Инспекцией Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Руководитель инспекции:
-.
Члены инспекции:
-;
- (далее - Инспекция),
в отсутствии представителей:
- от заказчика - МКУ "Управление капитального строительства г. Комсомольск-на-Амуре": о дате, времени и месте рассмотрения рассмотрении внеплановой проверки уведомлены надлежащим образом,
в соответствии с требованием Прокуратуры Хабаровского края проведена внеплановая проверка действий заказчика - МКУ "Управление капитального строительства г. Комсомольск-на-Амуре" (далее - заказчик) при осуществлении закупки путем проведения аукциона в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 38 г. Комсомольск-на-Амуре (реконструкция)" (извещение N 0822300013123000002 от 04.02.2023) на предмет соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе проведения проверки Инспекцией,
УСТАНОВЛЕНО:
В представленное в Хабаровское УФАС России Требование с перечнем закупок с признаками нарушения требований Закона о контрактной системе входит аукцион в электронной форме на выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 38 г. Комсомольск-на-Амуре (реконструкция)" (извещение N 0822300013123000002 от 04.02.2023), что в соответствии с п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе стало основанием для проведения настоящей внеплановой проверки.
В ходе внеплановой проверки установлено, что заказчиком проведен электронный аукцион N 0822300013123000002.
Извещение N 0822300013123000002 о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 04.02.2023.
Объектом закупки является выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа N 38 г. Комсомольск-на-Амуре (реконструкция)".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 958 053 589, 00 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 20.02.2023 11:00.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0822300013123000002 от 20.02.2023 по окончании срока подачи заявок на участие в закупке не подано ни одной заявки на участие в закупке, на основании п. 3 ч. 1 ст. 52 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
В ходе проведения внеплановой проверки, в рамках полномочий, предоставленных Закона о контрактной системе, Инспекцией изучены и проверены на соответствие Закона о контрактной системе следующие документы:
- извещение о проведении аукциона от 04.02.2023 N0822300013123000002;
- приложения к извещению (проект контракта, техническое задание, требование к содержанию, составу заявки на участие в закупке);
- протокол, составленный в ходе проведения закупки.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекцией установлено следующее:
В силу ч. 1 ст. 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии с извещением о закупке объектом закупки является Выполнение работ по подготовке проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства "Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида N 134 г. Комсомольск-на-Амуре (реконструкция)".
Согласно п. 19 приложения к извещению о закупке "Инструкция участникам закупки" заказчиком установлены единые требования к участникам открытого аукциона в электронной форме:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации ст. 48, ст. 55.4, ст. 55.8, ч.10, ч.11 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющейся объектом закупки:
-лицо, выполняющее работы, являющиеся объектом закупки, должно быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Членство в саморегулируемой организации не требуется в случаях, которые перечислены в части 4.1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
- участник закупки - член саморегулируемой организации должен иметь право выполнять работы, являющиеся объектом закупки, в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, а также объектов использования атомной энергии).
1. В соответствии с ч.3 ст.55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право осуществлять подготовку проектной документации по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.55.4 и 55.16 ГрК РФ;
2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом ч.3 ст.55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч.11 ст.55.16 ГрК РФ.
Совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ договорам не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с ч. 10 ст. 55.16 ГрК РФ.
2. В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций* в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях не требуется в соответствии со ст. 52 ГрК РФ.
*Членами саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица, зарегистрированные в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована такая саморегулируемая организация, за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 55.6 ГрК РФ.
В соответствии с ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:
- наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со ст.ст. 55.4 и 55.16 ГрК РФ;
- если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ.
Совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ договорам не должен превышать предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с ч. 12 ст. 55.16 ГрК РФ;
В соответствии с п. 1.3 проекта контракта в соответствии с предметом "Контракта" "Подрядчик" обязуется в порядке, в сроки и на условиях, установленных "Контрактом":
- выполнить инженерные изыскания и осуществить подготовку проектной документации в целях реконструкции "Объекта капитального строительства" в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2 к "Контракту"), Графиком выполнения проектно-изыскательских работ (Приложение N 3 к "Контракту"), Заданием на проектирование от 09 декабря 2022 года (далее -"Работы ПИР") (п. 1.3.1 проекта контракта);
- выполнить работы по реконструкции "Объекта капитального строительства"на условиях иждивения "Подрядчика"с поставкой строительных материалов, оборудования используемых для выполнения работ и (или) необходимых для обеспечения эксплуатации "Объекта капитального строительства", в соответствии с проектной и рабочей документацией, результатами инженерных изысканий, Техническим заданием (Приложение N 2 к Контракту), Графиком выполнения и оплаты строительно-монтажных работ и Сметой на выполнение строительно-монтажных работ, подлежащих оформлению "Сторонами" в установленном порядке в ходе исполнения "Контракта" и являющиеся его неотъемлемой частью (далее -"Работы СМР") (п. 1.3.2 проекта контракта);
- сдать результаты "Работ ПИР", "Работ СМР" "Муниципальному заказчику" (п. 1.3.3 проекта контракта).
Вместе с тем, Инспекция Хабаровского УФАС России отмечает, что в соответствии с п. 1.5 проекта контракта результатом выполненной работы по контракту является объект капитального строительства, в отношении которого в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности получено разрешение на ввод в эксплуатацию, в связи с чем участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства.
Также установлено, что положения извещения о закупке, устанавливающие требования о наличии у участника закупки членства одновременно в двух СРО в области строительства и в области подготовки проектной документации, не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, поскольку выполнение каждого вида работ подразумевает наличие специальной правоспособности (членства в СРО), в связи с чем установление вышеуказанных требований в извещении о закупке влечет за собой невозможность участия в такой закупке участника, не обладающего правом выполнения части работ, предусмотренных техническим заданием (например: осуществление разработки проектной документации).
При этом к выполнению указанных работ подрядчик вправе привлечь субподрядчиков, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе в части наличия членства в СРО на осуществляемые виды деятельности, если такие требования установлены законодательством Российской Федерации.
Учитывая, что подрядчиком может быть привлечен субподрядчик для выполнения работ по предмету закупки, требование о наличии у участника закупки членства одновременно в двух СРО является избыточным, поскольку отсутствие у участника закупки членства одновременно в двух СРО в области строительства и в области подготовки проектной документации не свидетельствует о невозможности надлежащего исполнения обязательств по контракту, заключаемому по результатам электронного аукциона.
Кроме того, в случае, если в предмет закупки включены работы, для осуществления которых требуется членство в двух СРО, заказчик вправе установить требование о наличии у подрядчика данных работ членства в СРО, но не вправе устанавливать требования к участникам закупки о наличии всех указанных документов у участника закупки, поскольку установление такого требования в извещении о проведении закупки приводит к ограничению количества участников закупки.
Учитывая изложенное, Инспекция приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещении требование к участникам закупки о наличии членства СРО одновременно в области архитектурно-строительного проектирования и в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, нарушают п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что на участие в закупке не подано ни одной заявки, на основании чего закупка признана несостоявшейся, Инспекция Хабаровского УФАС России приходит к выводу предписание не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать заказчика - Муниципальное казенное учреждение "Управление капитального строительства города Комсомольска-на-Амуре" нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
2. Предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела N 7-3/153 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях.
Настоящий акт может быть обжалован в трехмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Хабаровского края.
Руководитель Инспекции: |
|
|
Члены Инспекции:
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 16 марта 2023 г. N 47 (ключевые темы: саморегулируемые организации - подготовка проектной документации - участники закупок - капитальный ремонт объектов капитального строительства - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2023