Резолютивная часть решения объявлена 09 марта 2023 года
Решение изготовлено в полном объеме 14 марта 2023 года г. Ярославль
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председатель Комиссии - заместитель начальника отдела контроля закупок ..., члены Комиссии - главный специалист - эксперт отдела контроля закупок _, ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок ...,
с участием:
заявитель - общество с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Флагман" (далее также - ООО "ПТБ "Флагман", общество, заявитель) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи представителей по доверенности ...;
заказчик - государственное бюджетное учреждение Ярославской области "Яроблтранском" (далее также - ГБУ ЯО "Яроблтранском", заказчик) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителей по доверенности ...;
уполномоченный орган - департамент государственного заказа Ярославской области (далее также - ДГЗ ЯО, уполномоченный орган) - обеспечил участие в рассмотрении жалобы представителя по доверенности ...;
оператор электронной площадки - акционерное общество "Сбербанк-АСТ" - участие в рассмотрении жалобы не обеспечил, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев жалобу ООО "ПТБ "Флагман" на действия заказчика, ГБУ ЯО "Яроблтранском", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства на объекте ГБУ ЯО "Яроблтранском" - автовокзал г. Ярославль (извещение N 0171200001923000368) (далее также - аукцион, закупка), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, законодательство о контрактной системе),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "ПТБ "Флагман" на действия заказчика, ГБУ ЯО "Яроблтранском", и уполномоченного органа, ДГЗ ЯО, при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства на объекте ГБУ ЯО "Яроблтранском" - автовокзал г. Ярославль (извещение N 0171200001923000368).
Заявитель полагает, что содержащееся в извещении об осуществлении закупки дополнительное требование к участникам закупки, установленное в соответствии с пунктом 34 раздела VI Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571), установлено заказчиком и уполномоченным органом неправомерно, поскольку:
- предметом рассматриваемой закупки являются услуги защиты объекта транспортной инфраструктуры, регламентируемые законодательством о транспортной безопасности, которые не относятся к указанным в пункте 34 раздела VI Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 услугам по обеспечению охраны объектов (территорий), регламентируемым, по мнению заявителя, исключительно законодательством о частной охранной деятельности в Российской Федерации;
- начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемой закупке составляет 17 128 800,00 рублей, то есть менее указанного в части 2.1 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ значения (20 млн. рублей и более), в связи с чем в извещении об осуществлении закупки дополнительное требование в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 не могло быть установлено в принципе.
Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной, а также выдать заказчику и уполномоченному органу обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения по существу жалобы, просят признать жалобу необоснованной.
Заслушав позиции представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом в единой информационной системе на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 27.02.2023 размещено извещение N 0171200001923000368 об осуществлении закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Рассмотрев данный довод заявителя, Комиссия приходит к следующему.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать в числе прочего следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Указанные дополнительные требования регламентированы, в частности, Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
В приложении к данному постановлению содержится перечень дополнительных требований, устанавливаемых по критерию объекта закупки и заключающихся в предъявлении к участникам закупки требований о наличии у последних опыта, связанного с предметом подлежащего заключению по результатам проводимой закупки контракта, который должен быть подтвержден определенными документами. Условием применения положений данного постановления является также начальная (максимальная) цена контракта по проводимой заказчиком закупке, которая устанавливается в зависимости от позиции перечня.
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства на объекте ГБУ ЯО "Яроблтранском" - автовокзал г. Ярославль.
Заказчиком и уполномоченным органом в извещении об осуществлении закупки, сформированном с использованием единой информационной системы, установлено в числе прочего следующее требование к участникам закупки:
"3 . 1 Требования в соответствии с позицией 34 раздела VI приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: 1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг".
Приведенное требование установлено в полном соответствии с позицией 34 раздела VI приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571:
Наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок |
Дополнительные требования к участникам закупки |
Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям |
Раздел VI. Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям
34. |
Услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) |
наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг по обеспечению охраны объектов (территорий). Цена оказанных услуг должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) |
1) исполненный договор; 2) акт приемки оказанных услуг, подтверждающий цену оказанных услуг |
Установление на нормативном уровне дополнительных требований к наличию у участников закупок опыта поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) по критерию вида закупаемых заказчиками товаров (работ, услуг) само по себе свидетельствует, с одной стороны, о повышенной значимости данных видов товаров (работ, услуг) для общества и государства, а с другой - о необходимости проявления участниками закупки повышенной ответственности при исполнении контрактов, заключаемых по результатам таких закупок.
Позиция 34 раздела VI приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 предусматривает следующее наименование вида услуг, при осуществлении закупки которых заказчику надлежит установить требования к опыту участников закупки, связанному с предметом контрактом, в соответствии с данной позицией:
"Услуги по обеспечению охраны объектов (территорий)".
В предыдущей редакции позиции 34 раздела VI приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 наименование услуг по данной позиции было указано следующим образом: "Услуги по обеспечению охраны объектов (территорий) образовательных и научных организаций", - и, соответственно, предполагало ограничение распространения данной позиции по признаку объекта охраны.
Впоследствии указание на объект охраны из данной позиции было исключено, что свидетельствует о нацеленности позиции субъекта нормотворчества на расширение сферы охвата данной позиции, на необходимость установления дополнительных требований к участникам закупки вне зависимости от объекта охраны (учитывая особую социальную значимость услуг охраны в целом).
Объектом рассматриваемой закупки является оказание услуг защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства на объекте ГБУ ЯО "Яроблтранском" - автовокзал г. Ярославль.
Данный вид деятельности регламентируется Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон от 09.02.2007 N 16-ФЗ).
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Подпунктом "а" пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ предусмотрено, что объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологические комплексы, включающий в себя помимо прочего железнодорожные вокзалы и станции, автовокзалы и автостанции.
Согласно пункту 7.1 этой же статьи подразделения транспортной безопасности - осуществляющие защиту объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (в том числе на основании договора с субъектом транспортной инфраструктуры) подразделения ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти в области транспорта и (или) аккредитованные для этой цели в установленном порядке юридические лица.
В статье 1 Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" помимо прочего дано определение понятия "охрана":
охрана - деятельность по обеспечению состояния защищенности объекта охраны (охраняемого объекта), осуществляемая в целях решения задач, возложенных на ведомственную охрану.
Из изложенного следует, что различие между понятиями "защита" и "охрана", употребляемыми в различных законодательных актах, сугубо терминологическое; и защита в смысле законодательства о транспортной безопасности, и охрана в значении иных законодательных актов (например, Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране") преследуют достижение их общей, единой цели - обеспечения состояния защищенности охраняемого объекта.
Таким образом, оснований для исключения из сферы распространения позиции 34 раздела VI приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, поименованной как "Услуги по обеспечению охраны объектов (территорий)", услуг по защите объекта транспортной инфраструктуры, являющихся объектом рассматриваемой закупки (учитывая приведенное выше обоснование отсутствия сущностного различия между понятиями "охрана" и "защита", а также то обстоятельство, что указанная позиция прямой отсылки к законодательству о частной охраной деятельности не содержит), не имеется.
Кроме того, в статье 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание охранных услуг на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о транспортной безопасности. Приведенное нормативное положение также свидетельствует как об общности данных сфер законодательства, так и об отсутствии содержательного различия терминов "охрана" и "защита".
В этой связи рассматриваемый довод заявителя признается Комиссией Ярославского УФАС России необоснованным.
Относительно довода заявителя об отсутствии оснований для установления заказчиком и уполномоченным органом дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 по критерию начальной (максимальной) цены контракта Комиссия Ярославского УФАС России отмечает следующее.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать в числе прочего следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрено, что если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Из изложенного следует, что дополнительные требования, предъявляемые заказчиками в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, являются самостоятельными по отношению друг к другу и различаются по основаниям возникновения у заказчиков обязанности по установлению таких требований.
Основания для установления дополнительных требований в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. К ним относятся:
- наименование отдельных видов товаров, работ, услуг, являющихся объектом закупки, наименование, товаров, работ, услуг, являющихся объектом отдельных видов закупок;
- начальная (максимальная) цена контракта.
Возникновение у заказчиков обязанности по установлению дополнительных требований в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ зависит исключительно от начальной (максимальной) цены контракта (такие дополнительные требования подлежат установлению, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта составляет двадцать миллионов рублей и более) и не зависит от закупаемых заказчиками видов товаров, работ, услуг.
Начальная (максимальная) цена контракта по рассматриваемой закупке составляет 17 128 800,00 рублей.
Как было указано ранее по тексту настоящего решения, заказчиком и уполномоченным органом в извещении об осуществлении рассматриваемой закупки установлено дополнительное требование в соответствии с позицией 34 раздела VI приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571.
Подпунктом "а" пункта 3 Постановления предусмотрено, что позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Из приведенного положения следует, что при осуществлении закупки услуг по обеспечению охраны объектов (территорий) предусмотренное позицией 34 раздела VI приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 дополнительное требование может быть установлено заказчиком в извещении об осуществлении закупки при любом значении начальной (максимальной) цены контракта, а в случае превышения начальной (максимальной) цены контракта отметки в 500 тыс. рублей такое требование подлежит обязательному установлению.
Учитывая изложенное, Комиссия Ярославского УФАС России приходит к выводу о правомерности предъявления заказчиком и уполномоченным органом к участникам закупки при осуществлении закупки с извещением N 0171200001923000368 дополнительного требования, установленного в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, позицией 34 раздела VI приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571, а доводы заявителя об обратном признает необоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Подразделение транспортной безопасности "Флагман" (ИНН 7728895582) на действия заказчика, государственного бюджетного учреждения Ярославской области "Яроблтранском" (ИНН 7606026480), и уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334), при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг защиты объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства на объекте ГБУ ЯО "Яроблтранском" - автовокзал г. Ярославль (извещение N 0171200001923000368) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: _ |
Члены Комиссии: _ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 14 марта 2023 г. N 076/06/106-279/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023