Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "ПККИБ" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Суворовой М.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуги по предоставлению лицензии простой (неисключительной) на программное обеспечение WinRaR для нужд ГБУЗ ПК "ПККИБ" (изв. 0356200004222000209),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356200004222000209, Заказчиком проводился Электронный аукцион на оказание услуги по предоставлению лицензии простой (неисключительной) на программное обеспечение WinRaR для нужд ГБУЗ ПК "ПККИБ". Начальная (максимальная) цена контракта -32 651,50 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 29.12.2022 N15301/22) рассмотрение обращения было назначено на 06.03.2023 в 16:30 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 09.03.2023 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
13.12.2022 г. между Заказчиком и ИП Суворовой М.В. заключен контракт на сумму 30 842,22 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 17.02.2023 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4, 7 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по предоставлению лицензии на право использовать компьютерное программное обеспечение (далее - услуга), а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги на условиях, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем услуг, требования к качеству, порядку оказания услуг, результату услуг определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала оказания услуг: С даты заключения Контракта но не ранее даты заключения Контракта
1.4. Срок окончания оказания услуг: 5 рабочих дней c даты заключения Контракта
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 779 ГК РФ, по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.1.7. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Исполнитель и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Исполнитель представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при оказании закупаемых услуг) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнении Исполнителем в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Исполнителем информации обо всех соисполнителях, заключивших договор или договоры с Исполнителем, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с соисполнителем;
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия Заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 17.02.2023 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 27.02.2023 г.
Информация об ИП Суворовой М.В. направлена в адрес Пермского УФАС России 01.03.2023 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
Заказчик в решении об одностороннем отказе и предоставленных пояснениях сообщил следующее:
Согласно п. 2 приложения N 1 к Контракту, именуемому "Техническое задание", Исполнитель обязан предоставить лицензии простые (неисключительные) на программное обеспечение WinRaR.
21.12.2022 Исполнитель в личный кабинет системы ЕИС направил документ о приемке N 222, однако, Заказчик отказал в приемке товара, в связи с несоответствием данного товара условиям контракта.
Так, Заказчик поясняет, что все предоставленные версии лицензии по разным причинам не соответствовали Техническому заданию и не позволяли активировать программное обеспечение WinRaR и в дальнейшем пользоваться указанным программным обеспечением.
26.01.2023 Заказчик направил Исполнителю требование об оказании услуг, в котором Исполнителю было предложено в течении пяти дней оказать услугу в соответствии с условиями Контракта.
Однако, в указанный срок услуга оказана не была.
В подтверждение своей позиции, Заказчик предоставил в адрес Комиссии скриншоты переписки с ИП Суворовой М.В.
Таким образом, на основании ч. 8, ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, положений Контракта, по мнению Заказчика, у него возникло право на принятие решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
ИП Суворова М.В. в предоставленных пояснениях сообщает, что неисполнение обязательств в установленный положениями Контракта срок, было вызвано ненадлежащей поставкой Исполнителю программного обеспечения от поставщика.
Также ИП Суворова М.В. обращает внимание на то, что основные поставщики программного обеспечения иностранных компаний отказываются своевременно осуществлять ранее запланированные поставки.
Вместе с тем, Исполнитель обращает внимание на то, что из-за санкционных ограничений, введенных в отношении Российской Федерации, нарушены логистические цепочки по доставке импортируемой из-за рубежа компьютерной техники и программного обеспечения.
Комиссия обращает внимание на то, что до момента окончания подачи заявок в адрес заказчика запросов на разъяснение положений аукционной документации не поступало.
Кроме того, как следует из анализа переписки между Заказчиком и Исполнителем, ИП Суворова М.В. не сообщала о проблемах логистического характера и о невозможности поставки и использования требуемого программного обеспечения на территории Российской Федерации.
Также стоит отметить, что ИП Суворова М.В. не предоставила каких-либо доказательств вышеуказанным обстоятельствам.
Согласно информации, расположенной на официальном сайте win.rar GmbH - организации, являющейся правообладателем WinRaR, в разделе "WinRAR and RAR regional dealers." (https://www.rarlab.com/gp_country.php?country=Russia) имеется информация об официальных дистрибьюторах программного обеспечения на территории Российской Федерации.
Так, одним из официальных дистрибьюторов, является ООО "Системный софт" (ИНН: 7733654906).
На официальном сайте данного дистрибьютора, в разделе "Каталог", в подразделе "WinRaR" (https://www.syssoft.ru/WinRar112/) имеется информация о возможности приобретения данного программного обеспечения, кроме того, на указанной странице также имеется действующий сертификат партнера win.rar GmbH.
Таким образом, Комиссией установлено, что программное оборудование WinRaR не ограничено в обороте на территории Российской Федерации, о чем свидетельствует вышеуказанная информация.
Указанная позиция также подтверждается устными комментариями представителя ООО "Системный софт".
Доказательств обратного не представлено.
Исполнитель, являясь субъектом предпринимательской деятельности, не ограничен в выборе контрагентов.
ИП Суворова М.В. на заседание Комиссии не явилась, присутствие представителей не обеспечила.
Кроме того, Исполнитель не предоставил в подтверждение своей позиции каких-либо доказательств о невозможности использования программного обеспечения WinRaR.
Согласно реестру недобросовестных поставщиков информация об ИП Суворовой М.В. включена в указанный реестр 5 раз.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, государственной нужды.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Исполнителя свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Исполнителе подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Исполнителя, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об Индивидуальном предпринимателе Суворовой Маргарет Витальевной (121357, г. Москва, ул. Ватутина, дом 13, корпус 2, кв.69, ИНН 773167773053) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений об ИП Суворовой М.В. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
3. Датой исключения сведений об ИП Суворовой М.В. из реестра недобросовестных поставщиков считать 14.03.2025 г.
4. Определить неотъемлемой частью настоящего решения приложение N 1 к решению N РНП-59-81 от 09.03.2023 г. на 1 л.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Приложение N 1 к решению N РНП-59-81 от 09.03.2023 г.
Дата события* |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I +II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
27.02.2023 |
01.03.2023 |
01.03.2032 |
0 |
28.12.2022 |
09.03.2023 |
09.03.2023 |
0 |
14.03.2023 |
14.03.2023 |
0 |
0 |
* дата признания участника закупки уклонившимся, дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем расторжении контракта или дата вступления в силу судебного акта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 марта 2023 г. N РНП-59-81
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023