55-24984/2022, или до вступления в силу итогового судебного акта по делу А55- 24984/2022.
Проведение самостоятельной закупки при наличии судебного спора по иным закупкам, положениями Закона о контрактной системе не регламентировано, в связи с чем довод Заявителя признается необоснованным.
На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобы ИП Тожибаева З.П., ИП Князевой О.Н., ООО "ТРАНСКОМПЛЕКС-К" оставить без рассмотрения.
2. Признать жалобу ООО "РБЕ" частично обоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 28 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
4. Передать материалы жалобы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 марта 2023 г. N 71-10228-23/4 (ключевые темы: участники закупок - извещение о проведении конкурса - государственные и муниципальные нужды - товар. работа. услуга. - оценка заявок на участие в конкурсе)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023