Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок по контролю в сфере закупок в составе:
- <_> - заместителя председателя инспекции, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена инспекции, главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
- <_> - члена инспекции, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
при участии:
со стороны заказчика - администрации Тамалинского района Пензенской области:
- <_> (представитель по доверенности),
со стороны общества с ограниченной ответственностью "РЕГИУС ГРУПП" (далее - ООО "РЕГИУС ГРУПП", общество, подрядчик):
- <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев представленные заказчиком - администрацией Тамалинского района Пензенской области документы и сведения об ООО "РЕГИУС ГРУПП" (127006, г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 4-10, помещ. 1/н, ком. 3 офис 2а, ИНН 9710104339), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт водозаборного узла, расположенного по адресу: Пензенская область, Тамалинский р-н, с. Большая Сергеевка ул. Центральная N4 примерно 700-м по направлению на Северо-восток от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка" (извещение N 0155200000323000002 от 12.01.2023, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
28.02.2023 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области зарегистрировано обращение администрации Тамалинского района Пензенской области о включении сведений об ООО "РЕГИУС ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт водозаборного узла, расположенного по адресу: Пензенская область, Тамалинский р-н, с. Большая Сергеевка ул. Центральная N 4 примерно 700-м по направлению на Северо-восток от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка" (извещение N 0155200000323000002 от 12.01.2023).
Заседание Инспекции Управления в соответствии с уведомлением от 01.03.2023 назначено на 07.03.2023 в 11 часов 00 минут.
Представители заказчика, ООО "РЕГИУС ГРУПП" участвуют в рассмотрении обращения дистанционно в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
Согласно обращению и пояснениям представителя заказчика между администрацией Тамалинского района Пензенской области и ООО "РЕГИУС ГРУПП" заключен муниципальный контракт от 31.01.2023. Срок выполнения работ по контракту - с даты заключения по 15.05.2023. Общество к выполнению работ не приступило, в связи с чем заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Инспекции Управления представитель ООО "РЕГИУС ГРУПП" пояснил, что Общество осуществляло подготовительные работы, и учитывая общий срок выполнения работ, контракт был бы исполнен в надлежащий срок, при этом заказчиком не был перечислен авансовый платеж по контракту.
В рамках рассмотрения обращения и в результате осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства при проведении электронного аукциона Инспекцией Управления установлено следующее.
12.01.2023 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru заказчиком размещено извещение N 0155200000323000002 о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт водозаборного узла, расположенного по адресу: Пензенская область, Тамалинский р-н, с. Большая Сергеевка ул. Центральная N 4 примерно 700-м по направлению на Северо-восток от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка". Начальная (максимальная) цена контракта - 2 266 338,82 рублей.
31.01.2023 по итогам проведенного электронного аукциона между заказчиком и ООО "РЕГИУС ГРУПП" заключен контракт. Реестровый номер контракта - 2583200399723000003, цена контракта 1 711 085,58 рублей.
В силу пункта 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту водозаборного узла, расположенного по адресу: Пензенская область, Тамалинский р-н, с. Большая Сергеевка ул. Центральная N 4 примерно 700-м по направлению на Северо-восток от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка (далее - работы, Работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с проектной документацией "Капитальный ремонт водозаборного узла, расположенного по адресу: Пензенская область, Тамалинский р-н, с. Большая Сергеевка ул. Центральная N4 примерно 700-м по направлению на Северо-восток от ориентира административное здание, расположенного за пределами участка." (Приложение N 1 к Контракту) и в соответствии со Сметой контракта (Приложение N 2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять результат надлежаще выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно пункту 1.2 контракта общий срок исполнения: с даты заключения Контракта по 27 июня 2023 года.
При этом пунктом 1.2.1 контракта определен срок выполнения Подрядчиком работ:
- начало выполнения работ с даты заключения Контракта;
- окончание выполнения работ по 15 мая 2023 года.
В соответствии с пунктом 2.5 контракта Заказчик выплачивает Подрядчику аванс в размере 30 (тридцать) процентов от цены Контракта, что составляет 513 325,67 рублей. Заказчик перечисляет авансовый платеж в течение 7 (семи) рабочих дней с даты предоставления Подрядчиком в адрес Заказчика счета на приобретение материалов (конструкций), необходимых для производства работ, путем перечисления денежных средств платежным поручением Заказчика на расчетный счет Подрядчика.
Согласно пункту 2.7 контракта окончательный расчет в размере 70% от цены Контракта, что составляет: 1 197 759,91 рублей, Заказчик производит за фактически выполненные Подрядчиком работы (отдельные этапы выполнения работ) по настоящему Контракту в течение семи рабочих дней после подписания Сторонами документов о приемке путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте.
В силу параграфа 4 контракта Подрядчик обязан, в том числе:
- выполнить своевременно и в срок все Работы, предусмотренные настоящим Контрактом,
- своевременно предоставлять Заказчику достоверную информацию о ходе выполнения Работ по настоящему Контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении настоящего Контракта,
- производить Работы в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, требованиями технических регламентов, стандартов, санитарных норм и правил,
- обеспечить объект выполнения Работ необходимыми материалами и оборудованием.
Как следует из материалов по обращению исполнение контракта характеризуется следующим.
01.02.2023 Обществом по электронной почте, указанной в извещении о закупке zakupki_tamala@mail.ru, в адрес заказчика направлен счет для оплаты аванса.
Вместе с тем, как пояснил представитель заказчика, авансовый платеж не был совершен, т.к. в силу пункта 12.2 контракта все уведомления и сообщения должны направляться в письменной и (или) электронной формах. Сообщения будут считаться исполненными надлежащим образом, если они посланы заказным письмом, по телеграфу, телефаксу, доставлены лично по адресам сторон и (или) размещены в единой информационной системе. При этом счет получен заказчиком по почте 15.02.2023 (7 рабочих дней приходятся на дату после принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта).
10.02.2023 заказчиком создана рабочая группа по осуществлению контроля за ходом выполнения работ, составлен акт обследования объекта N 1 и размещена в ЕИС претензия (исх. N 525) о том, что подрядчиком нарушен срок начала выполнения работ.
14.02.2023 подрядчиком в ЕИС размещен ответ на претензию от 10.02.2023, согласно которой Общество указало на то, что проводятся работы по подбору необходимого оборудования и материалов (в подтверждение чего представлены заказчику 3 коммерческих предложения на поставку водонапорной башни), кроме того указано на необходимость оплаты авансового платежа.
Заказчиком 15.02.2023, а также 26.02.2023 проведено обследование объекта, установлено, что работы не ведутся.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 11.8 расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 11.9 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с положениями статьи 715 Гражданского кодекса РФ, заказчик во время выполнения работ подрядчиком вправе отказаться от исполнения договора в следующих случаях:
- если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2);
- если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков (пункт 3).
Согласно пунктам 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Учитывая, что работы Обществом на объекте начаты в срок, предусмотренный контрактом, не были, заказчик воспользовался своим правом и 16.02.2023 принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 28.02.2023 - дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу (исходя из положений ГК РФ).
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 28.02.2023, т.е. в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Как следует из материалов по обращению, пояснений представителя ООО "РЕГИУС ГРУПП", Обществом осуществлялись подготовительные работы к исполнению контракта, получены коммерческие предложения на поставку водонапорной башни, впоследствии Обществом заключен договор на поставку водонапорной башни, при этом за счет собственных средств произведена оплата по данному договору.
Кроме того, учитывая общий срок производства работ, предусмотренный контрактом, прийти к однозначному выводу о невыполнении Обществом всех работ в установленный срок невозможно.
Учитывая изложенное, Инспекция Управления полагает, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания полагать, что ООО "РЕГИУС ГРУПП", действуя недобросовестно, имело намерение уклониться от исполнения взятых на себя обязательств по контракту.
При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что санкция в отношении Общества в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения предпринимателя.
Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Инспекция Управления пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО "РЕГИУС ГРУПП" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Инспекция Управления
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - администрацией Тамалинского района Пензенской области в отношении общества с ограниченной ответственностью "РЕГИУС ГРУПП" (127006, г. Москва, ул. Садовая-Триумфальная, д. 4-10, помещ. 1/н, ком. 3 офис 2а, ИНН 9710104339) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 7 марта 2023 г. N 058/06/104-117/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2023