14 февраля 2023 г. |
г. Омск |
В соответствии с приказом Омского УФАС России от 28.02.2023 N 75/23 на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, на основании получения сообщения осуществляющего общественный контроль объединения юридических лиц о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия, Комиссия Омского УФАС России) в составе:
<_> - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
<_> - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
при проведении внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" (далее - заказчик, БУЗОО "ДГБ N 4") требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка смесей молочных для отделения паллиативной медицинской помощи (Реестровый номер 2022.051665)" (извещение N 0352300010522000094) (далее - электронный аукцион, аукцион)
УСТАНОВИЛА:
1. 11.07.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352300010522000094 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 200090,54 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 19.07.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы двумя участниками закупки, лучшее ценовое предложение 178508,18 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 112264138 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 20.07.2022 заявки двух участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 112264138 (ООО "Детское питание") с ценой контракта 178508,18 руб.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте в ЕИС, на момент проведения проверки между БУЗОО "ДГБ N 4" и ООО "Детское питание" заключен контракт N Ф.2022.094 от 02.08.2022 (реестровая запись 2550303314622000140) (https://zakupki.gov.ru/epz/contract/printForm/view.html?contractInfoPfId =442496282) (далее - контракт), информация об исполнении которого размещена в ЕИС.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В адрес Омского УФАС России поступило (вх. N 1343-ЭП/23 от 10.02.2023) обращение АСО "Общественный контроль" (далее - заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок при осуществлении закупки.
По мнению заявителя, заказчиком ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки извещения об осуществлении закупки в части установления дополнительных характеристик к поставляемому товару, которые не предусмотрены соответствующей позицией каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ, каталог).
01.03.2023 Омским УФАС России в целях всесторонней и объективной проверки, формирования выводов о наличии или отсутствия в действиях заказчика нарушений Федерального закона о контрактной системе был направлен (исх. N ТШ/1368/23) запрос о предоставлении письменных пояснений по доводу, указанному в обращении.
На указанный запрос БУЗОО "ДГБ N 4" представлены (вх. N 2026/23 от 06.02.2023) следующие пояснения: "Исходя из норм части 1 статьи 12 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований к объекту закупки. Вследствие этого заказчик самостоятельно, руководствуясь требованиями действующего законодательства, устанавливает в документации об аукционе требования к техническим, функциональным и качественным характеристикам товара, которые отражают специфику деятельности Заказчика, а именно уход за неизлечимо больными детьми, включая наличие соответствующих материально-технических ресурсов, и обеспечивают эффективное расходование бюджетных средств.
По характеристикам, указанным в КТРУ невозможно в полной мере определить соответствие товара, в связи с этим Заказчиком принято решение детализировать параметры, касающихся технических, функциональных (потребительских свойств) и качественных характеристик товара, в целях обеспечения к поставке товара надлежащего качества, с параметрами в наибольшей степени удовлетворяющими потребности заказчика.
При проведении анализа рынка продуктов для питания детей раннего возраста были установлены ряд производителей, выпускающих адаптированные молочные смеси, молочные напитки, специализированные, лечебные и лечебно-профилактические смеси, ингредиентный состав которых удовлетворяет заявленным требованиям к техническим характеристикам продукта".
Частями 5 и 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 такого закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 такого закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога товаров, работ, услуг).
В соответствии с пунктами 4, 5 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных Правилами использования каталога товаров, работ, услуг.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Требования к закупаемому товару сформированы заказчиком и изложены в электронном документе "Описание объекта закупки", размещенном в составе извещения об осуществлении закупки (далее - описания объекта закупки):
N п/п |
Наименование товара |
Характеристики товара |
Ед. изм.** |
Кол-во** |
1 |
Сухая молочная адаптированная смесь для питания детей с рождения до 12 месяцев ("Беллакт 0-12") Или эквивалент |
На 100 мл готового продукта: Белок 1,2-2,1 г. Жиры 3,0-4,0 г. Углеводы 6,5 -8,0 г. Лактоза не более 80%.* Нуклеотиды наличие обязательно; Герметичная упаковка весом не более 400 г.* |
Кг. |
24 |
2 |
Сухая молочная смесь для искусственного питания недоношенных и маловесных детей с рождения ("Пре НАН") Или эквивалент |
На 100 мл готового продукта: Белок 1,9-2,1 г. Жиры 3,3-4,5 г. Углеводы 7,2-9,4 г. Нуклеотиды наличие обязательно; Герметичная упаковка весом не более 1000 г*. |
Кг. |
16 |
3 |
Сухая молочная адаптированная смесь для питания детей с рождения до 12 месяцев ("Беллакт БЛ") Или эквивалент |
На 100 мл готового продукта: Белок 1,2-2,1 г. Жиры 3,0-4,0 г. Углеводы 6,5 -8,0 г. Лактоза не более 0,01.* Нуклеотиды наличие обязательно; Герметичная упаковка весом не более 1000 г.* |
Кг. |
24 |
4 |
Сухая молочная смесь для питания недоношенных и маловесных детей с рождения ("Беллакт АР") Или эквивалент |
На 100 мл готового продукта: Белок 1,2-2,1 г. Жиры 3,0-4,0 г. Углеводы 6,5-8,0 г. Нуклеотиды наличие обязательно; Загуститель - камедь бобов рожкового дерева; Герметичная упаковка весом не более 1000 г.* |
Кг. |
16 |
5 |
Специализированный продукт для диетического лечебного питания- сухая полноценная низколактозная смесь для энтерального питания |
На 100 мл готового продукта: Белок не менее 18,3 не более 19,0 г.* Жиры не менее 17,5 не более 18,5 г.* Углеводы не менее 53 не более 56,5 г.* Витамины, минералы, микроэлементы - наличие; Упаковка не менее 320 г.* |
Кг. |
19,62 |
* Участник закупки должен указать конкретное значение показателя.
**В случае установления в обосновании НМЦК, описании объекта закупки требования к конкретному количеству единиц поставки продукции в одной упаковке, участник имеет право предложить иные условия поставки единиц продукции в одной упаковке, но при условии сохранения общего количества (объема) закупаемой продукции.
В отношении приобретаемых товаров согласно извещению об осуществлении закупки определен код ОКПД2 10.86.10.133 "Смеси молочные адаптированные (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста".
Комиссия установила, что в КТРУ имеются сведения о позициях, которые могли быть использованы БУЗОО "ДГБ N 4", исходя из специфики поставляемого товара. При этом в таких позициях для характеристики "единица измерения" может быть определено значение - килограмм (например, 10.86.10.133-00000002).
Применение позиция 10.86.10.133-00000002 КТРУ "Начальная молочная смесь для детского питания" обязательно с 02.03.2020.
При этом Комиссия Омского УФАС России установила, что заказчик при описании объекта закупки в нарушение требований пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг не использовал информацию, включенную в соответствующую позицию каталога ("Вид смеси: пресная/кисломолочная").
Также извещение об осуществлении закупки в нарушение пункта 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг не содержит обоснования установления дополнительных характеристик по позициям 1 - 5 описания объекта закупки, указанным в столбце "Характеристики товара" описания объекта закупки.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" нарушение пункта 4 и 6 Правил использования каталога товаров, работ, услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
2. Предписание бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Детская городская больница N 4" об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с заключением контракта N Ф.2022.094 от 02.08.2022 (реестровая запись 2550303314622000140).
3. По фактам выявленного нарушения законодательства о контрактной системе передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
<_> |
Члены Комиссии: |
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 14 марта 2023 г. N 055/10/99-238/2023 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - характеристика - контрактная система в сфере закупок - участники закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2023