Дата оглашения решения: 10 марта 2023 года город Иваново
Дата изготовления решения: 15 марта 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Ивановского УФАС России) в составе:
председателя Комиссии: Михеевой Т.А. - ВрИО руководителя управления;
членов Комиссии: Дмитриевой Н.А. - ВрИО начальника отдела контроля в сфере закупок, Клюшкина А.О. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок,
заседание проводится в режиме видеоконференцсвязи при участии представителей:
- ОБУЗ "Тейковская ЦРБ" (далее - Заказчик) - Седых Анны Анатольевны (дов. б/н от 09.01.2023),
- ООО "НеваРостМед" (далее - Общество, Заявитель) - Леоновой Марии Михайловны (дов. б/н от 01.11.2022),
в отсутствие Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (указанное лицо своевременно уведомлено о принятии жалобы к рассмотрению по существу, а также о дате, времени и месте ее рассмотрения),
рассмотрев жалобу ООО "НеваРостМед" на действия ОБУЗ "Тейковская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение 0133200001723000564), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
02.03.2023 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области поступила жалоба ООО "НеваРостМед" на действия ОБУЗ "Тейковская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение 0133200001723000564).
В первом доводе жалобы Заявитель указывает, что совокупность характеристик, установленных Заказчиком в описании объекта закупки извещения о проведении закупки, свидетельствует о соответствии закупаемого товара товару единственного производителя Sonoscape, что ограничивает участников закупки в поставке оборудования российского производства, такого как АО "ЛОМО".
Так, товар производителя АО "ЛОМО" не соответствует по следующим характеристикам:
- у видеогастроскопа нет таких характеристик, как "5.6. Диаметр дистального конца, мм - не более 9,4"; "5.7. Диаметр изгибаемой части, мм - - не более 9,4; "5.8. Диаметр инструментального канала, мм - не менее 2,8; "5.13. Программируемые кнопки на рукояти эндоскопа для управления режимами работы, количество, шт - не менее 4"; "5.11. Дополнительный канал для подачи воды";
- у видеоколоноскопа нет таких характеристик, как "6.6. Диаметр дистального конца, мм - не более 12,8; "6.7. Диаметр изгибаемой части, мм - не более 12,8; "6.8. Диаметр инструментального канала, мм - не менее 3,7; "6.9 по всем подпунктам) Углы изгиба дистального конца, град: 6.9.1. вверх - не менее 180; 6.9.2. вниз - не менее 180; 6.9.3. вправо - не менее 160; 6.9.4. влево - не менее 160; "6.10. Длина рабочей части, мм - не менее 1680".
Согласно второму доводу жалобы Общества, Заказчиком закупается, в том числе, программное обеспечение, а значит, при закупке должен быть установлен запрет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ N1236).
В своих возражениях на жалобу Заказчик указал, что нарушений при проведении закупки допущено не было.
Рассмотрев представленные ООО "НеваРостМед", ОБУЗ "Тейковская ЦРБ" документы, заслушав представителей лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России установила следующее.
12.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет было размещено извещение N0133200001723000564 о проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации.
В соответствии с извещением о проведении указанной закупки, протоколом, составленным в ходе проведения закупки:
- начальная (максимальная) цена контракта - 5 460 000 ;
- дата и время окончания подачи заявок - 03.03.2023 08:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 07.03.2023;
- согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.03.2023 NИЭА1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе была подана одна заявка с идентификационным номером заявки - 59; единственный участник закупки, а также его заявка на участие в электронном аукционе, были признаны соответствующими извещению о проведении закупки и Закону о контрактной системе. Электронный аукцион был признан несостоявшимся. По результатам электронного аукциона принято решение заключить контракт с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку с идентификационным номером заявки - 59.
Первый довод жалобы Заявителя Комиссия Ивановского УФАС России считает обоснованным на основании следующего.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В описании объекта закупки извещения о проведении электронного аукциона указаны следующие характеристики закупаемого товара.
5 |
Видеогастроскоп |
|||
5.6 |
Диаметр дистального конца, мм |
Не более 9,4 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
5.7 |
Диаметр изгибаемой части, мм |
Не более 9,4 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
5.8 |
Диаметр инструментального канала, мм |
Не менее 2,8 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
5.11 |
Дополнительный канал для подачи воды |
Наличие |
Соответствие |
Для подачи лекарственных средств в полости пациента, а также для реализации функции водяной струи |
5.13 |
Программируемые кнопки на рукояти эндоскопа для управления режимами работы, количество, шт |
Не менее 4 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
6 |
Видеоколоноскоп |
|||
6.6 |
Диаметр дистального конца, мм |
Не более 12,8 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
6.7 |
Диаметр изгибаемой части, мм |
Не более 12,8 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
6.8 |
Диаметр инструментального канала, мм |
Не менее 3,7 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
6.9 |
Углы изгиба дистального конца, град: |
|||
6.9.1 |
вверх |
Не менее 180 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
6.9.2 |
вниз |
Не менее 180 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
6.9.3 |
вправо |
Не менее 160 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
6.9.4 |
влево |
Не менее 160 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
6.10 |
Длина рабочей части, мм |
Не менее 1680 |
Инструкция* |
Р 56278-2014 4.3 |
Согласно возражениям Заказчика, направленным в адрес Ивановского УФАС России письмом N125 от 09.03.2023, под характеристики закупаемого товара подходит товар производителя Sonoscape. Кроме данного производителя, под характеристики товара подходят также модели следующих производителей.
Видеогастроскоп | ||||||
|
|
Olimpus GIF-H190 (Параметры из открытых источников) |
Pentax EG-2790i (Параметры из открытых источников) |
Fujinon EG-530WR (Параметры из открытых источников) |
||
Диаметр дистального конца, мм |
Не более 9,4 |
9,2 |
9,2 |
9,4 |
||
Диаметр изгибаемой части, мм |
Не более 9,4 |
9,2 |
9,0 |
9,3 |
||
Видеоколоноскоп | ||||||
|
|
Olimpus CF-H170L (Параметры из открытых источников) |
Pentax EC-3490LK (Параметры из открытых источников) |
Fujinon EG-530WL3 (Параметры из открытых источников) |
||
Диаметр дистального конца, мм |
Не более 12,8 |
12,8 |
12,8 |
12,8 |
||
Диаметр изгибаемой части, мм |
Не более 12,8 |
12,8 |
12,8 |
12,8 |
Комиссия Ивановского УФАС России, проанализировав представленные Заказчиком и Заявителем материалы и документы, отмечает следующее.
Законодательство о контрактной системе не ограничивает Заказчика в поставке систем эндоскопической визуализации только иностранных или только российских производителей.
Из буквального толкования положений п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
При этом включение заказчиком в описание объекта закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара, является нарушением положений ст. 33 Закона о контрактной системе.
Указанная позиция также подтверждена Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого Президиумом Верховного суда РФ от 28.06.2017, постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-30089/2019 от 15.07.2019 по делу NА40-40590/19.
Система эндоскопической визуализации представляет собой единый комплекс и в составе этой системы могут быть только части, изготавливающиеся одним производителем. Представленные Заказчиком примеры моделей источника света эндоскопического, видеоколоноскопа, видеогастроскопа, видеопроцессора могут подходить по характеристикам, однако ни модели Olimpus, ни модели Pentax, ни модели Fujinon не могут быть поставлены Заказчику в едином комплексе, так как не подходят по другим характеристикам.
Таким образом, под характеристики, установленные Заказчиком в описании объекта закупки, подходит система эндоскопической визуализации только единственного производителя - Sonoscape, что свидетельствует о наличии в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Второй довод жалобы Общества Комиссия Ивановского УФАС России считает необоснованным по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, установлен Постановлением Правительства РФ N1236.
В соответствии с п. 2(1) Постановления Правительства РФ N1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно извещению о проведении закупки предметом закупки выступает поставка системы эндоскопической визуализации.
Комиссия Ивановского УФАС России обращает внимание, что описание объекта закупки извещения о проведении закупки не содержит такой характеристики, как "программное обеспечение", "встроенное программное обеспечение", и, соответственно, требований к такой характеристике.
Согласно письму Минцифры России NП11-2-05-106-94501 от 15.12.2022, если в извещении о закупке (документации о закупке) установлено, что в рамках исполнения контракта на осуществление закупок товара необходимо установить программное обеспечение, то запрет, установленный Постановлением Правительства РФ N1236, распространяется на такую закупку и в случае отсутствия в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных аналога, соответствующего тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение планируемое к закупке, то заказчику в соответствии с пунктом 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства РФ N1236, необходимо подготовить обоснование.
При этом Минцифры России в указанном письме также отмечает, что законодательством дополнительно не регламентированы случаи применения запрета, предусмотренного Постановлением Правительства РФ N1236, когда объектом закупки является товар с предустановленным программным обеспечением, без которого применение такого товара по назначению невозможно, и в извещении или документации о закупке не предусмотрена необходимость установки программного обеспечения и передачи прав на него вследствие выполнения контрактных обязательств.
Таким образом, Комиссия Ивановского УФАС России не усматривает нарушений Закона о контрактной системе в действиях Заказчика.
Учитывая изложенное, а также тот факт, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Ивановского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НеваРостМед" на действия ОБУЗ "Тейковская ЦРБ" при проведении электронного аукциона на поставку системы эндоскопической визуализации (извещение 0133200001723000564) обоснованной в части первого довода жалобы.
2. Установить в действиях ОБУЗ "Тейковская ЦРБ" нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с вынесением предписания от 10.03.2023 по итогам рассмотрения жалобы ООО "АПГрейт".
4. Передать материалы настоящей жалобы уполномоченному должностному лицу Ивановского УФАС России для принятия решения в соответствии с КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель Комиссии: ______________________________ Т.А. Михеева
Члены Комиссии: ______________________________ Н.А. Дмитриева
_______________________________ А.О. Клюшкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 15 марта 2023 г. N 037/06/33-128/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023