Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
"_" - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЦДО Профстандарт" (далее - заявитель, общество, ООО "МЦДО Профстандарт") на действия Аппарата Губернатора и Правительства Омской области и его комиссии по осуществлению закупок (далее - заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении открытого конкурса в электронной форме "Оказание образовательных услуг услуги по повышению квалификации муниципальных служащих в Омской области и лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления Омской области, по программе "Вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью и СМИ" (Реестровый номер 2023.007752)" (извещение N 0152200000223000008) (далее - конкурс, открытый конкурс),
в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя заказчика - "_" (доверенность от 02.02.2023)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 2007-ЭП/23 от 06.03.2023) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов открытого конкурса следует, что 14.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0152200000223000008 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 265099,89 руб.
03.03.2023 размещен протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, согласно которому на участие в закупке подано 4 заявки, все заявки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Комиссией по осуществлению закупок заказчика произведена оценка вторых частей заявок участников закупки по критерию, установленному пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.03.2023 комиссией по осуществлению закупок заказчика произведена оценка ценовых предложений участников закупки по критерию, установленному пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 113651591 с ценой контракта 250000 руб.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений, установлено следующее.
В жалобе дословно указано: "При рассмотрении заявок на участие в электронном конкурсе сведения поданные в составе конкурсной заявки Участника не были приняты к рассмотрению. Для устранения нарушения конкурентности, просим отменить итоговый протокол и корректно оценить конкурсные заявки приняв к рассмотрению документы подтверждающие квалификацию участника, а именно:
1. Квалификация участников закупки. Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта. Общее количество исполненных участником закупки договоров. Предельное максимальное значение - 10 договоров.
Предмет договора (договоров), оцениваемого по показателю оценки: оказание образовательных услуг дополнительного профессионального образования по программам, сходным с тематикой предмета контракта.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленный при исполнении такого договора (договоров), при этом последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Предоставление номеров реестровых записей из реестра контрактов, размещенного на официальном сайте единой информационной системы, без приложения документов в полном объеме Положением не предусмотрено и к оценке не принимается.
Участник закупки приложил к своей конкурсной заявке достаточное количество (более 100) документов содержащих информацию подтверждающую оказание образовательных услуг дополнительного профессионального образования по программам сходным с тематикой предмета контракта, но конкурсная комиссия проигнорировала данную информацию.
2. Квалификация участников закупки. Наличие у участников закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта. Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров.
К оценке принимается договор, представленный участником закупки по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров", имеющий наибольшую цену.
Участник предоставил информация о наибольшей цене одного их исполненных контрактов связанного с предметом контракта, но конкурсная комиссия проигнорировала данную информацию
3. Квалификация участников закупки. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень кандидата наук или ученую степень доктора наук в сфере экономики, социологии, истории, философии.
Перечень информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих наличие у участника закупки преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень кандидата наук или ученую степень доктора наук в сфере экономики, социологии, истории, философии:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие присуждение ученой степени кандидата наук или ученой степени доктора наук в сфере экономики, социологии, истории, философии.
Участник предоставил информация о количестве преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень кандидата наук или ученую степень доктора наук в сфере экономики, социологии, истории, философии, но конкурсная комиссия проигнорировала данную информацию
Просим устранить данные нарушения".
Заказчиком были представлены возражения на доводы жалобы (вх. N 2139-ЭП/23 от 10.03.2023), согласно которым комиссия по осуществлению закупок оценила заявки участников закупки в соответствии с установленным порядком оценки. Особо отмечено, что заявка ООО "МЦДО Профстандарт" содержала контракты (договоры), акты приемки без реквизитов и подписей сторон, проверка данных договоров на достоверность в единой информационной системе не представлялась возможной. Кроме того, предметами представленных договоров являются образовательные услуги по программам, не сходным с объектом закупки.
Заказчиком также отмечено, что заявка общества не содержала документов, подтверждающих наличие у участника закупки преподавателей, привлекаемых в рамках аудиторных занятий.
Комиссия отмечает, что силу части 12 статьи 99, части 6 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
При этом в случае поступления жалобы на осуществляемые в соответствии со статьей 48 Федерального закона о контрактной системе действия комиссии по осуществлению закупок, выразившиеся в ненадлежащем применении порядка оценки заявок, указанная жалоба подлежит рассмотрению в порядке, установленном положениями статьи 106 Федерального закона о контрактной системе.
Указанное соответствует позиции ФАС России, изложенной в письме N ПИ/59693/22 от 21.06.2022.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
Конкурентным способом является, в том числе конкурс (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс).
Победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Согласно частям 1, 4 и 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Пунктом 11 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу части 2, 11, 15 и 19 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за днем получения информации и документов в соответствии с пунктом 1 части 14 настоящей статьи:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) осуществляют оценку ценовых предложений по критерию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона;
б) на основании результатов оценки первых и вторых частей заявок на участие в закупке, содержащихся в протоколах, предусмотренных частями 6 и 13 настоящей статьи, а также оценки, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, первая и вторая части которой признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в таких заявках условий исполнения контракта и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других заявок на участие в закупке, содержащих такие же условия;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В случае, если в извещении об осуществлении закупки не установлены критерии, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона, а также в случае включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства электронный конкурс проводится в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, с учетом следующих особенностей:
1) заявка состоит из второй и третьей частей. Вторая часть должна также содержать информацию, предусмотренную подпунктом "а" (за исключением случая включения заказчиком в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона в описание объекта закупки проектной документации, или типовой проектной документации, или сметы на капитальный ремонт объекта капитального строительства) и подпунктом "б" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Положения частей 3 - 10 настоящей статьи не применяются;
2) не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки направляет заказчику вторые части поданных заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, предусмотренные пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона;
3) действия, предусмотренные частью 11 настоящей статьи, осуществляются не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с пунктом 2 настоящей части вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки;
4) не позднее одного часа с момента получения протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке в соответствии с пунктом 2 части 11 настоящей статьи оператор электронной площадки направляет заказчику третьи части заявок на участие в закупке, поданные участниками закупки, вторые части заявок которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, а также размещает протокол, предусмотренный частью 13 настоящей статьи, в единой информационной системе и на электронной площадке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение об оценке заявок, постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604).
Положение об оценке заявок устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, согласно приложению N 1 (пункт 1 Положения об оценке заявок).
Согласно пунктам 3, 24, 25, подпунктам "а", "в", "г", "е" пункта 28 Положения об оценке заявок для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения:
- применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
- документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "д" пункта 31, подпунктом "г" пункта 32 и подпунктом "г" пункта 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
Комиссией установлено, что в составе извещения об осуществлении закупки размещен электронный документ "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Пунктом 2 Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлен критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - квалификация участников закупки)".
В рамках данного критерия предусмотрены показатели: "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" и "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
При этом для показателя "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" установлены детализирующие показатели: "общее количество исполненных участником закупки договоров", "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров".
Для показателя "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" установлен детализирующий показатель - "количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень кандидата наук или ученую степень доктора наук в сфере филологии, социологии, философии, истории".
Согласно разделу III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе заказчиком предусмотрены следующие положения о применении критериев оценки:
"Предмет договора (договоров), оцениваемого по показателю оценки: оказание образовательных услуг дополнительного профессионального образования по программам, сходным с тематикой предмета контракта.
Перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- исполненный договор (договоры),
- акт (акты) приемки оказанных услуг, составленный при исполнении такого договора (договоров), при этом последний акт, составленный при исполнении договора должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
К оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Предоставление номеров реестровых записей из реестра контрактов, размещенного на официальном сайте единой информационной системы, без приложения документов в полном объеме Положением не предусмотрено и к оценке не принимается.
К оценке принимается договор, представленный участником закупки по показателю оценки, детализирующему показатель оценки "Общее количество исполненных участником закупки договоров", имеющий наибольшую цену.
Перечень информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих наличие у участника закупки преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень кандидата наук или ученую степень доктора наук в сфере филологии, социологии, философии, истории:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие присуждение ученой степени кандидата наук или ученой степени доктора наук в сфере филологии, социологии, философии, истории".
Материалами дела установлено, что участником закупки с идентификационным номером заявки 113656424 (ООО "МЦДО Профстандарт") продекларировано в интерактивной части заявки:
- общее количество исполненных участником закупки договоров - 113,00;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров - 6400000,00;
- количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень кандидата наук или ученую степень доктора наук в сфере экономики, социологии, истории, философии - 2,00.
При этом в подтверждение общего количества исполненных участником закупки договоров сведения о контрактах (договорах), часть которых не содержит обязательных реквизитов (номер, дата заключения, подписи сторон).
Представленные акты приемки оказанных услуг также не подписаны сторонами.
В этой связи необходимо отметить, что указанные документы должны направляться в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов (указанное прямо установлено подпунктом "е" пункта 28 Положения об оценке заявок и корреспондирующими положениями Порядка рассмотрения и оценки заявок).
Комиссия также отмечает, что по контракту от 16.06.2017 N УК-29/2017 акт приемки подписан 29.08.2017, что не соответствует подпункту "г" пункта 28 Положения об оценке заявок и корреспондирующими положениями Порядка рассмотрения и оценки заявок.
По договору представленному по детализирующему показателю "наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" заказчиком справедливо отмечено, что целостность файла была нарушена, файл был представлен в рецензируемом виде.
По результатам проверки данных договоров Комиссия пришла к выводу, что подтвердить фактическое их исполнение не представляется возможным.
При этом восполнить недостающую информацию посредством официального сайта ЕИС у комиссии по осуществлению закупок не было возможности.
По детализирующему показателю "количество преподавателей, привлекаемых для проведения аудиторных занятий в рамках реализации дополнительной профессиональной программы, имеющих ученую степень кандидата наук или ученую степень доктора наук в сфере экономики, социологии, истории, философии" участником закупки продекларировано количество преподавателей, однако требуемых в соответствии с Порядком рассмотрения и оценки заявок представлено не было.
Таким образом, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе комиссией по осуществлению закупок заказчика в оспариваемой части нарушен не был.
Комиссия также констатирует, что каких-либо доводов в части неправомерного непринятия заказчиком документов к оценке жалоба не содержит, для дачи пояснений в указанной части представитель ООО "МЦДО Профстандарт" на заседание Комиссии не явился, к видео-конференц-связи не подключился.
В связи с указанным довод жалобы признан необоснованным.
4. В результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссией установлено следующее:
4.1. В нарушение статьи 7, пункта 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 заказчиком установлено, что предмет договора (договоров), оцениваемого по показателю оценки: оказание образовательных услуг дополнительного профессионального образования по программам, сходным с тематикой предмета контракта.
Подобная формулировка "по программам, сходным с тематикой предмета контракта" не отвечает основополагающему принципу открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
Законодательство о контрактной системе не допускает, чтобы информация, размещенная на официальном сайте ЕИС, содержала в себе разночтения и имела двусмысленное толкование.
Вся информация должна быть понятной как для заказчиков, так и для участников закупок. Недопустимо введение участников закупки в заблуждение.
Приведенная выше формулировка допускает двусмысленное толкование, поскольку Порядок рассмотрения и оценки заявок, размещенный в составе извещения об осуществлении закупки, не содержит каких-либо критериев сходности, не устанавливает, каким образом комиссия по осуществлению закупок заказчика будет определять сходность программ и, соответственно, какие договоры будут приняты к оценке, а какие нет.
По убеждению Комиссии, понимание в указанной части должно быть у участника закупки еще на момент подачи заявки.
4.2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) (аналогичное требование предусмотрено пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В силу абзаца третьего пункта 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями на территории инновационного центра "Сколково").
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, научным специальностям (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
То обстоятельство, что услуги, которые закупаются заказчиком в рамках рассматриваемой закупки, должны оказываться на основании наличия у исполнителя соответствующей лицензии, заказчиком не оспаривается, более того указанное прямо следует из содержания описания объекта закупки и требований к содержанию заявок.
Вместе с тем в нарушение требований пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки не содержит требования о наличии у участника закупки лицензии на осуществлении образовательной деятельности с указанием соответствующего вида работ (услуг).
Комиссия особо отмечает, что существо установленного нарушения касается единого требования к участникам закупки в рамках пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе содержание которого должно быть раскрыто именно в извещении об осуществлении закупки, более того извещение также должно содержать и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки такому требованию.
Утверждение представителя заказчика о том, что положения требований к содержанию заявки и указание в извещении об осуществлении закупки фразы "Требования к участникам 1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ" свидетельствуют об исполнении требований Федерального закона о контрактной системе в приведенной части и являются достаточными, Комиссия полагает несостоятельным.
Требования к заявкам, которые предусмотрены положениями статьи 43 Федерального закона о контрактной системе устанавливаются на основании требований к участникам закупки, которые должны быть в полной мере раскрыты в извещении об осуществлении закупки.
Доказательств того, что выполнение вышеуказанного требования при размещении извещения (в части установления конкретного требования к участнику закупки) технически невозможно, заказчиком в материалы дела не представлено.
4.3. Частью 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы) (пункт 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
В извещении об осуществлении закупки указано: "дата начала исполнения контракта 13.03.2023".
Комиссия отмечает, что извещением об осуществлении закупки установлен срок начала исполнения контракта, не соответствующий действительности (на момент проведения проверки 14.03.2023 контракт не заключен).
Таким образом, в действиях заказчика присутствует формальное нарушение статьи 7, пункта 8 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссия отмечает, что нарушения, установленные в рамках внеплановой проверки, не повлияли на результат закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЦДО Профстандарт" на действия Аппарата Губернатора и Правительства Омской области и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении открытого конкурса в электронной форме "Оказание образовательных услуг услуги по повышению квалификации муниципальных служащих в Омской области и лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления Омской области, по программе "Вопросы взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью и СМИ" (Реестровый номер 2023.007752)" (извещение N 0152200000223000008).
2. На основании части 6 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе рассмотрение доводов жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе не осуществлять.
3. Признать в действиях Аппарата Губернатора и Правительства Омской области нарушение статьи 7, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31, пунктом 8 и 12 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42, Федерального закона о контрактной системе, Положения об оценке заявок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604.
Учитывая, что установленные нарушения не повлияли на результаты закупки, предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии
Член Комиссии |
"_" "_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 марта 2023 г. N 055/06/106-257/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023