Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
|
|
|
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗЕМЛЯ-ТУР" (далее - Общество, Заявитель) (вх. N 1841/23 от 06.03.2023) на действия МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Республика Крым), в летний период 2023 года (закупка N 0366200035623000543) (далее - Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
Нарваевой О.В. - представителя комиссии по осуществлению закупок по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия), Уполномоченного учреждения на основании доверенности;
Кимпицкого В.С. - представителя Заявителя на основании доверенности;
Хохловой Н.А., Кузнецовой К.С., Фомичевой О.С. - представителей Заказчика на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Закупки.
Из жалобы Общества следует, что приложением "Проект контракта" к извещению о Закупке не установлена возможность привлечения Исполнителем соисполнителей. Следовательно, контракт подлежит исполнению лично, и все требования такого контракта направлены на Исполнителя лично, т.е. участника закупки, с которым будет заключен данный контракт.
Пунктом 2.2 "Проект контракта" извещения о Закупке установлено условие, согласно которому исполнителем услуги должна являться туроператорская компания, включенная в Единый Федеральный реестр туроператоров.
Учитывая изложенное выше, данное требование установлено к участнику закупки. Данное требование основывается на Федеральном законе от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации", т.е. установлено законодательством к лицам, оказывающим услуги по перевозке, размещению и страхованию.
В свою очередь извещение о Закупке не содержит в соответствующем разделе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона; требования о предоставлении в составе заявки каких-либо документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным согласно указанной норме Закона, отсутствуют.
Представитель Заявителя поддержал доводы жалобы в полном объеме, пояснив, что подобное изложение условий Закупки вводит потенциальных участников в заблуждение и может привести к участию в закупке лиц, не обладающих специальной правоспособностью.
Представители Уполномоченного учреждения, Заказчика не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных возражениях на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке и электронные документы к нему 15.02.2023 размещены в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 19 768 500,00 рублей.
Контракт по итогам проведения Закупки Заказчиком не заключен.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, документация Закупки должны быть изложена таким образом, что бы содержать ясные и четкие требования, в том числе к участникам закупки, не допускать их неоднозначного толкования, с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в закупке имел представление о том, какие документы он должен представить для участия в закупке и каким требованиям он должен соответствовать; на стадии подачи и рассмотрения заявок исключать из круга участников лиц, не отвечающих установленным законодательством Российской Федерации требованиям, значимым для качественного оказания услуг.
Более того, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, иного разрешения) непосредственно у участника закупки.
Из извещения о Закупке, электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению" извещения о Закупке следует, что требования к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона не установлены, в то время как электронные документы "ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ N ________на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Республика Крым), в летний период 2023 года", "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Республика Крым), в летний период 2023 года" извещения о Закупке содержат требование: "Учитывая комплексный характер услуги (организация проезда и проживания (отдых и оздоровление детей в оздоровительном лагере), экскурсионное обслуживание), исполнителем услуги должна являться туроператорская компания, включенная в Единый Федеральный реестр туроператоров".
Соглашаясь с вышеизложенной позицией Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что фактически требование о том, что исполнителем по итогам Закупки может быт быть исключительно лицо - туроператорская компания, включенная в Единый Федеральный реестр туроператоров, установлено к участникам закупки.
Факт того, что, исходя из формулировок документации Закупки, исполнителем по итогам Закупки может быт быть исключительно лицо - туроператорская компания, включенная в Единый Федеральный реестр туроператоров, подтвердил и Заказчик, как в письменных пояснениях, так и при изложении своей позиции при рассмотрении данного дела.
В силу статьи 7 Закона в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок (часть 1).
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе (часть 2).
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной (часть 3).
В соответствии с пунктом 1 постановления правительства Тульской области от 23.12.2013 N 788 (ред. от 28.12.2021) "О централизации закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Тульской области" (далее - Постановление N 788) на государственное казенное учреждение Тульской области "Центр организации закупок" возложены полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для:
1) государственных заказчиков, государственных бюджетных учреждений, государственных унитарных предприятий;
2) муниципальных заказчиков, муниципальных бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, действующих от имени муниципальных заказчиков, соответствующих бюджетных учреждений, муниципальных унитарных предприятий и (или) уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, при условии предоставления из бюджета Тульской области межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет указанных межбюджетных трансфертов;
3) автономных учреждений, осуществляющих закупки за счет субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Тульской области (в том числе приобретение недвижимого имущества в государственную собственность Тульской области);
4) бюджетных, автономных учреждений, унитарных предприятий, осуществляющих закупки в пределах, переданных им государственными заказчиками полномочий в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 15 Закона.
Приложением к Постановлению N 788 утверждено Положение о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Положение).
В соответствии пунктом 6 Положения заказчики, в том числе исполняют следующие функции: устанавливают требования к участникам закупки.
Таким образом, Заказчиком нарушена часть 3 статьи 7 Закона, а выявленное выше противоречие при установлении требований к участникам закупки (исполнителю услуг) создает препятствия для потенциальных участников Закупки.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗЕМЛЯ-ТУР" на действия МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуги по организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в детском оздоровительном лагере, расположенном на морском побережье Российской Федерации (Республика Крым), в летний период 2023 года (закупка N 0366200035623000543), обоснованной.
2. Признать МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ нарушившим часть 3 статьи 7 Закона.
3. Выдать МИНИСТЕРСТВУ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", комиссии по осуществлению закупок по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 14 марта 2023 г. N 071/06/106-255/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023