Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
с участием представителя Администрации местного самоуправления Дигорского городского поселения Дигорского района РСО-Алания (далее - АМС г.Дигора, Заказчик)
в отсутствие представителя индивидуального предпринимателя Князевой Ольги Николаевны (далее - ИП К Заявитель), надлежащим образом уведомленной о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ИП К на действия муниципального заказчика - АМС г.Дигора при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323000318 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул.Бицаева г.Дигора (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
03 марта 2023 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП К на действия заказчика АМС г.Дигора при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323000318 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул.Бицаева г.Дигора.
Заявитель в своей жалобе указал, что в Извещении указана информация об отсутствии требований к качеству товара, работы, услуги, что противоречит информации, указанной в проекте контракта, об установлении гарантий качества.
Не согласившись с доводами жалобы АМС г.Дигора представила в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 16 февраля 2023 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323000318 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул.Бицаева г.Дигора (далее - Извещение), в том числе техническое задание, локальный сметный расчет, проект контракта, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
В соответствии с разделом 5 проекта контракта Заказчиком установлены требования к гарантии качества товара, работы, услуги.
Согласно части 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе Заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Статьей 42 Закона о контрактной системе Закона о контрактной системе установлены требования к информации и документам, которые должны содержаться в извещении о проведении закупки. Информация о требованиях к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требованиях к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества и т.п. в данной статье отсутствует.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядке предоставления такого обеспечения, требованиях к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
При рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в печатной форме Извещения о проведении Конкурса указано:
"Требования к гарантии качества товара, работы, услуги"
Требуется гарантия качества товара, работы, услуги
Нет.
Таким образом, с учетом совокупного толкования положений части 4 статьи 33, пункта 17 части 1 статьи 42 и части 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе, информация об установлении гарантийных обязательств должна быть указана в описании объекта закупки.
Требования к гарантии качества товара, работы, услуги установлены Заказчиком в Разделе 9 проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью извещения о закупке. Такая форма реализации права Заказчика, по мнению Комиссии, соответствует положениям Закона о контрактной системе, поскольку рассматриваемая в жалобе часть функционала ЕИС включает в себя раздел - требование к гарантии качества товаров (работ, услуг) в качестве одного из способов установления требования к гарантийным обязательствам при формировании извещения о закупке, но не ограничивает Заказчика в праве прибегнуть к иным способам.
Слово "Нет" в печатной форме Извещения формируется автоматически, в тех случаях, когда Заказчик не использует функционал ЕИС для установления в извещении о закупке требований к гарантийным обязательствам.
Вместе с тем, Заявитель участие представителей при рассмотрении настоящего дела не обеспечил, доказательств, подтверждающих нарушение его прав и законных интересов, равно как и опровергающих доводы, представленные в возражениях других участников рассмотрения, не предоставил.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Закона о закупках предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пункте 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о закупках.
Такой порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N2604).
В соответствии с пунктом 8 Положения 2604 в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным, в том числе, подпунктом "г" пункта 3 Положения: а) применяются детализирующие показатели; б) в отношении каждого детализирующего показателя устанавливается значимость детализирующего показателя. Сумма величин значимости всех применяемых детализирующих показателей по показателю оценки составляет 100 процентов; в) оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Подпунктом "в" пункта 24 Положения 2604 установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" применяется, если иное не предусмотрено Положением 2604, в том числе такой показатель, как наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
В силу пункта 28 Положения 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения 2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения 2604, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения 2604;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению 2604: - устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе, исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Так, в Извещению о проведении Конкурса Заказчиком установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки).
Одним из критериев оценки заявок является квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации, для оценки заявок по которому Заказчиком установлен показатель "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" (значимость критерия - 100%):
В качестве детализирующих показателей оценки заявок для показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлены:
1) Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
2) Общее количество исполненных участником закупки договоров;
3) Общее цена исполненных участником закупки договоров.
При этом, в Порядке оценки для детализирующего показателя "Общее количество исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено минимальная цена принимаемых к оценки исполненных участником закупки контрактов (договоров) - не менее чем 3 000 000 (три миллиона) рублей.
Кроме того, при рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что для детализирующего показателя "Общая цена исполненных участником закупки договоров" Заказчиком установлено предельное максимальное значение характеристики объекта закупки - 400 000 000 (четыреста миллионов) рублей 00 копеек.
Комиссия отмечает, что при проведении закупок Заказчик в целях выявления лучших условий выполнения работ, должен способствовать соблюдению конкуренции между участниками закупки. Вместе с тем, устанавливая предельные значения, Заказчик с одной стороны - уравнивает участников, имеющих опыт выше установленных значений, с участниками, имеющими опыт на уровне предельных значений, установленных характеристик; и с другой стороны - лишает возможности участников, обладающих опытом ниже предельных значений, права на справедливую и честную конкуренцию в рамках конкретной закупки.
Соответственно, такой порядок оценки лишает потенциального участника закупки получить соответствующее количество баллов при наличии опыта выполнения работ, что противоречит общим принципам законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки, имеющих опыт, менее установленного предельного минимального значения.
Учитывая изложенное, вышеуказанное действие АМС г.Дигора нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать необоснованной жалобу ИП К на действия заказчика - АМС г.Дигора при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000323000318 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги ул.Бицаева г.Дигора.
2. Признать АМС г.Дигора нарушившим требования пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА31-03/23 от 13.03.2023 года в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица АМС г.Дигора, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 13 марта 2023 г. N А31-03/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023