Резолютивная часть решения оглашена 09 марта 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 13 марта 2023 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 10.02.2023 N9 в составе:
<_>
в присутствии представителей от:
заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Вторая городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики - <_>
, представителя по доверенности, уполномоченного учреждения - Казенного учреждения Чувашской Республики "Региональный центр закупок Чувашской Республики" -<_>
, представителя по доверенности, заявителя - общества с ограниченной ответственностью "СПИРОНИКА" - <_>
- руководителя, рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу общества с ограниченной ответственностью "СПИРОНИКА" (далее - ООО "СПИРОНИКА", Общество) на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме заказчика - бюджетного учреждения Чувашской Республики "Вторая городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики (далее - Заказчик) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 01.03.2023 поступила жалоба ООО "СПИРОНИКА" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме заказчика бюджетного учреждения Чувашской Республики "Вторая городская больница" Министерства здравоохранения Чувашской Республики на поставку расходных материалов медицинского назначения (дыхательный контур анестезиологический) (изв. N
0815500000523001333) (далее - запрос котировок).
В жалобе Заявитель сообщает, что положения извещения о закупке не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, поскольку Заказчик необоснованно ограничил допуск участников закупки, указав наличие в качестве антимикробного компонента только ионы серебра (активные ионы серебра), которые имеются только у одного иностранного производителя.
На основании вышеизложенного, Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу, признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении выявленных нарушений.
Представители заказчика и уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласились, считают, что извещение о проведении запроса котировок сформирована в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просили признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
21.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере заку пок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815500000523001333 о проведении запроса котировок в электронной форме на поставку расходных материалов медицинского назначения (дыхательный контур анестезиологический), с начальной (максимальной) ценой контракта 60 956,00 руб. Одновременно на официальном сайте размещено извещение о запросе котировок с описанием объекта закупки.
Объектом закупки является Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования КТРУ 32.50.13.190-00048.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "м" - "п" п. 1, пп. "а" - "в" п. 2, п. 3 или п. 4, п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о контрактной системе.
Из части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе следует, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
- перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
- на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются, в том числе:
- функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости);
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Фе дерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Каталог, Правила), заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что при описании объекта закупки использовалась информация в части наименование товара "Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использования ", включенная в позицию КТРУ 32.50.13.190-00048 .
Заказчиком были установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, с учетом потребностей Заказчика для выполнения соответствующих функций и эффективной работы.
При формировании описания объекта закупки заказчик, обосновывая включение в описание объекта закупки спорной дополнительной информации, исходил из своей потребности в товаре данного вида, а именно: "Для обеспечения эффективного антимикроб ного действия".
Из пояснений Заказчика следует, что при проведении манипуляции в дыхательном контуре образуется теплый и влажный микроклимат, что является благоприятной средой для развития микроорганизмов (патогенной микрофлоры). Трубки, импрегнированные активными ионами серебра, обладают антимикробным действием и исключают развитие патогенной флоры. В связи с эти была установлена характеристика на дыхательный контур с активными ионами серебра.
Комиссия Чувашкого УФАС России отмечает, что Заказчик вправе включать в описание объекта закупки дополнительные требования, отражающие специфику применения контура дыхательный анестезиологический, одноразового использования с учетом конкретных потребностей и особенностей Получателя.
При отсутствии дополнительного описания объекта закупки, у Заказчика не будет возможности определить и приобрести медицинское оборудование, соответствующее потребности лечебного учреждения, что, в свою очередь, может повлечь за собой недостижение результативности осуществления закупки, а также не эффективное и не целевое расходование бюджетных средств, а впоследствии простой оборудования и невозможность оказания квалифицированной медицинской помощи.
Комиссия Чувашского УФАС России отмечает, что ни правилами использования КТРУ ни Федеральным законом N 44-ФЗ не определена форма либо критерии допустимости к обоснованию указания дополнительных характеристик в описание объекта закупки. Сам по себе факт установления определенных требований к товару, являющемуся предметом поставки, не свидетельствует об ограничении количества участников закупки.
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 98 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), ответственность за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи несут медицинские организации, медицинские работники - а не поставщики, производители и другие участники закупки.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 4 Закон N 323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Кроме того, исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12 , основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участ-
ников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Таким образом, анализ описания объекта закупки показал, что в отношении медицинского изделия - Контур дыхательный анестезиологический, одноразового использовани, в состав требований к товару включено указание на дополнительные характеристики, а также обоснование дополнительных характеристик товара, не содержащихся в КТРУ, в соответствии с пунктом 6 Правил.
Указание Заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки ( п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Ввиду изложенного в рассматриваемом случае в описании объекта закупки установлены требования к закупаемому товару с учетом собственной потребности заказчика, исходя из специфики осуществляемого им вида деятельности, что не противоречит требованиям действующего законодательства.
На основании изложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения, следовательно, жалоба признана необоснованной.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "СПИРОНИКА" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СПИРОНИКА" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной формена поставку расходных материалов медицинского назначения (дыхательный контур анестезиологический) (изв. N 0815500000523001333) необоснованной.
<_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров,
работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 13 марта 2023 г. N 021/06/50-145/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023