рассмотрев жалобу Тожибаева Захиджона Пазилжоновича (далее - Тожибаев З.П., заявитель) и материалы дела N027/06/106-256/2023,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба Тожибаева З.П. на действия заказчика - МБУ ДО "Булавинская школа искусств" Ульчского муниципального района при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки (извещение N0322300101723000001 от 21.02.2023).
Из жалобы следует, что заказчиком в извещении не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
В рамках поступившей жалобы, на основании ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения проверочных мероприятий заказчиком предоставлен мотивированный отзыв на жалобу.
В процессе рассмотрения документов и информации Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Извещение N 0322300101723000001 о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 21.02.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 10 397 410, 00 рублей.
Преимущества: не установлены.
Ограничения допуска: не установлены.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе: 01.03.2023 11:19.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 02.03.2023.
Рассмотрев материалы дела N 027/06/106-256/2023, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к выводу о признании жалобы необоснованной в силу следующего.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования (ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2571) установлены дополнительные требования к участникам.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N2571 установлено, что: положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Так согласно п. 10 Приложения к Постановлению N 2571:
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) |
наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта); 3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы 3 настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции: 1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию |
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Объектом закупки является капитальный ремонт здания МБУ ДО "Булавинская школа искусств" Ульчского муниципального района, НМЦК закупки составляет 10 397 410, 00 рублей, таким образом, при осуществлении указанной закупки заказчик обязан установить дополнительные требования к участникам в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.
При этом как установлено материалами дела, в извещении об осуществлении закупки дополнительных требований к участникам в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе не установлено.
Вместе с тем, заказчиком в "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлено следующее:
- в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: установлены Требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 В случае наличия: 1. опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта): 1)исполненный договор; 2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия: 2. опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта): 1) исполненный договор; 2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ; 3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). В случае наличия: 3. опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта): 1) раздел 11 ''Смета на строительство объектов капитального строительства'' проектной документации; 2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). |
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению о признании жалобы в указанной части обоснованной, в действиях заказчика устанавливается нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Хабаровского УФАС России установлено следующее.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт могут быть включены условия: о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Как установлено материалами дела, в извещении установлено:
|
Нет |
Согласно п. 10.4 проекта контракта: "Расторжение Контракта в связи с односторонним отказом "Заказчик" от исполнения Контракта осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ".
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России приходит к решению об установлении в действиях заказчика нарушения ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, Комиссия Хабаровского УФАС России, руководствуясь ст.ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Тожибаева З.П. на действия заказчика - МБУ ДО "Булавинская школа искусств" Ульчского муниципального района при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на работы строительные по возведению нежилых зданий и сооружений прочие, не включенные в другие группировки (извещение N0322300101723000001 от 21.02.2023) - обоснованной.
2. Признать заказчика - МБУ ДО "Булавинская школа искусств" Ульчского муниципального района нарушившим требования ч. 3 ст. 7, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела N 027/06/106-256/2023 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
|
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 9 марта 2023 г. N 7-1/38
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023