На основании Приказа Красноярского УФАС России от 03.03.2023 N 60/23 Инспекция Красноярского УФАС России в составе: Кириллова А.А. - начальник отдела, руководитель инспекции, члены инспекции: Грицай М.А. - заместитель начальника отдела, Котова Е.В. - ведущий специалист-эксперт, Чупрунова О.П. - главный специалист-эксперт, Пшенникова А.Н. - ведущий специалист-эксперт (далее - Инспекция), провела внеплановую проверку действий субъектов контроля (заказчиков, закупочных комиссий) на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронных аукционов NN 0319200067823000053, 0319200067823000054 (далее - аукционы), размещенных на электронной торговой площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки).
Основанием для проведения проверки явились жалобы ООО НУЗ м/ц "Медис".
Проверка начата 03 марта 2023 года, окончена 13 марта 2023 года.
Проверяемый период: 07.02.2023, дата размещения закупки, по 15.02.2023, дата подведения итогов электронного аукциона.
Описательная часть
В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены следующие документы и информация, представленные заказчиками, уполномоченным органом в соответствии с запросом Красноярского УФАС России, а также опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемого электронного аукциона ("Реестр закупок", "Реестр контрактов, заключенных заказчиками"):
1) извещения о проведении электронных аукционов;
2) протоколы, составленные в ходе проведения электронных аукционов;
3) контракты;
4) иные документы, представленные заказчиком и размещенные в ЕИС.
Мотивировочная часть
Внеплановая проверка проводится на основании положений пункта 1 части 1 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
В адрес Красноярского УФАС России поступили посредством электронной почты жалобы ООО НУЗ м/ц "Медис" на действия субъектов контроля (заказчика) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении электронных аукционов.
Существо жалоб: несоответствие извещения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур жалоба может быть подана в контрольные органы в сфере закупок, предусмотренные частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе (в том числе в Красноярское УФАС России), исключительно с использованием единой информационной системы (ЕИС).
Жалобы поступили в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, однако поступила не через ЕИС, что не соответствует требованиям части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе.
В связи с тем, что жалобы поступили не через единую информационную систему, то есть в нарушение требований части 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, Красноярское УФАС России, было лишено правовой возможности рассмотреть указанные жалобы в порядке главы 6 Закона о контрактной системе, ввиду чего ООО НУЗ м/ц "Медис" было отказано в рассмотрении жалоб.
Вместе с тем Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе по следующим основаниям: получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Поскольку жалобы ООО НУЗ м/ц "Медис" содержали информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, Красноярским УФАС России была проведена настоящая внеплановая проверка действий субъектов контроля при проведении электронных аукционов на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Из доводов жалоб ООО НУЗ м/ц "Медис", рассмотренных в рамках настоящей внеплановой проверки, следовало:
- заказчиком, по мнению подателя жалоб, в описании объекта закупки неправомерно не установлены требования к медицинскому оборудованию, посредством которого будут проводится скрининговые исследования, являющиеся предметом контракта.
При рассмотрении указанных доводов Инспекцией установлено следующее.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом в силу статьи 8 Закона о контрактной системе заказчики и иные субъекты контроля не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Кроме того, в силу требований части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе, субъекты контроля при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В связи с возникшей потребностью заказчика были совершены действия по размещению извещений о проведении электронных аукционов в установленном Законом о контрактной системе порядке.
Инспекцией установлено, что выбор заказчиком такого способа определения поставщика, как электронный аукцион, соответствует статьям 24 и 49 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Инспекция, проанализировав описание объекта закупки установила, что объектом рассматриваемых электронных аукционов является оказание услуг по проведению ультразвуковых исследований для нужд КГБУЗ "Шушенской РБ" за счет средств ФОМС в 2023 году.
Из положений описания объекта закупки, по рассматриваемым электронным аукционам установлено, что исполнителем услуги должны оказываться по месту расположения исполнителя.
При этом качество и безопасность проводимых исследований должны соответствовать:
- Установленным нормам и стандартам (ГОСТ Р) на данный вид исследований;
- Действующим нормативным документам (НД) организации;
Исполнитель должен быть включен в реестр медицинских организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере ОМС на основании ст.15 федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.
Наличие действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") с разрешенными видами деятельности:
- ультразвуковая диагностика;
Оказываемые услуги должны соответствовать параметрам и требованиям, предъявляемым к методам диагностики, разрешенным на территории РФ.
Из доводов жалобы следует, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения России от 20.10.2020 N 1130н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" (далее - Приказ Минздрава России N 1130н) заказчик, по мнению подателя жалоб, обязан был включить в описание объекта закупки требования относительно оборудования, с помощью которого будут осуществляться ультразвуковые исследования. А именно, по мнению подателя жалоб, необходимо было установить требования относительно аппарата ультразвуковой диагностики экспертного класса для исследований в акушерстве и гинекологии, который входит в стандарт оснащения кабинета (отделения) антенатальной охраны плода.
Кроме того, податель жалоб указывал на отсутствие требований, предусмотренных ГОСТом Р 56327-2014 "Ультразвуковые аппараты экспертного класса. Технические требования для государственных закупок".
Инспекция, детально изучив положения Приказа Минздрава России N 1130н установила, что в соответствии с пунктом 5 указанного приказа оснащение женской консультации осуществляется в соответствии со стандартом оснащения согласно приложению N 3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология", утвержденному указанным приказом.
В соответствии с Приложением N 3 к Порядку оказания медицинской помощи по профилю "акушерство и гинекология" в стандарт оснащения кабинета антенатальной охраны плода при медицинской организации акушерского профиля второй группы (уровня) входит аппарат ультразвуковой экспертного класса для исследований в акушерстве и гинекологии с функциями цветового допплеровского картирования и импульсно-волновой допплерографии с персональным компьютером с доступом в Интернет, с пакетом прикладных программ для анализа, архивирования и передачи медицинских изображений, источником бесперебойного питания и устройством для печати медицинских изображений.
Вместе с тем Инспекция отмечает, что Приказ Минздрава России N 1130н распространяет свое действие на медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю "акушерство и гинекология", независимо от форм собственности.
При этом в соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.06.2021 N 852, лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), являются в том числе наличие принадлежащих соискателю лицензии на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, медицинских изделий (оборудование, аппараты, приборы, инструменты), необходимых для выполнения заявленных работ (услуг) и зарегистрированных в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
На основании вышеизложенного, Инспекция отмечает, что организации, оказывающие услуги медицинской помощи, в том числе по профилю "акушерство и гинекология" обязаны обладать не только лицензией на осуществление указанной деятельности, но и оборудованием, утвержденным Приказ Минздрава России N 1130н, поскольку, как было указано ранее, он распространяет свое действие на медицинские организации любой формы собственности.
Таким образом, принимая участие в рассматриваемых электронных аукционах, участник априори обладает не только лицензией на оказание медицинских услуг соответствующего профиля, но и оборудованием, с помощью которого такие услуги должны быть оказаны, поскольку такой участник является профессиональным участником рынка, оказывающим услуги медицинского характера.
На основании вышеизложенного, у заказчика отсутствует необходимость в описании объекта закупки устанавливать требования к медицинскому оборудованию, при осуществлении закупки на оказание медицинских услуг.
Резолютивная часть
По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция Красноярского УФАС России не установила нарушений в действиях субъектов контроля (заказчика).
Руководитель инспекции |
|
А.А. Кириллова |
участники инспекции: |
|
М.А. Грицай
О.П. Чупрунова
Е.В. Котова
А.Н. Пшенникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 марта 2023 г. N 024/10/99-572/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023