Резолютивная часть решения объявлена 09.03.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 14.03.2023 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_",
В отсутствии представителя Администрации Байкальского городского поселения (далее - заказчик);
В отсутствии представителя ООО "ПСК - Казань" (далее - подрядчик, участник закупки, победитель электронного аукциона, общество),
рассмотрев обращение заказчика о включении информации в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр), в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закона N 44-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)")" (далее - Постановление Правительства N1078),
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России от заказчика поступило обращение о включении сведений в отношении исполнителя, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по причине принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на "Выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства "Жилые многоквартирные дома. Блок-секции 1, 2, 3, 4 г. Байкальск, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Иркутской области, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации на территории Иркутской области, расселяемых с финансовой поддержкой государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, за счет средств, поступивших от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного, местного бюджета", извещение N 0134300027522000016.
Участником закупки представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия решения об одностороннем отказе.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен статьей 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Пункт 13 Постановления Правительства РФ N 1078 определяет, что орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Комиссия Иркутского УФАС России исследовав представленные документы, установила следующее.
25 ноября 2022 года в Единой информационной системе (далее - ЕИС) размещены Извещение о проведении электронного аукциона N 0134300027522000016, а также приложения к извещению (документация) на "Выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства "Жилые многоквартирные дома. Блок-секции 1, 2, 3, 4 г. Байкальск, для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Иркутской области, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации на территории Иркутской области, расселяемых с финансовой поддержкой государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, за счет средств, поступивших от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного, местного бюджета" (далее - документация об электронном аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 402 192 000 рублей 00 копеек.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.12.2022 NИЭА1, было подано 3 заявки. ООО "ПСК-Казань" признано победителем электронного аукциона, предложив наименьшее ценовое предложение в размере 396 159 120 рублей 00 копеек, в результате чего между заказчиком и обществом заключен контракт N 014 от 27.12.2022 г.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объекта капитального строительства "Жилые многоквартирные дома. Блок -секции 1, 2, 3, 4 г. Байкальск", для переселения граждан из аварийного жилищного фонда Иркутской области, включенного в перечень многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации на территории Иркутской области, расселяемых с финансовой поддержкой государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, за счет средств, поступивших от Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, областного, местного бюджета, в объеме, установленном в Техническом задании (Приложение 1 к Контракту) (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Работы в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Пунктом 2.3 установлена цена контракта в размере 396 159 120 рублей 00 копеек.
Как следует из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 09 февраля 2023 года, 01 февраля 2023. прокурором старшим советником юстиции Слюдянского района Иркутской области П.В. Барановым внесено представление на имя Главы Байкальского городского поселения N7-19-2023/145-23-202500035 об устранении нарушений требований законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации национального проекта "Жилье и городская среда" в отношении администрации Байкальского городского поселения.
Основанием для представления явился факт выявления в результате надзорных мероприятий, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) - ООО "ПСК-Казань" (ИНН 1655374256) представил недостоверную информацию о своем соответствии требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: разрешение на ввод объекта капитального строительства, которое не выдавалось, сведения о правах на земельный участок для строительства, который не был предоставлен под строительство, объект строительства в отношении которого были предоставлены документы был построен задолго до участия подрядчика в конкурсе. Таким образом, прокурором было установлено, что документы, которые позволяли подрядчику участвовать в конкурсе являются недостоверными.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании вышеизложенного, руководствуясь пп. "б" п. 1 ч. 15 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ, пунктом 13.5. муниципального контракта, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Пунктом 13.5 установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством
Комиссией Иркутского УФАС России установлено, что 09 февраля 2023 года заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 12.1 Федерального закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе размещено в единой информационной системе в установленные законом сроки.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона N44-ФЗ, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с требованиями Федерального закона N44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. (часть 14 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ)
Следовательно, решение об одностороннем отказе вступает в силу 21 февраля 2023 года.
Частью 16 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В адрес Иркутского УФАС России были направлены письменные пояснения, в соответствии с которыми ООО "ПСК-Казань", по мнению общества, не подлежит включению в реестр на основании следующего:
В пункте 1 Письма Федеральной антимонопольной службы от 16 марта 2017 г. N ИА/16790/17 "По вопросам о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков" (далее - Письмо ФАС N ИА/16790/17) даны следующие разъяснения по вопросу о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Реестр) информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в Реестр включается в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На основании изложенного, расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр, поскольку не связано с существенным нарушением условий контракта.
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств (статья 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из системного толкования норм Федерального закона N 44-ФЗ и положений правил, утвержденных Постановлением Правительства N 1078, Уполномоченный орган, при проверке фактов, являющихся основанием для принятия поставщиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, помимо осуществления проверки формальных требований законодательства при принятии такого решения, также устанавливает и оценивает недобросовестность в действиях такого участника закупки.
Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков предполагает недобросовестное поведение поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Таким образом, в силу того, что заказчиком, в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта не указывается на наличие существенных нарушений условий контракта со стороны общества, в рамках рассматриваемого обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно установить факт недобросовестного поведения общества.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении ООО "ПСК - Казань" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
2. Сведения, представленные заказчиком в отношении лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, учредителя ООО "ПСК - Казань" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать;
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 14 марта 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023