резолютивная часть решения объявлена 13.03.2023 г.
Инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по организации и осуществления контрольного мероприятия (далее - Инспекция) в составе:
на основании ст.99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Правила), Инспекция, проведя внеплановую проверку на предмет соответствия действий Муниципального казенного учреждения "Средняя общеобразовательная школа" п. Нейтрино Эльбрусского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме N0304300011023000001 "Капитальный ремонт МОУ "СОШ"п.Нейтрино" (далее - Конкурс, Закупка),
Установила:
В целях осуществления контроля закупок, проводимых в рамках национальных проектов, руководствуясь ст.99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, Инспекция Управления провела внеплановую проверку на предмет соответствия действий Заказчика при проведении Конкурса.
Рассмотрев материалы дела, Инспекция пришла к следующим выводам.
14.02.2023 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) (наименование и адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - Акционерное общество "Сбербанк- Автоматизированная система торгов"", http://sberbank-ast.ru) был размещен открытый конкурс в электронной форме N0304300011023000001 "Капитальный ремонт МОУ "СОШ"п.Нейтрино" с начальной (максимальной) ценой контракта 21 274 512,00 руб.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о размере обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 Закона о контрактной системе).
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки указываются требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно части 2.2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении требование обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, от цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с извещением:
- размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 1 063 725,60 рублей.
- размер обеспечения исполнения контракта составляет 4 254 902,40 рублей.
При этом в проекта контракта, установлены иные размеры сумма обеспечения исполнения контракта и обеспечения гарантийных обязательств, в частности:
- "7.8. Размер обеспечения исполнения Контракта должен составлять 20 (двадцать) % начальной (максимальной) цены контракта 4 285 104 рублей.",
- "7.9. Размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 5 % начальной (максимальной) цены онтракта - 1 071 276 рублей".
Также Инспекцией установлены следующие нарушения.
В техническом задании, являющемся неотъемлемой частью извещения, указано: "4.1. Все используемые материалы, изделия, конструкции и оборудование должны быть новыми (не ранее 2022 года), не бывшими в употреблении, ремонте или реставрации, не должны иметь производственных и иных дефектов.".
При этом предъявление обязанности использования материалов, изделий, конструкций и оборудования произведенных не ранее 2022 года, по мнению Инспекции является чрезмерным и необоснованным, так как установив требование "не ранее 2022" - Заказчик ограничивает участие в закупке тем участникам, кто может использовать абсолютно новые не бывшие в употреблении материалы, изделия, конструкции и оборудование.
На ряду с изложенным, Инспекцией установлены недостоверные сведения в инструкции по заполнению заявки, которые могут ввести в заблуждение участников закупки.
Так, в инструкции указано, что заявка на участие в закупке состоит из двух частей, при этом в требованиях к содержанию и составу заявки указано:
"3. Третья часть должна содержать информацию: 3.1. предложение участника закупки о цене контракта."
Также в требованиях к содержанию и составу заявки, Заказчиком указаны требования к участникам закупки в недействующей редакции Закона о контрактной системе, в частности:
- отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчик при конкурентном способе осуществления закупки устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в извещении противоречивые сведения в отношении требования к гарантии качества товара, работы, услуги, нарушают часть 3 статьи 7, пункт 9 части 1 статьи 31, пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом на дату заседания Инспекции государственный контракт не заключен.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 г. N1576, Инспекция,
Решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.3 ст.7, п.9 ч.1 ст.31, п.1 ч.2 ст.42, Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
*Президиум Верховного Суда Российской Федерации 28.07.2017 г. утвердил "Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", где в п.43 разъяснено, что применение судом обеспечительной меры в виде приостановления действия решения и предписания контрольного органа не допускается, если такое приостановление приводит к возобновлению процедуры проведения торгов.
Согласно ч.23 ст.99 Закона о контрактной системе контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 марта 2023 г. N 007/06/99-162/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023