Резолютивная часть решения оглашена "10" марта 2023 г.
В полном объеме решение изготовлено "15" марта 2023 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии - руководитель управления Гречишникова Е.А.,
члены:
начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в присутствии представителей:
муниципального бюджетного учреждения "Дирекция благоустройства и озеленения" (далее - Заказчик, МБУ "Дирекция благоустройства и озеленения") - <_.>,
общества с ограниченной ответственностью "Диоланд" (далее - ООО "Диоланд", Общество, Поставщик) - <_>,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.01.2023 N 0164300016522000779_53068 на поставку светильников, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение МБУ "Дирекция благоустройства и озеленения" (вх. от 06.03.2023 N 1289-ЭП/23) о направлении сведений об ООО "Диоланд" (644092, Омская область, г. Омск, ул. Ватутина, д. 2, кв. 87, ИНН 5507202370) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с решением об одностороннем отказе от 20.02.2023 от исполнения контракта от 30.01.2023 N 0164300016522000779_53068 на поставку светильников, заключенного по итогам электронного аукциона N 0164300016522000779, в связи с существенным нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 30.01.2023 N 0164300016522000779_53068 с ООО "Диоланд", представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, пп. 11.1, 11.2 контракта Заказчик 20.02.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Диоланд" представило в Тамбовское УФАС России письменные пояснения по рассматриваемой ситуации (вх. от 10.03.2023 N 1419-ЭП/23), в которых сообщило следующее.
15.02.2023 Поставщиком была осуществлена поставка товаров в полном объеме по рассматриваемому контракту. Заказчик в ходе приемки товара выявил несоответствия товара условиям контракта, в связи с чем 20.02.2023 через единую информационную систему в сфере закупок направил Обществу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
ООО "Диоланд" пояснило, что из-за короткого срока на поставку товара (7 рабочих с дней с даты заключения контракта с предоставлением протокола испытания в независимой лаборатории) в процессе подготовительных мероприятий специалистом ООО "Диоланд" должным образом не были проконтролированы характеристики товара, предложенного производителем, в связи чем Заказчику были поставлены товары с рядом характеристик, отличающихся от условий контракта.
В целях урегулирования сложившейся ситуации Поставщиком было направлено уведомление Заказчику о намерении исправить недостатки, а также просьбой отменить решение об одностороннем отказе для предоставления возможности устранения выявленных замечаний (письмо исх. от 21.02.2023 N 22). Поставщик начал вести работу по оформлению другой партии товара, полностью соответствующей условиям контракта, но, учитывая ограниченное время, заменить товар до вступления в силу решения об одностороннем отказе не представилось возможным. Согласно информации производителя товара ООО "НПП ЛАЙТАП" срок поставки новой партии товаров составлял 20 рабочих дней с предоставлением протокола испытаний в независимой лаборатории (письмо Поставщика от 03.03.2023 N 24, письмо ООО "НПП ЛАЙТАП" от 22.02.2023 N 29).
На основании изложенного, Общество просило не включать сведения об ООО "Диоланд" в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия Тамбовского УФАС России в рамках своей компетенции в ходе проверки обстоятельств одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 30.01.2023 N 0164300016522000779_53068, заключенного с ООО "Диоланд", рассмотрев материалы Заказчика и пояснения Общество, документы закупки, а также, проведя внеплановую проверку, установила следующее.
По итогам электронного аукциона N0164300016522000779 между Заказчиком и Поставщиком 30.01.2023 заключен контракт N 0164300016522000779_53068 на поставку светильников на сумму 1 157 180, 33 рублей.
Согласно п. 1.1 контракта: "Поставщик обязуется поставить светильник (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом".
Согласно п. 1.2 контракта: "Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в Приложении N 1 к настоящему Контракту, являющиеся неотъемлемой частью настоящего Контракта".
Согласно п. 3.2 контракта: "Сроки поставки товара: в течение 7 рабочих дней с даты заключения Контракта. Указанный срок включает в себя срок фактической поставки товара, формирования, подписания и размещения Поставщиком в ЕИС документа о приемке в соответствии с подпунктом 2 пункта 3.6. настоящего Контракта", т.е. 08.02.2023.
В разделе 3 контракта определен порядок, сроки и условия поставки и приемки товара.
В приложении N 1 к контракту установлены требования к товару, в том числе:
"товар при поставке должен сопровождаться: протоколом испытания в независимой лаборатории, имеющей государственную аккредитацию, с приложением ies файлов в электронном виде, сертификатом ISO, сертификатом пожарной безопасности, сертификатом/декларацией соответствия ТР ТС, декларацией ТР ЕАЭС 037/2016".
Представители Заказчика пояснили, что согласно п. 3.2 контракта последний день для поставки товара 08.02.2023. Поскольку товар не был поставлен Поставщиком в установленный срок, Заказчик 09.02.2023 направил ему претензию (исх. от 09.02.2023 N 01-13/143-23) с просьбой незамедлительно исполнить обязательства по контракту.
На данную претензию Поставщик письмом (исх. от 10.02.2023 N 16) сообщил, что 10.02.2023 светильники будут отгружены в адрес Заказчика.
Поставщиком товар был поставлен Заказчику только 15.02.2023, т.е. после установленного контрактом срока.
16.02.2023 Поставщик разместил в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) пакет сопроводительных документов на поставленный товар, в том числе, паспорт на уличные светодиодные светильники серии LP STREET Рассвет Р55R, сертификат соответствия N РОСС RU.HB32.H02703/20, протокол N 73-20/св от 18.06.2020 функциональных испытаний светодиодного светильника LP STREET F55-2П-OS, заключение Минпромторга России от 05.09.2022 N 86007/11, выписку из Реестра российской промышленной продукции на светильник светодиодный LP STREET Рассвет 55P, сертификат соответствия N ЕАЭС серии RU N 0358682, сертификат пожарной безопасности.
Заказчик в ходе проверки поставленного товара выявил следующие недостатки, которые отразил в акте от 16.02.2023 N 1:
"1) Представленный протокол N 73-20/св от 18.06.2020 выполнен для светильника LP STREET F55-2П-OS, выписка из Реестра российской промышленной продукции представлена на светильник светодиодный LP STREET Рассвет 55P, а по факту в адрес учреждения поставлен светильник LP STREET Рассвет Р55R. Также на светильнике отсутствует регулировка угла наклон к горизонту.
2) В протоколе N 73-20/св от 18.06.2020 отсутствует подтверждение следующих характеристик:
- коэффициент пульсации;
- индекс цветопередачи;
- защита от микросекундных импульсов;
- степень защиты".
На основании данного акта Заказчик отказал Поставщику в подписании документа о приемке, о чем сообщил ему в мотивированном отказе от 16.02.2023.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.2 контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
20.02.2023 Заказчик на основании ч.2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе и п. 11.2 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.01.2023 N 0164300016522000779_53068, заключенного с ООО "Диоланд", в связи с не поставкой товара в соответствии с условиями контракта.
Согласно ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно сведениям единой информационной системе в сфере закупок решение об одностороннем отказе размещено Заказчиком и получено Поставщиком 20.02.2023.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Поставщиком 21.02.2023 было направлено уведомление Заказчику о намерении исправить выявленные в товаре недостатки, а также с просьбой отменить решение об одностороннем отказе для предоставления возможности устранения выявленных замечаний (письмо исх. от 21.02.2023 N 22).
01.03.2023 Заказчик письмом (исх. от 01.03.2023 N 01-14/289-23) отказал Поставщику, поскольку уведомление Поставщика от 21.02.2023 не содержало информацию о конкретных гарантиях надлежащего исполнения обязательств по контракту и информацию о скорейшем исполнении данных обязательств.
Поставщик письмом (исх. от 03.03.2023 N 24) повторно сообщил Заказчику о намерении устранить выявленные в товаре замечания и гарантировал поставку надлежащего товара в срок до 25.02.2023. Поставщик ссылался на письмо производителя ООО "НПП ЛАЙТАП" (исх. от 22.02.2023 N 29), согласно которому производитель товара ООО "НПП ЛАЙТАП" готов оборудовать светильник поворотным кронштейном и сделать протокол испытаний в срок 20 рабочих дней.
В связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта, товар в соответствии с условиями контракта ООО "Диоланд" поставлен Заказчику не был, что подтвердил представитель Общества на рассмотрении дела, решение от 20.02.2023 об одностороннем отказе от исполнения контракта от 30.01.2023 N 0164300016522000779_53068 вступило в законную силу 03.03.2023.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, а, следовательно, защиту государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вышеуказанными действиями (бездействием) нарушаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и сроков исполнения контракта, исключается (умаляется) эффективность использования бюджетных средств, обеспечение публичных интересов в рамках соответствующих правоотношений. Участник аукциона, самостоятельно принявший решение об участии в размещении заказа и претендующий на заключение государственного (муниципального) контракта и его надлежащее исполнение, обязан учесть специфику заключения и исполнения контракта и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательств возникновения у ООО "Диоланд" обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших Обществу исполнить надлежащим образом контракт в установленный срок, в Тамбовское УФАС России не представлено.
Заранее спланированный порядок поставки товара дает возможность участнику закупки на стадии определения поставщика принять решение об участии в закупке, рассчитать коммерческое предложение, риски, а также выделить ресурсы на исполнение контракта.
Таким образом, самостоятельно совершая определенные действия, в частности непосредственно участвуя в электронном аукционе, участник закупки действует самостоятельно и добровольно на свой предпринимательский риск, при этом участник обязан предполагать возможные последствия своих действий и нести риски.
В рассматриваемом случае Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
Данная закупка имеет важное значение для Заказчика и неисполнение ООО "Диоланд" обязательств по контракту влияет на деятельность МБУ "МБУ "Дирекция благоустройства и озеленения".
Согласно п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Материалами дела обстоятельств, предусмотренных п. 15 Постановления Правительства РФ N 1078, не установлено.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Диоланд" недобросовестное поведение, выраженное в не поставке товара в соответствии с условиями контракта как в установленный контрактом срок, так и по истечении 10 дней с даты уведомления о расторжении контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, при принятии решения об одностороннем расторжении контракта.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 95, статьей 104 Закона о контрактной системе и пунктом 13 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные МБУ "Дирекция благоустройства и озеленения" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Диоланд" (644092, Омская область, г. Омск, ул. Ватутина, д. 2, кв. 87, ИНН 5507202370), лица, исполняющего функции единоличного органа Общества, - <_> включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Диоланд" и его генерального директора <_> в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Диоланд" и его генерального директора <_> из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
Е.А. Гречишникова |
|
|
Члены комиссии В.В. Иванов
Т.В. Четверткова
Исп. Четверткова Т.В.
тел. 72-73-44
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 15 марта 2023 г. N 068/10/104-144/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023