Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии - начальника отдела контроля закупок Парфирьевой С.Н.,
членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б.,
- заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и рекламы Елина Д.Т.,
в присутствии представителей:
заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и ремонта" (далее - Заказчик): Митченко А.В. (по доверенности от 09.03.2023), Дарбинян Р.С. (по доверенности от 09.03.2023),
подрядчика - общества с ограниченной ответственностью "АВАТИКА" (далее - Общество; Подрядчик): генерального директора Жгунцева В.Ю. (на основании решения единственного участника Общества от 12.09.2019 N 02),
осуществив проверку документов и информации об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта с Подрядчиком на выполнение работ по подготовке проекта организации работ по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства "Многоквартирный дом N 16Б по ул. Кутузова в г. Петропавловске-Камчатском", заключенного по итогам определения поставщика путём электронного аукциона (далее - ЭА) (извещение N 0138300000422000019), руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
15.02.2022 Заказчик на официальном сайте единой информационной системы (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении ЭА на выполнение работ по подготовке проекта организации работ по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства "Многоквартирный дом N 16Б по ул. Кутузова в г. Петропавловске-Камчатском" (далее - Работы) (закупка N 0138300000422000019) (далее - Закупка); начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 166 179,68 рублей.
По результатам Закупки Заказчиком заключен контракт с ООО "АВАТИКА" от 15.03.2022 по цене 17 448,58 рублей (далее - Контракт).
02.03.2023 в Камчатское УФАС России поступили документы и информация Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта с Обществом.
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 данных Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно пункту 12.6 Контракта Контракт вступает в силу со дня его подписания Сторонами, и действует до полного исполнения Сторонами обязательств по Контракту (срок окончания исполнения Контракта - 31 мая 2022 года). Окончание срока действия Контракта не освобождает Стороны от ответственности за его нарушение.
В силу пункта 10.2 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным;
- если во время выполнения работ станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от Контракта.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта в случае, если сметная стоимость строительства (сноса) объекта превысит десять миллионов рублей в соответствии с частью 2 статьи 8.3. Градостроительного кодекса Российской Федерации, результатом выполненных работ по Контракту является проект организации работ по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства "Многоквартирный дом N 16Б по ул. Кутузова в г. Петропавловске-Камчатском" при наличии положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости сноса объекта капитального строительства.
На основании пунктов 3.3.12 - 3.3.14 Контракта Подрядчик обязан:
- В случае необходимости прохождения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости сноса объекта капитального строительства, выполнить проектные работы в объеме, достаточном для получения Заказчиком положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости сноса объекта капитального строительства;
- В случае необходимости прохождения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости сноса объекта капитального строительства, обеспечить получение Заказчиком положительного заключения государственной экспертизы о достоверности определения сметной стоимости сноса объекта капитального строительства в пределах срока действия настоящего Контракта.
- Обеспечить своевременное внесение исправлений по замечаниям, в сроки не превышающие, установленные Заказчиком для внесения Подрядчиком соответствующих изменений, а в случае необходимости прохождения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости сноса объекта капитального строительства обеспечить своевременное внесение исправлений по замечаниям органа, осуществляющего государственную экспертизу проектной документации, в сроки не превышающие, установленных для внесения Подрядчиком соответствующих изменений органом, осуществляющим государственную экспертизу проектной документации.
Из представленных Заказчиком документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что Подрядчик не устранил замечания в отношении подготовленной проектной документации в срок, установленный органом, осуществляющим государственную экспертизу.
Данное обстоятельства явилось основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
16.02.2023 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) и разместил 17.02.2023 Решение в ЕИС.
Таким образом, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе датой надлежащего уведомления является 17.02.2023.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе Решение вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть с 28.02.2023.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения Контракта, установленный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На заседание Комиссии Заказчик предоставил переписку с Подрядчиком:
- письмо Заказчика от 08.11.2022 NУКС-01/1394/22 - с уведомлением о поступлении сводных замечаний ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края (далее - Государственная экспертиза) и просьбой оперативно внести изменения и откоррректированный комплект с ответами на замечания направить в адрес Заказчика для размещения на "Единой цифровой платформе экспертизы" в срок до 17.11.2022;
- письмо Заказчика от 18.11.2022 N УКС-01/1439/22 - о необходимости внесения изменений в направленную Подрядчиком откорректированную проектную документацию и направления в адрес Заказчика в срок до 23.11.2022;
- письмо Заказчика от 28.11.2022 N УКС-01/1463/22 - о не поступлении откорректированной проектной документации и предоставлении ее в срок до 01.12.2022;
- Претензия от 02.12.2022 N УКС-01/1491/22 - о том, что в направленной Подрядчиком письмом от 16.11.2022 откорректированной проектной документации исправления внесены не по всем замечаниям и о необходимости в срок до 09.12.2022 представить откорректированную проектную документацию с учетом всех замечаний Государственной экспертизы;
- Претензия от 16.12.2022 N УКС-01/1574/22 - с требованием устранить недостатки и передать откорректированную проектную документацию Заказчику в срок до 09.01.2023;
- письмо Заказчика от 29.12.2022 N УКС-01/1643/22 - о получении отрицательного заключения Государственной экспертизы от 27.12.2022 и необходимости подготовки пакета документов для проведения повторной государственной экспертизы;
- Претензия от 13.01.2023 N УКС-01/38/23 - с требованием в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения данного письма направить исправленную документацию в полном объеме, достаточного для получения положительного заключения государственной экспертизы и в течение 30 календарных дней заключить контракт с Государственной экспертизой на проведение повторной государственной экспертизы за счет средств Подрядчика.
Подрядчик на заседание Комиссии направил Объяснения по факту неисполнения Контракта, в которых указал следующее.
13.06.2022, 21.06.2022 (исх. 13/06-22 от 13.06.2022 прил.N1, исх. 21/06-22 от 21.06.2022 прил.N2) в ответ на исх. N УКС-01/753/22 от 07.06.2022, N УКС-01/728/22 от 02.06.2022, исх. N УКС-01/728/22 от 02.06.2022) откорректированная проектная документация по организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Петропавловск-Камчатский в электронном виде повторно направлена в адрес Заказчика.
24.06.2022 в ответ на письмо исх. 21/06-22 от 21.06.2022 в адрес ООО "АВАТИКА" направлено письмо Заказчика (исх. N УКС-01/854/22 от 24.06.2022) о согласовании проектной документации и утверждении сметного расчета стоимости сноса с требованиями не позднее 3 календарных дней направить в адрес Заказчика проектно-сметную документацию в объеме, установленном в техническом задании на проектирование.
Письмом исх. 01/07-22 от 01.07.2022 проектно-сметная документация по накладной N 1344497900 направлена в адрес МКУ "Управление капитального строительства и ремонта" в полном объеме.
16.11.2022 в ответ на исх. 08.11.2022 N УКС-01/1394-22 по средствам электронной почты в адрес Заказчика направлен откорректированный комплект проектно-сметной документации по замечаниям Государственного автономного учреждения "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края" (исх. 16/07-22 от 16.07.2022) по организации работ по сносу (демонтажу) объекта капитального строительства "Многоквартирный дом N 16Б по ул. Кутузова в г. Петропавловске-Камчатском".
На заседании Комиссии представитель Подрядчика пояснил, что не получал претензию Заказчика от 16.12.2022.
Вместе с тем Заказчик не представил доказательств получения Подрядчиком претензии от 16.12.2022.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из пункта 13 Правил следует, что антимонопольный орган проводит проверку содержащихся в обращении фактов.
В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Подпунктом "б" пункта 13 Правил, в том числе установлено, что орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр.
Административный процесс рассмотрения обращений заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не обязывает Комиссию устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Общества при исполнении Контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением Контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения Контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении Контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Частью 3 статьи 17 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности, предполагающее в качестве общего правила дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Общества были направлены на умышленное ненадлежащее исполнение Контракта.
Поскольку бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, участвующими в деле лицами не представлено, Общество не может быть признано недобросовестным подрядчиком в смысле приведенных выше положений Закона о контрактной системе.
Кроме того, в ходе рассмотрения Обращения Комиссией было установлено, что Подрядчик предпринимал меры для исполнения условий Контракта (вносил исправления в проектную документацию с учетом замечаний Государственной экспертизы, направлял Заказчику откорректированную проектную документацию).
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств основания для включения сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
На основании вышеизложенного, и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать во включении информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "АВАТИКА" в реестр недобросовестных поставщиков. (подрядчиков, исполнителей).
Председатель Комиссии: ____________________ С.Н. Парфирьева
Члены Комиссии: ____________________ Л.Б. Шиханова
___________________ Д.Т. Елин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 9 марта 2023 г. N 041/06/104-79/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023