Дата оглашения решения: 07 марта 2023 года город Иваново
Дата изготовления решения: 13 марта 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Дмитриевой Н.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок; Долакидзе Г.П. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проведено в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
МБУК ДК "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ" (далее - Заказчик) - Шамина Кирилла Сергеевича (доверенность N1 от 01.03.2023),
в отсутствие представителей ООО "Центр Независимых Экспертиз" (далее - Заявитель, Общество), Департамента конкурса и аукционов Ивановской области (указанные лица были уведомлены о дате, времени и месте рассмотрения жалобы),
рассмотрев жалобу ООО "Центр Независимых Экспертиз" на действия МБУК ДК "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ" при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство общественной территории "Привокзальная площадь" ул. Вокзальная (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла) (извещение 0133200001723000576) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
27.02.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "Центр Независимых Экспертиз" на действия МБУК ДК "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ" при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство общественной территории "Привокзальная площадь" ул. Вокзальная (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла) (извещение 0133200001723000576).
В первом доводе жалобы Заявитель указал, что в извещении о проведении закупки не установлены необходимые для осуществления закупки исходные данные. Так Общество указало, что документ "Конкурсная заявка на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды среди малых городов и исторических поселений по объекту: Благоустройство общественной территории "Привокзальная площадь" ул. Вокзальная (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла))" размещен не в полном объеме (на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещены только 1, 16, 35, 47 и 59 страницы). Кроме того, не размещена информация об отсутствии/наличии в границах благоустройства объектов культурного наследия, инженерных коммуникация, иных препятствующих выполнению работ, либо подлежащих учету фактических обстоятельствах. Не размещена "Концепция развития центра города Вичуга", утвержденная на Всероссийском конкурсе проектов создания комфортной городской среды среди малых городов и исторических поселений. Кроме того, не указаны протяженность линии уличного освещения, элементы освещения, объемы и виды озеленения, материалы, необходимые для применения при исполнении контракта, виды и объемы выполняемых подрядчиком работ. Отсутствие в извещении о закупке указанных данных не позволяет участникам закупки сформировать свое ценовое предложение для участия в закупочной процедуре.
Согласно второму доводу жалобы Общества в п. 4.2 описания объекта закупки извещения о проведении закупки указано, что при проведении работ осуществляется устройство уличного освещения. При этом п. 1.3 описания объекта закупки извещения о проведении закупки предусмотрены работы по инженерным изысканиям и разработке сметной документации в части проверки достоверности. Сети наружного освещения являются линейными объектами, соответственно в рамках контракта будут исполняться работы в отношении объекта капитального строительства. Следовательно, в извещении о проведении закупки надлежит установить требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В третьем доводе жалобы Общество указало, что предметом контракта является выполнение работ на принципах жизненного цикла. Вместе с тем, в порядке оценки заявок участников закупки отсутствуют положения о принятии к оценке исполненных контрактов жизненного цикла. По мнению Заявителя, в рамках исполнения контракта будут осуществляться строительные работы в отношении линейного объекта (установка линии освещения). При этом работы по монтажу систем освещения относятся к работам в отношении объектов коммунального хозяйства. Таким образом, работы по контракту соответствуют пп. "г" п. 1 Постановления Правительства РФ N1087 от 28.02.2023 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла". Заказчик, не установив в извещении о проведении закупки положения о принятии к оценке контрактов, предусмотренных ч. 16, 16.1 ст. 34, ч. 56 ст. 112 Закона о контрактной системе, нарушил требования п. 31 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В соответствии с четвертым доводом жалобы в положениях извещения о закупке усматривается явное противоречие. В описании объекта закупки указано, что в рамках исполнения контракта подрядчик обязан обеспечить получение положительного заключения экспертизы достоверности определения сметной стоимости. При этом п. 4.11 проекта контракта извещения о закупке предусмотрено, что приемка выполненных работ осуществляется при наличии положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости.
Согласно информации с официального сайта АГУ "Ивгосэкспертиза" проведение государственной экспертизы отнесено к государственным услугам, оказываемым в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий". Согласно положениям данного постановления, проведение государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости осуществляется в отношении строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Следовательно, положительное заключение государственной экспертизы невозможно получить в отношении благоустройства. На данное противоречие было указано Заказчику в запросе разъяснений. Однако Заказчиком в разъяснениях от 22.03.2023 было указано, что МБУК ДК "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ" готово принять положительное заключение о проверке сметной стоимости АГУ "Ивгосэкспертиза", а равно иной документ, допустимый для целей подтверждения достоверности сметной стоимости, согласно действующему законодательство. По мнению Заявителя, данные разъяснения фактически изменяют суть закупки.
МБУК ДК "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ" в возражениях на жалобу указало, что описанием объекта закупки предусмотрено обследование участка общественного пространства, в отношении которого в дальнейшем следует осуществить благоустройство и составление подрядчиком сметной документации на основании прилагаемой концепции. Таким образом, с учетом специфики закупки в извещении о закупке присутствует вся необходимая информация относительно предмета закупки. При строительстве и реконструкции объектов капитального строительства не реализуется благоустройство общественных территорий, сопоставимое с объемами, задачами и особенностями проектов в сфере формирования комфортной городской среды, поскольку в соответствующих контрактах жизненного цикла (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) благоустройство если и присутствует, то ориентировано исключительно на обслуживание непосредственно самого объекта капитального строительства, а не на формирование комфортного общественного (то есть не принадлежащего конкретному объекту капитального строительства) пространства. Таким образом, контракты, предусмотренные ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной системе (в том числе при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) не являются релевантными по отношению к объекту закупки. Дополнительно Заказчик отметил, что непосредственно податель жалобы ранее неоднократно принимал участие в закупках, побеждал и исполнял контракты с полностью аналогичным предметом и составом исходных данных. Порядок оценки извещения о закупке сформирован с учетом состава и особенностей предмета закупки. По результатам закупки не заключается контракт жизненного цикла, тем более в отношении объекта капитального строительства. Вместе с тем, Заявитель располагает опытом исполнения аналогичных контрактов на благоустройство на принципах жизненного цикла. Контракты жизненного цикла в прямом понимании законодательства ООО "Центр Независимых Экспертиз" не имеет.
Рассмотрев представленные ООО "Центр Независимых Экспертиз", МБУК ДК "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ" документы, заслушав представителя Заказчика, участвующего в рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
12.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.zakupki.gov.ru) размещено извещение 0133200001723000576 о проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство общественной территории "Привокзальная площадь" ул. Вокзальная (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла).
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя), размещенными на официальном сайте:
- начальная (максимальная) цена контракта - 85 000 000 руб.;
- дата и время окончания подачи заявок - 02.03.2023 08:00;
- дата рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке - 06.03.2023;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.03.2023;
- согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме 06.03.2023 NПРОII1 по окончании срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме было подано 3 заявки. Участники закупки с идентификационными номерами N2, 3 и их заявки были признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки и Закону о контрактной системе. Заявка участника с идентификационным номером 1 была отклонена на основании п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе в связи с выявлением недостоверной информации в отношении представленного в составе заявки договора;
- в соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.03.2023 NИЭОК1 победителем закупки был признан участник закупки с идентификационным номером 3.
Относительно первого довода жалобы Комиссией Ивановского УФАС России установлено следующее.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ, отражающий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, исходя из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе, при формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд.
Согласно п. 1.3 описания объекта закупки в рамках исполнения контракта выполняются следующие работы:
1. Проведение натурного обследования (измерений, изысканий и т.п.) в объёме, требуемом согласно действующего законодательства, необходимом и достаточном для разработки сметной документации и получения положительного заключения экспертизы достоверности сметной стоимости;
2. Разработка и согласование с Заказчиком плана, визуализации, эскизов, дизайнерского решения благоустройства согласно установленных требований;
3. Разработка полного комплекта сметной документации на выполнение работ по благоустройству общественной территории "Привокзальная площадь" ул. Вокзальная в городе Вичуга, в соответствии с конкурсной заявкой на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды среди малых городов и исторических поселений по объекту: "Благоустройство общественной территории "Привокзальная площадь" ул. Вокзальная (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла)";
4. Прохождение и обеспечение сопровождения экспертизы достоверности определения сметной стоимости, получение положительного заключения;
5. Благоустройство общественной территории "Привокзальная площадь" ул. Вокзальная", согласно разработанной документации.
В соответствии с п. 1.9 описания объекта закупки извещения о проведении закупки Заказчик, в течение 7 (семи) рабочих дней с даты заключения Контракта, на основании соответствующего письменного требования подрядчика предоставляет (при отсутствии указанной информации в открытых источниках) необходимые для выполнения работ сведения:
- о конкурсной заявке на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды среди малых городов и исторических поселений по объекту: Благоустройство общественной территории "Привокзальная площадь" ул. Вокзальная (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла)" (прилагается отдельным файлом);
- о "Концепции развития центра города Вичуга", утвержденной на Всероссийском конкурсе проектов создания комфортной городской среды среди малых городов и исторических поселений
- о правилах землепользования и застройки городского округа Вичуга;
- о расположении полигона для вывоза строительных отходов;
- о расположении площадки для временного складирования вынимаемого грунта и материалов для вторичного использования;
- об отсутствии/наличии в границах благоустройства объектов культурного наследия, инженерных коммуникаций, иных препятствующих выполнению работ, либо подлежащих учету фактических обстоятельствах;
- генеральный план городского округа Вичуга.
В силу п. 4.2 описания объекта закупки основными мероприятиями по благоустройству являются:
1. Устройство тротуарных дорожек (мощение плиткой, установка бортового камня);
2. Устройство уличного освещения;
3. Установка малых архитектурных форм (скамейки, урны, аншлаги "Аллея почетных граждан" и далее согласно утверждённого Заказчиком плана благоустройства);
4. Установка оборудования для видеонаблюдения;
5. Озеленение;
6. Организация парковочной территории рейсовых автобусов;
7. Установка уличного открытого павильона ожидания общественного и железнодорожного транспорта;
8. Иные мероприятия необходимые для выполнения качественных работ по благоустройству.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, информация о наличии в границах благоустройства объектов культурного наследия находится в свободном доступе в реестре объектов культурного наследия. Извещением о проведении закупки предусмотрено проведение подрядчиком изыскательных работ, по итогам проведения которых Заказчику на согласование будут переданы дизайнерские предложения, которые будут осуществлены при последующем благоустройстве. Вместе с тем, представитель Заказчика сообщил, что Обществом была подана заявка на участие в закупке.
Относительно отсутствия в извещении о проведении закупки информации, необходимой для осуществления работ, Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что в размещенной на официальном сайте конкурсной заявке на Всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды среди малых городов и исторических поселений отсутствуют какие-либо сведения о количестве осветительных приборов, о покрытии газонов, дорожек, а также не указаны зоны, подлежащие видеонаблюдению. Следовательно, Заказчиком не был конкретизирован результат исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы, поскольку вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что ООО "Центр Независимых Экспертиз" на рассмотрение жалобы Комиссией Ивановского УФАС России своих представителей не направило, документы, свидетельствующие о нарушении прав и законных интересов Общества, представлены не были.
При этом об отсутствии нарушений прав Заявителя свидетельствуют действия самого Общества, которое подало заявку на участие в рассматриваемом открытом конкурсе в электронной форме.
Вместе с тем, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный гл. 6 Закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов. Действия контрольного органа в сфере закупок не должны создавать условия для аннулирования закупки только для целей ее повторного проведения, поскольку это не предусмотрено Законом о контрактной системе и способно привести к тому, что государственные нужды длительное время останутся неудовлетворенными (п. 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N1 (2020), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020).
При таких обстоятельствах, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу, что выявленное нарушение в действиях Заказчика не повлекло нарушение прав и законных интересов Заявителя.
Второй довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требовании, предъявляемого к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании ч. 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В силу ч. 1, 2 ст. 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов СРО формирует, компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения. В соответствии с ч. 3 ст. 55.16 ГрК РФ освобождение члена СРО от обязанности внесения взносов в указанные фонды не допускается.
Согласно пояснениям представителя Заказчика, данным на заседании Комиссии Ивановского УФАС России, в рамках исполнения контракта не предполагается осуществление инженерных изысканий, подготовки проектной документации, строительства, капитального ремонта в отношении линейных объектов. Под положениями описания объекта закупки об установке уличного освещения понимается установка малых парковых светильников. Данные работы осуществляются в рамках благоустройства и не являются капитальными.
В силу п. 36 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ благоустройство территории - деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно п. 3.2 СП82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Проанализировав извещение о проведении закупки, Комиссия Ивановского УФАС России установила, что в описании объекта закупки и концепции благоустройства отсутствуют положения, указывающие, что в рамках исполнения контракта будут осуществляться изыскания и подготовка проектной документации в отношении линейного объекта. Обществом также не представлено пояснений, на основании каких положений извещения о закупке им был сделан вывод об осуществлении работ в отношении линейного объекта.
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что отсутствие в извещении о проведении закупки требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации является обоснованным, поскольку в рассматриваемом случае не имеется объективных обстоятельств, позволяющих предположить в составе благоустройства наличие работ, предусмотренных ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ. Следовательно, в действиях Заказчика отсутствует нарушение Закона о контрактной системе.
Третий довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным на основании следующего.
В силу п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием официального сайта, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает на официальном извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с пп. "г" п. 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий "Квалификация участников закупки".
Согласно п. 8 Положения в случае применения показателей оценки по критерию оценки, предусмотренному пп. "г" пункта 3 Положения:
а) применяются детализирующие показатели;
б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов;
в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
В силу подпункта "а" пункта 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
Абзацем 2 подпункта "в" пункта 28 Положения определено, что порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, являющимся приложением N1 к Положению, устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно пункту 31 Положения при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 и частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе, а также контракт, предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 Положения, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ на одном из следующих объектов, соответствующих объекту закупки:
- объект капитального строительства (за исключением линейного объекта);
- линейный объект, за исключением автомобильной дороги;
- автомобильная дорога;
- особо опасный, технически сложный и уникальный объект капитального строительства;
- объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации;
г) документом, предусмотренным приложением N1 к Положению в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), относящегося к одному или нескольким из следующих договоров (контрактов):
- контракт, предусмотренный частью 16 статьи 34 Федерального закона (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства);
- контракт, предусмотренный частью 16.1 статьи 34 Закона о контрактной системе;
- контракт, предусмотренный частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе;
- договор, не относящийся к контрактам, указанным в абзацах 2 - 4 подпункта "г" пункта 31 Положения, и предусматривающий выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Пунктом 8.2 ч. 1 ст. 3 Закона о контрактной системе установлено понятие контракта жизненного цикла, согласно которому это контракт, предусматривающий поставку товара или выполнение работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта капитального строительства, товара, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, при необходимости эксплуатацию в течение срока службы, ремонт и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства, товара.
Положениями ч. 16 ст. 34 Закона о контрактной систем предусмотрено, что заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае, если предметом такого контракта являются новые машины и оборудование, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации. Такие случаи установлены Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла".
Пп. "г" п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" предусмотрено, что контракт жизненного цикла заключается в случае выполнения работ по проектированию и строительству объектов системы коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов.
Рассматриваемая закупка не относится к случаю, предусмотренному пп. "г" п. 1 Постановления Правительства РФ от 28.11.2013 N1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла", поскольку работы по установке освещения, предусмотренные извещение о проведении закупки не соотносятся по объемам и сложности исполнения с работами по проектированию и строительству линейных объектов, входящих в систему коммунальной инфраструктуры. Кроме того, извещением о проведении закупки не предусмотрено проектирование конструкторских решений для создания линейного объекта. Данная закупка осуществляется на принципах жизненного цикла, что подразумевает не только выполнение работ по благоустройству, но и предварительное осуществление изысканий, а также подготовку сметной документации. Возможность проведения данной закупки подтверждается письмом ФАС России NМЕ/45800/20 от 29.05.2020, в котором указано, что проведение закупки на выполнение работ по проектированию и благоустройству, в случае, если указанные работы не связаны с проектированием и строительством (реконструкцией, капитальным ремонтом) объектов капитального строительства, и для выполнения которых, в частности, не требуется членство в саморегулируемой организации подрядчикам, выполняющим такие работы, возможно одним лотом, за исключением работ по содержанию объекта благоустройства.
Таким образом, в рассматриваемом случае положения п. 31 Положения не применимы к извещению о проведении закупки, поскольку по результатам проведения закупки не заключается контракт жизненного цикла. Кроме того, положения извещения о закупке, предусматривающие предоставление в составе заявки договоров на капитальный ремонт, ремонт объектов капитального строительства, линейных объектов также не являются подтверждением проведения закупки для заключения контракта жизненного цикла. Данные контракты указаны в извещении о проведении закупки на основании Положения и являются, по мнению Заказчика, сопоставимыми с предметом рассматриваемой закупки.
Комиссия Ивановского УФАС России отмечает, что положениями Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" не конкретизируются контракты, являющиеся сопоставимыми с тем или иным предметом закупки. Следовательно, Заказчикам предоставлено право самостоятельно определять сопоставимые по характеру контракты, представляемые участниками закупки для оценки по критерию "Квалификация участников закупки".
На основании изложенного, Комиссия Ивановского УФАС России приходит к выводу об отсутствии нарушения в действиях Заказчика, поскольку по результатам проведения закупи не заключается контракт жизненного цикла, а порядок оценки заявок на участие в закупке определен Заказчиком в соответствии с требованиями ст. 32 Закона о контрактной системе и Положения.
Четвертый довод жалобы Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным на основании следующего.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
22.02.2023 Заказчиком на официальном сайте были размещены разъяснения извещения о закупке, в которых, в том числе, указано следующее.
"Дополнительно, исходя из текста описательной части запроса, считаем необходимым разъяснить, что Заказчик в качестве исполнения обязательства Технического задания, а именно: "Прохождение и обеспечение сопровождения экспертизы достоверности определения сметной стоимости, получение положительного заключения" готов принять положительное заключение о проверке сметной стоимости АГУ "Ивгосэкспертиза", а равно иной документ допустимый для целей подтверждения достоверности сметной".
В своей жалобе Заявитель указал, что согласно п. 3.4 Положения о порядке проведения проверки сметной стоимости, утвержденного приказом АГУ "Ивгосэкспертиза" N62 от 17.11.2020, по результатам проверки заявителю выдается заключение, по форме, указанной в приложении N2. Заключение должно содержать обоснование выводов о соответствии (несоответствии) определения сметной стоимости. Заключение, выдаваемое по результатам оказания услуги, не является заключением государственной экспертизы проектной документации и/или результатов инженерных изысканий. Положительное заключение государственной экспертизы на территории Ивановской области может выдать только АГУ "Ивгосэкспертиза" по результатам оказания государственной услуги - государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объекта капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников).
Проанализировав разъяснения извещения о закупке Заказчика, Комиссия Ивановского УФАС России полагает, что пояснения о принятии Заказчиком в рамках исполнения контракта не государственной экспертизы достоверности сметной стоимости не изменяют суть закупки. Вместе с тем, положения п. 4.11 проекта контракта извещения о закупке противоречат положениям остальных частей извещения о закупке и подлежат исправлению.
Таким образом, установив в п. 4.11 проекта контракта извещения о закупке, что приемка выполненных работ осуществляется при наличии положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости, Заказчик нарушил положения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе свидетельствуют о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Центр Независимых Экспертиз" на действия МБУК ДК "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ" при проведении открытого конкурса в электронной форме на благоустройство общественной территории "Привокзальная площадь" ул. Вокзальная (благоустройство "под ключ" на принципах жизненного цикла) (извещение 0133200001723000576) обоснованной в части первого и четвертого доводов жалобы.
2. Установить в действиях МБУК ДК "МАШИНОСТРОИТЕЛЬ" нарушение ч. 3 ст. 7, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ Н.А. Дмитриева
_______________________________ Г.П. Долакидзе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 13 марта 2023 г. N 037/06/7-114/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023