Резолютивная часть решения объявлена 10.03.2023 года.
Решение в полном объеме изготовлено 15.03.2023 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутского УФАС России) по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
при участии представителей Администрации Ангарского городского округа (далее - уполномоченный орган)- "_"; "_"; представителя МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 10 с углубленным изучением отдельных предметов" (далее - заказчик) - "_"; в отсутствие представителей ООО "Правовой центр "Содействие" (далее - заявитель, ООО "Правовой центр "Содействие"),
рассмотрев жалобу заявителя на положение извещения N 0134300095623000020 о проведении запроса котировок в электронной форме "Робот-тренажер для обучения навыкам проведения сердечно-легочной реанимации", в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
В Иркутское УФАС России поступила жалоба ООО "Правовой центр "Содействие" на положения извещения о проведении запроса котировок в электронной форме.
Заявитель считает, что при описании объекта закупки Заказчик указывает характеристики, которые соответствуют единственной модели робота-тренажера, выпускаемого одним производителем на рынке ООО "ГАЛО" (робот - тренажер "ГОША-01").
При этом, установленные требования исключают поставку продукции других производителей учебного медицинского оборудования, в том числе, тренажеров СЛР (ООО НТЦ "Решение", ООО "Медтехника СПб", ООО "Производственное объединение "Зарница").
Уполномоченным органом представлены возражения на жалобу заявителя, из которых следует, что он считает доводы жалобы необоснованными.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 22 февраля 2023 года в Единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0134300095623000020 о проведении запроса котировок в электронной форме "Робот-тренажер для обучения навыкам проведения сердечно-легочной реанимации", (далее - извещение).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 169 800 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, возражения уполномоченного органа приходит к следующим выводам.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Федерального закона N 44-ФЗ.
Так, согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, электронный документ, содержащий описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 3 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Функциональные, технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в Техническом задании, согласно которому к поставке требуется: "Робот-тренажер "Гоша" ООО "ГАЛО" или эквивалент.
В том числе со следующими характеристиками: "Полное соответствие всех анатомических ориентиров, необходимых для обучения навыкам реанимации:
- кивательные мышцы, угол нижней челюсти и хрящи гортани - для обучения навыкам определения пульса на сонной артерии;
- ключицы, реберные дуги, мечевидный отросток - для обучения навыкам нанесения прекардиального удара, проведения непрямого массажа сердца и искусственной вентиляции легких;
Оболочка выполнена из пластизоля телесного цвета и полностью соответствует тактильным ощущениям пластичной и мягкой кожи человека.
Голова, туловище, руки и ноги тренажера выполнены из однородного материала без пластмассовых или металлических деталей.
Голова, шея и грудная клетка являются одним целым без стыков, составных частей, накладок и не имеют соединительных швов.
Согласно части 2 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017 г.) "..включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе".
Кроме того, согласно части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В ходе рассмотрения жалобы представителями заказчика и уполномоченного органа представлены ответы на запрос о возможности поставки товара, соответствующего Техническому заданию.
Установлено, что в ответ на запрос заказчика поступили два коммерческих предложения от ООО "ЭспаСА" и ООО "ЮМАН" о возможности поставки товара "Робот-тренажер Гоша" производитель ООО "ГАЛО"- Россия.
Кроме того, на участие в закупке была подана 1 заявка - ООО "ЮМАН" предложившего к поставке также "Робот-тренажер Гоша" производитель ООО "ГАЛО"- Россия.
Таким образом, уполномоченным органом и заказчиком не представлено доказательств и сведений, подтверждающих наличие на рынке 2-х и более производителей товара с характеристиками, указанными в описании объекта закупки, а также необходимость закупки товара конкретного производителя.
Кроме того, Заявителем в обоснование своих доводов приложены решения территориальных органов ФАС России, а также письмо ФАС России которые придерживаются аналогичной позиции.
Таким образом, описание объекта закупки составлено с нарушением пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Регламентом ФАС, Комиссия по контролю за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Правовой центр "Содействие" обоснованной;
2. Признать заказчика нарушившим часть 2 статьи 8, пункт 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу предписание об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем аннулирования запроса котировок в электронной форме;
4. Копии решения, предписания направить сторонам по жалобе.
5. Оператору электронной площадке обеспечить возможность исполнения выданного предписания;
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Иркутского УФАС России, для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 15 марта 2023 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023