рассмотрев обращение МУП НО г. Перми "Горсвет" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Глерио Эско" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку светодиодных светильников (изв. N 0556300009022000025),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0556300009022000025 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку светодиодных светильников. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 766 530,60 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 01.03.2023 N 1859/23) рассмотрение обращения было назначено на 06.03.2023 в 16:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 14:00 07.03.2023 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
19.09.2022 г. между Заказчиком и ООО "Глерио Эско" (далее - Поставщик) заключен контракт на поставку светодиодных светильников (далее - Контракт). Цена контракта - 2 033 399,62 руб.
В связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 29.12.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 12 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В силу ч. 1 ст. 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В ч. 2 ст. 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4, 12 Контракта:
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика, пояснений представителя Заказчика следует, что согласно условиям Контракта Поставщик принял на себя обязательства по поставке товара одной партией в течение 82 календарных дней с момента заключения контракта, то есть до 12.12.2022 г. Однако, данное условие было нарушено Поставщиком. 13.12.2022 г. в адрес Поставщика была направлена претензия N 2643, с требованием надлежащим образом исполнить принятие на себя обязательства и осуществить поставку товара в кратчайшие срок. Повторная претензия N 2679 была направлена 16.12.2022 г. Вместе с тем, на 29.12.2022 г. Поставщиком обязательства по Контракту исполнены не были.
Поскольку на 29.12.2022 г. Поставщиком товар, предусмотренный условиями контракта в поставлен не был, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 29.12.2022 г. указанное решение размещено в реестровой записи контракта N 3590250118822000032 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 29.12.2022 г.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 09.01.2023 г. Вместе с тем, обращение о включении ООО "Глерио Эско" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта было направлено в адрес Пермского УФАС России лишь 28.02.2023 г. посредством функционала единой информационной системы.
Согласно пояснениям Заказчика, обращение о включении ООО "Глерио Эско" было направлено 28.02.2023 г. в связи с реорганизацией Заказчика, направить обращение посредством функционала единой информационной системы не представлялось возможным. Вместе с тем, 12.01.2023 г. обращение о включении ООО "Глерио Эско" было направлено в адрес Пермского УФАС России посредством электронной почты.
На основании указанного, Заказчиком допущено нарушение ч. 16 ст. 96 Закона о закупках.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Поставщика указали, что в целях исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, Поставщиком заблаговременно был заключен договор с производителем плафонов ИП Кашириным Н.А. от 10.09.2022 г. N 1-56/22, в соответствии с которым производитель плафонов обязался в срок с 20.09.2022 г. до 20.11.2022 г. выполнить работы с использованием своих материалов по лазерной резки МПК, термоформовке изделия из листа Пэт-г и передать результат Поставщику. 25.11.2022 г. Поставщиком было направлено в адрес ИП Каширина Н.А. письмо N 25/11-П-2, согласно которому Поставщик указывал на нарушение ИП Кашириным Н.А. сроков выполнения работ по договору от 10.09.2023 N1-56/22. 28.11.2022 г. ИП Каширин Н.А. направил в адрес Поставщика письмо N 17, согласно которому указано, что срыв сроков работ по производству плафонов связан с введенными международными санкциями в адрес Российской Федерации и существующими логистическими ограничениями, доставка материалов и компонентов необходимых для изготовления плафонов затруднена, компанией прорабатывается вариант изготовления плафонов из пластика отечественного производства, что требует дополнительного времени. 15.12.2022 г. Участником направлено в адрес ИП Каширин Н.А. письмо N15/12-П-2, в соответствии с которым было указано, что обязательства по изготовлению плафонов светодиодных светильников в срок до 20.11.2022 г. не исполнены до настоящего времени и указано, что конечной датой отгрузки изделий является 27.12.2022. 29.12.2022 г. Работы были выполнены ИП Кашириным Н.А., что подтверждается подписанным сторонами актом выполненных работ N66. 01.12.2022 г. Заказчиком направлено письмо N2547 в адрес Поставщика с просьбой предоставить информацию о готовности товара к отгрузке, фото внешнего и внутреннего вида светильников, а также направить в указанный срок сертификат и/или декларацию соответствия и паспорта на изделия. 06.12.2022 г. Поставщиком направлено в адрес Заказчика письмо N 06/12 -П-3, согласно которому сообщалось о готовности корпусов 50% (планируемый срок готовности корпусов 18-20 декабря 2022 г.), готовность электронных компонентов 100%, готовность плафонов 30% (планируемый срок готовности плафонов 10 - 12 декабря 2022 г.). Также сообщено о задержке сроков поставки Товара по Контракту в связи со срывом сроков поставки необходимых комплектующих для сборки светильников, с приложением фотофиксации. 13.12.2022 г. Заказчиком направлена в адрес Участника претензия N2643. 16.12.2022 г. Заказчик направил претензию в адрес Участника N2679. 19.12.2022 г. Поставщиком в адрес Заказчика направлено письмо N19/12-П-2, согласно которому Поставщиком были указаны причины не поставки Товара в срок, указанный Контрактом, а также просьбе принять товар после окончания срока поставки по Контракту, в срок до 28.12.2022. Вместе с тем, 29.12.2023 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, в связи с истечением срока поставки товара. 30.12.2023 г. Поставщик подписал в ЕИС отгрузочные документы на Товар (УПД), которые получены Заказчиком 30.12.2023 г., также посредством телефонных переговоров с руководителем Заказчика сообщил о готовности Товара.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Так, в адрес Комиссии представлена переписка между Поставщиком и ИП Кашириным Н.А., исходя из которой ИП Кашириным Н.А. не было осуществлено производство плафонов в срок. Также в адрес Комиссии представлены письма Поставщика в адрес ООО "Лучезаро" (исх.N 25/11-3п-1 от 25.11.2022 г.), ООО "Электросистемы" (исх.N 25/11-3п-2 от 25.11.2022 г.) с просьбой предоставить коммерческие предложения на изготовление плафонов, фотоизображения изготовленных светильников, хранящихся на складе Поставщика. Комиссия приходит к выводу, что Поставщик от исполнения Контракта не уклонялся.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы достоверно и неоспоримо свидетельствовать о его недобросовестности.
В силу пп. "б", "в" п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Глерио Эско" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО "Глерио Эско" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 16 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения обращения.
3. Передать материалы настоящего обращения должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 марта 2023 г. N РНП-59-80
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023