Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
_______
в отсутствие представителя заказчика - Местной администрации Чегемского муниципального района, представителя заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ГеоПроектКадастр", уведомленных о дате, времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев жалобу заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме N0104300011323000003 "Комплексные кадастровые работы", руководствуясь статьями 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "ГеоПроектКадастр" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме "Комплексные кадастровые работы".
Согласно доводам жалобы, заявка заявителя была отклонена от участия в конкурсе. Заявитель считает, что извещение об осуществлении закупки нарушает положения Закона о контрактной системе.
Заказчик представил письменные возражения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 03 февраля 2023 года было размещено извещение N0104300011323000003 о проведении открытого конкурса в электронной форме "Комплексные кадастровые работы" с начальной (максимальной) ценой контракта - 7 622 900,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля на положения извещения об осуществлении закупки, может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещению об осуществлении закупки дата окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе - 24.02.2023 г. 10:00 ч.
Вместе с тем, жалоба заявителя поступила в адрес Управления 06.03.2023 г., то есть после окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
На основании изложенного, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, доводы Заявителя относительно положения извещения об осуществлении закупки оставлены Комиссией без рассмотрения.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 01.03.2023 г. на участие в электронном конкурсе заявки подали 8 участников закупки. Заявки 3 участников закупки отклонены от участия в электронном конкурсе.
Основанием отклонения заявки с номером "186" (Заявитель) указан п.3 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе - несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с п. 1 ч.1 ст.31 Закона N44 ФЗ и пп.2 пп.н) п.1) ч.1 Приложения N 3 к извещению об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", а именно: в заявке участника не представлена (отсутствует) копия действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами, в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне".
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Извещение об осуществлении закупки содержит документ требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке (Приложение N3), где указано, что заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы об участнике закупки, в том числе, копию действующей лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами, в соответствии со ст. 27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (степень секретности разрешенных к использованию сведений "секретно").
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Ввиду несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, заявка участника закупки была отклонена от участия в конкурсе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
I. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям.
Пунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, в силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5485-1 "О государственной тайне", регулирующий отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации (преамбула), определяет государственную тайну как защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации (абзац второй статьи 2).
С учетом такого значения сведений, составляющих государственную тайну, Закон Российской Федерации "О государственной тайне" предусматривает в статье 6, что отнесение сведений к государственной тайне и их засекречивание осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности (часть вторая), а обоснованность отнесения сведений к государственной тайне и их засекречивание заключается в установлении путем экспертной оценки целесообразности засекречивания конкретных сведений, вероятных экономических и иных последствий этого акта исходя из баланса жизненно важных интересов государства, общества и граждан (часть четвертая).
Согласно абзацу 1 статьи 17 Закона о государственной тайне, передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
В соответствии с абзацем 1 статьи 27 Закона о государственной тайне допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из статьи 2 Закона о государственной тайне доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, предоставляет собой санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.
Таким образом, лицензия на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности требуется, если при выполнении работ такие сведения передаются заказчиком работ в объеме, необходимом для исполнения обязательств.
При этом, факт передачи заказчиком сведений, составляющих государственную тайну, имеет существенное значение для установления факта необходимости наличия у организации лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с учетом абзаца 1 статьи 17 Закона о государственной тайне.
Согласно п.п.2 п."н" Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению документом, подтверждающим соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в Извещении является действующая лицензии на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выданную Федеральной службой безопасности Российской Федерации или ее территориальными органами, в соответствии со ст.27 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30.11.1995 N1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (степень секретности разрешенных к использованию сведений "секретно")".
Согласно ст.29 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" кадастровым инженером признается физическое лицо, являющееся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров.
Комплексные кадастровые работы выполняются кадастровым инженером (ст.42.3 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).
Ст.42.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" предусмотрено, что в результате выполнения комплексных кадастровых работ обеспечивается в установленном настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" порядке подготовка карты-плана территории, содержащей необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, об объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.
Из технического задания также не следует, что Заказчиком будут передаваться исходные данные подрядчику для выполнения работ, в том числе сведения, составляющие государственную тайну (не указана степень секретности указанных сведений, объем передаваемых сведений, порядок передачи указанных сведений).
II. В силу п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "в" пункта 5 Положения при проведении конкурсов значимость критерия оценки определяется с учетом Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2 "Предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приложение N 2) к Положению.
Согласно пункту 2 Приложения N 2 к Положению для выполнения работ, услуг, за исключением работ, услуг, предусмотренных позициями 3 - 20 настоящего приложения минимальная значимость критерия оценки "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - 60, максимальная сумма величин значимости критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" и "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 40.
Приложением N 5 порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе Заказчиком установлены предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке, предусмотренные пунктом 2.
Между тем, в извещении об осуществлении закупки предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке указаны следующим образом: "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" - 40; "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" - 60.
Кроме того, Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяется критерий оценки "Характеристики объекта закупки".
В соответствии пунктом 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "Характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно пункту 17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
В силу пункта 19 Положения, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с пунктом 22 Положения в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки.
Согласно пункту 23 Положения в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Заказчиком, в рамках показателя "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен перечень свойств (всего 14) объекта закупки (детализирующие показатели оценки).
Заказчиком установлены показатели присвоения баллов "Качество выполнения работ" критерия оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в соответствии со следующей шкалой оценки:
|
Предельные величины значимости показателя |
|
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество присуждаемых баллов |
А) |
Отсутствие предложения о качестве выполняемых работ по объекту закупки (отсутствие информации), или формальное описание, что предполагает копирование Технического задания |
0 баллов |
Б) |
Наличие предложения о качестве выполняемых работ. Предоставление сведений не в полном объеме (отсутствие одного или нескольких свойств объекта закупки), бессистемное изложение того, что необходимо сделать по данной работе. Предоставление не детализированного, не конкретизированного предложения участника в одном или нескольких свойств объекта закупки. Описание без привязки к конкретному объекту или формальное описание свойств. Не полное, не подробное и/или не последовательное описание свойств объекта закупки, наличие недостоверной информации в одном или нескольких свойств объекта закупки. |
5 баллов |
· В) |
Наличие предложения о качестве выполняемых работ. Предоставление не детализированного, не конкретизированного предложения участника (при наличии всех свойств объекта закупки в пояснительной записке) и отсутствие детализированной информации в одном или нескольких свойств объекта закупки. Описание без привязки к конкретному объекту или формальное описание свойств. Не полное, не подробное и/или не последовательное описание свойств объекта закупки, наличие недостоверной информации в одном или нескольких свойств объекта закупки. |
10 баллов |
Г) |
Наличие предложения о качестве выполняемых работ. Предоставление всех сведений, информации предусмотренных свойствами объекта закупки. Полное, подробное и последовательное описание свойств объекта закупки |
100 баллов |
Однако, установленный заказчиком порядок присвоения баллов, позволяет Заказчику по своему усмотрению, не основанному на требованиях нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере закупок проводить оценку заявок, вследствие чего, такой порядок не может являться объективным, может привести к произвольному и необъективному присвоению баллов участникам закупки, подавшим заявки на участие в закупке, а также к ограничению участников конкурса.
В соответствии с порядком оценки, установленным в Извещении, оценка заявок по показателю "Качество выполнения работ" критерия "Качественные характеристики объекта закупки" осуществляется в соответствии с пунктом 22 Положения.
Извещением о проведении конкурса установлено, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе рассчитывается в соответствии с вышеуказанной таблицей, которая позволяет получить 5 или 10 баллов за представление неполного пакета необходимых документов, в то время как, Положением предусмотрена оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, т.е., в случае наличия необходимой характеристики объекта закупки заявке присваивается 100 баллов, а в случае отсутствия необходимой характеристики объекта закупки заявке присваивается 0 баллов, что противоречит пункту 23 Положения.
Такой порядок оценки делает невозможным выявление наиболее опытного участника закупки, не позволяет оценить сопоставимый опыт выполнения работ, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок, поскольку неоправданно ставит в равные условия участников закупки, объемы выполнения работ, которых отличаются в 2 и более раза.
При этом под конкурсом понимается процедура определения поставщика (подрядчика, исполнителя), где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми помимо цены понимается, в том числе квалификация такого участника.
Комиссия, приходит к выводу, что установленный Заказчиком порядок оценки по указанному показателю не соответствует положениям Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604, поскольку Положением не предусмотрена возможность оценки предложения участника закупки по характеристике объекта закупки в порядке, указанном в Извещении и не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса, что противоречит нормам Закона о контрактной системе.
III. В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2.17 проекта контракта извещения об осуществлении закупки предусмотрено, что "Оплата результата выполненных работ производится Заказчиком в рублях по безналичному расчету путем перечисления денежных средств на расчётный счет Исполнителя, указанный в Контракте, по факту выполнения в срок всего объема работ в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты подписания сторонами акта приема-передачи Работ без замечаний и иных платежных документов, выставленных Исполнителем в электронном виде с размещением и подписанием в единой информационной системе документа о приемке (при невозможности подписания Сторонами документа о приемке посредством единой информационной системы - посредством закрывающих документов в электронном виде усиленной квалифицированной электронной подписью Исполнителя через доверенных операторов электронного документооборота ФНС России (на соответствующий идентификатор Заказчика - участника электронного документооборота, абонента Такском)".
Срок оплаты выполненных работ, указанный в проекте контракта не соответствует положению части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "ГеоПроектКадастр" не обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, части 13.1 статьи 34, пункта 11 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Кабардино-Балкарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 14 марта 2023 г. N 007/06/48-165/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023