Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ИП Маратканова А.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту гастрофиброскопа (изв. N 0356500005123000094),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика, выразившиеся в следующем:
1) требование п. 6.2 Технического задания не соответствует требованиям ГОСТ Р 57501-2017;
2) положения п. 5.2 и 6 Технического задания не коррелируют между собой;
3) Заказчик не установил перечень запасных частей, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ;
4) Заказчик в нарушение требований п. 5.7 ГОСТ Р 57501-2017 неправомерно не установил перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию;
5) требование к исполнителю о проведении работ в соответствии с ГОСТ Р 57501-2017 неправомерно;
6) требование о проведении работ в соответствии с письмом Минздрава РФ от 27.10.2003 N 29322/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники" неправомерно, поскольку письмо утратило силу.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356500005123000094 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по ремонту гастрофиброскопа.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.02.2023 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 252 913,33 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 02.03.2023 г.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Заказчика относительно доводов Заявителя пояснил следующее:
1) Заявитель ошибочно полагает что Заказчику требуется поставка оборудования как предмет закупки, указанное оборудование требуется для подмены, на время ремонта в целях непрерывности лечебного процесса. Участник не обязательно должен иметь такое оборудование в собственности для предоставления Заказчику, оно может быть арендованным, главное, чтобы оно было аналогичным и подходило под имеющиеся у Заказчика составляющие части оборудования.
2) положения п. 5.2 и 6 Технического задания не являются противоречивыми друг другу, поскольку оригинальность запасных частей не указывает на предоставление именно производителя "PENTAX", а лишь указывает на то, что запасные части не являются неоригинальными, т.е. аналогами. Указанное требование позволяет в том числе, минимизировать риск поставки контрафактной продукции. При этом понятия аналог и эквивалент не являются идентичными. Так при проведении ремонтных работ, допускается использование товара другого производителя, при условии, что он является эквивалентным, т.е. полностью подходит для замены, но при этом, такие запасные элементы также должны быть оригинальными, т.е. произведены официальными заводами изготовителями оборудования;
3) в Приложении N1 к Техническому заданию указаны запасные части и материалы, необходимые для проведения ремонта. Кроме того, Заявителю известно, что оборудованием, подлежащим ремонту, является Гастрофиброскоп PENTAX FG-24V. При наличии у участника закупки данной информации, не составляет труда найти паспорт оборудования, в котором отражены все необходимые параметры. Модификаций указанного медицинского оборудования не существует. Таким образом указание точного наименования медицинского изделия и наименования запасной части к нему дает точную и полную идентификацию.
4) в своей жалобе, Заявитель указал, что ему понятно и известно, что Заказчику требуется ремонт оборудования - Гастрофиброскоп PENTAX FG-24V. Кроме того, как следует из введения в ГОСТ Р 57501-2017. "Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" установлено, что настоящий стандарт устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях (ТЗ) для государственных закупок в части технического обслуживания (ТО) медицинских изделий (МИ). Следовательно, указанный ГОСТ не обязывает заказчика руководствоваться им при формировании предмета закупок и Технического задания при проведении закупок на ремонт отдельного оборудования.
5) Письмо Минздрава России от 26.12.2022 N 25-3/И/2-22418 отменяет действие письма Минздрава РФ от 27.10.2003 N29322/233, однако это произошло в конце 2022 года (письмо от 26 декабря) на тот момент Заказчиком уже было разработано Техническое задание, и по техническим причинам, ссылка на указанное письмо не была исключена из Технического задания. При этом, поскольку письмо Минздрава РФ от 27.10.2003 N29322/233 утратило силу, то исполнитель по контракту вправе не исполнять его требования, это общее положение действующего законодательства РФ, и указание на данный нормативный акт не ограничивает права потенциальных участников закупки, включая Заявителя жалобы. Вместе с тем, с Письме Минздрава России от 26.12.2022 N 25-3/И/2-22418, на которое ссылается Заявитель, прямо установлено, что сервисным организациям следует руководствоваться технической или эксплуатационной документацией производителя на медицинское изделие, а также актуальными государственными стандартами, в т. ч. ГОСТ 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок". Кроме того, считаем необходимым обратить внимание комиссии на то, что согласно Требованиям к участникам и к составу заявки, установлено, что в составе должны быть приложены Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а именно копия действующей лицензии на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинской техники (в случае, если лицензия выдана до 01.01.2021) и/или выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью лицензирующего органа и составленного по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий". По имеющейся у заказчика информации, по данным сайта Росздравнадзора, Заявитель жалобы не обладает необходимой лицензией на выполнение работ, являющихся предметом закупки, следовательно, его права не могут быть нарушены в любом случае.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о закупках.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.
Частью 2 ст. 8 Закона о закупках предусмотрено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса для закупки N 0356500005123000094 объектом закупки является оказание услуг по ремонту гастрофиброскопа Описание объекта закупки указано в приложении.
В Техническом задании установлено следующее, в частности:
5.2. В связи с конструктивными особенностями и техническими характеристиками оборудования, при выполнении капитального ремонта должны использоваться детали и запасные части торгового знака "PENTAX" или эквивалент.
6. Общие требования к выполнению работ: Определение неисправностей медицинской техники и их устранение с заменой неисправных (поврежденных) элементов и деталей. Заменяемые элементы, детали и расходные материалы должны быть оригинальными и качественными. Восстановление работоспособности медицинской техники с последующим контролем технического состояния.
6.2. Для обеспечения бесперебойной работы эндоскопического отделения Заказчика, ему передается подменное оборудование аналогичное по техническим характеристикам, совместимого с имеющимися у Заказчика эндоскопическими видеоцентрами и/или источниками света и инструментарием. Подменное оборудование передаётся Заказчику на время проведения ремонта и возвращается Исполнителю одновременно с выдачей оборудования из ремонта после успешного проведения приёмки выполненных работ Заказчиком без выявления недостатков или после полного их устранения.
6.5. Требования по проведению работ должны проводиться в соответствии с действующими нормами: ГОСТ Р 57501-2017 и Письмом Минздрава РФ от 27.10.2003 N29322/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники".
Также в приложении N 1 к Техническому заданию указаны наименованием техники - Гастрофиброскоп PENTAX FG-24V, объем работ, запасные части и материалы.
ГОСТ Р 57501-2017. "Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях (ТЗ) для государственных закупок в части технического обслуживания (ТО) медицинских изделий (МИ).
Согласно п. 3.8. ГОСТ Р 57501-2017 под техническим обслуживанием (ТО) понимается комплекс регламентированных нормативной, технической и эксплуатационной документацией мероприятий и операций по поддержанию и восстановлению работоспособности или исправности МИ при их использовании по назначению, предусмотренному изготовителем (производителем).
В соответствии с примечанием к п. 3.8 ГОСТ Р 57501-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" при проведении ТО могут проводиться следующие работы: периодическое техническое обслуживание, внеплановое техническое обслуживание, контроль технического состояния, техническая диагностика и ремонт.
Согласно п. 3.13 ГОСТ Р 57501-2017 ремонт: комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей.
В соответствии с п. 5.6.1 ГОСТ Р 57501-2017 при составлении ТЗ должны быть выбраны необходимые виды работ из списка, приведенного ниже:
- периодическое ТО;
- техническое диагностирование;
- ремонт МИ;
- внеплановое ТО;
- обновление программного обеспечения и установка опций;
- контроль технического состояния;
- монтаж/демонтаж и наладка МИ.
Согласно п. 5.6.2.3 ГОСТ Р 57501-2017 в подразделе, содержащем требования к ремонту МИ, приводят:
- указания о наличии или отсутствии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта.
При наличии требований по поставке запасных частей для проведения ремонта в пункте приводят требования:
- к идентификации запасной части (наименование, каталожный или иной идентификатор, согласно технической и эксплуатационной документации изготовителя (производителя));
- качеству поставляемых запасных частей;
- срокам поставки и/или установки запасных частей;
- гарантийным срокам изготовителя (производителя) и/или поставщика запасных частей.
В том случае, если при заключении договора невозможно определить точный объем закупки запасных частей и расходных материалов, а также объем ремонтных работ, может быть предусмотрена возможность закупки за единицу продукции согласно Закону о закупках. В этом случае в ТЗ должны содержаться указания по порядку организации и проведения ремонтных работ и закупки запасных частей и расходных материалов, а в приложениях к ТЗ должны быть приведены:
- перечень запасных частей и расходных материалов, замена которых может проводиться в рамках ремонтных работ, включающий характеристики запасных частей и расходных материалов и указание на МИ, для ремонта которых они применяются;
- перечень выполняемых работ, включающий описание ремонтных работ и указание на МИ, для ремонта которых данные работы проводятся.
При наличии в перечне МИ, подлежащих ТО, изделий, отнесенных к средствам измерений, в пункте должны быть приведены сведения:
- о необходимости проведения поверки после ремонта, согласно ГОСТ Р 56606;
- сроках проведения поверки.
В соответствии с п. 5.7 ГОСТ Р 57501-2017 перечень медицинских изделий, подлежащих техническому обслуживанию
В разделе приводят перечень МИ, подлежащих ТО, с указанием:
- наименования МИ согласно документации изготовителя (производителя);
- модели (марки) МИ согласно документации изготовителя (производителя);
- наименования изготовителя (производителя);
- номера регистрационного удостоверения МИ;
- года выпуска;
- заводского/сервисного номера;
- инвентарного номера;
- места размещения в медицинской организации (корпус, кабинет или структурное подразделение).
Относительно первого довода Заявителя Комиссия отмечает следующее.
Как было указано выше, ГОСТ Р 57501-2017. "Национальный стандарт Российской Федерации. Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" устанавливает основные требования, которые должны содержаться в технических заданиях (ТЗ) для государственных закупок в части технического обслуживания (ТО) медицинских изделий (МИ).
В ходе анализа положений ГОСТ Р 57501-2017 Комиссией установлено, что требование о предоставлении исполнителем оборудования аналогичного по техническим характеристикам и совместимого с приборами, имеющимися у Заказчика не установлено.
Следовательно, требование п. 6.2 Технического задания является избыточным и не соответствует требованиям Закона о закупках.
Относительно второго довода Заявителя Комиссия отмечает, что положения п. 5.2 и 6 Технического задания в равной степени регламентируют требования к запасным частям. При этом исходя из указанных пунктов невозможно однозначно установить требуются ли Заказчику только оригинальные запасные части торгового знака "PENTAX" или возможно поставить эквивалентные запасные части.
Указанное несоответствие может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение.
Относительно третьего и четвертого довода Заявителя Комиссия отмечает, что исходя из положений п. 5.6.2.3, 5.7 ГОСТ Р 57501-2017 Заказчик обязан указывать информацию, предусмотренную данными пунктами. Вместе с тем, такая информация, как например, каталожный или иной идентификатор, или перечень выполняемых работ, включающий описание ремонтных работ и указание на МИ, для ремонта которых данные работы проводятся, номера регистрационного удостоверения МИ, Заказчиком не указана.
Относительно пятого и шестого доводов Комиссия отмечает следующе.
В соответствии с положениями Письма Минздрава России от 26.12.2022 N 25-3/И/2-22418 "Об отзыве письма Минздрава России от 27.10.2003 N 293-22/233", Министерство здравоохранения Российской Федерации информирует об отзыве письма Минздрава России от 27 октября 2003 г. N 293-22/233 "О введении в действие методических рекомендаций "Техническое обслуживание медицинской техники".
Таким образом, Заказчиком в Техническом задании указаны недействующие положения законодательства в части установления требований к оказываемым услугам.
Кроме того, Комиссия считает нужным отметить, что в Письме Минздрава России от 26.12.2022 4 25-3/И/2-22418, на которое ссылается Заявитель, прямо установлено, что сервисным организациям следует руководствоваться технической или эксплуатационной документацией производителя на медицинское изделие, а также актуальными государственными стандартами, в том числе ГОСТ 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок", ГОСТ 58451-2019 "Изделия медицинские. Обслуживание техническое. Основные положения", ГОСТ 56606-2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий. Основные положения", ГОСТ 18322-2016 "Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения".
Вместе с тем, указание на выполнение работ в соответствии с указанным перечнем государственных стандартов в извещении о проведении закупки отсутствует.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона окончание срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 02.03.2023 г., извещение об отмене закупки было размещено заказчиком в ЕИС 28.02.2023 г. в 18:21 ч.
Жалоба направлена в Пермское УФАС России посредством ЕИС 27.02.2023 г. в 21:02 ч.
Таким образом, в установленный законом срок Заказчик самостоятельно отменил закупку, устранив нарушение законодательства на момент рассмотрение жалобы.
Следовательно, жалоба ИП Маратканова А.А. на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту гастрофиброскопа (изв. N 0356500005123000094) не подлежит рассмотрению, поскольку 28.02.2023 г. Заказчик в ЕИС разместил извещение об отмене закупки.
Также Комиссия отмечает, что допущенные нарушения Заказчика не влекут за собой нарушение прав Заявителя в связи с тем, что закупка была отменена.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Маратканова А.А. на действия ГБУЗ ПК "Краевая детская клиническая больница" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту гастрофиброскопа (изв.N 0356500005123000094) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 марта 2023 г. N 2699/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023