Резолютивная часть решения оглашена 09.03.2023
В полном объеме решение изготовлено 14.03.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Мегаполис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплекта спортивно-технологического оборудования "Модульное спортивное сооружение" (извещение N 0169300019323000001), при дистанционном участии:
- главы Травниковского сельского поселения Ежова С.Н., действующего на основании распоряжения от 01.10.2021 N 106;
- представителя Администрации Травниковского сельского поселения (далее - заказчик) Ерниязовой Э.З., действующего на основании доверенности N 1 от 03.03.2023;
- представителя ООО "Мегаполис" (далее - заявитель, Общество) Кожевникова В.Е., действующего на основании доверенности от 09.01.2023,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 01.03.2023 подана жалоба ООО "Мегаполис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплекта спортивно-технологического оборудования "Модульное спортивное сооружение" (извещение N 0169300019323000001) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 16.02.2023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 98 832 934,20 рублей.
На дату рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
По мнению заявителя жалобы, описание объекта закупки сформировано заказчиком с нарушением действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали следующее.
Описание объекта закупки сформировано в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, а также с учетом потребности заказчика.
Изучив представленные документы и материалы, заслушав пояснения сторон, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Извещение об осуществлении закупки является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, что, в свою очередь, позволит участникам аукциона надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в закупках и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Предметом закупки является поставка и монтаж комплекта спортивно-технологического оборудования "Модульное спортивное сооружение".
В приложении N 1 к извещению о проведении аукциона (техническое задание) содержится наименование и описание объекта закупки.
Так, в пункте 1.4 технического задания указано на обязанность поставщика предоставить техническую документацию на составные части товара с положительным заключением о прохождении независимой экспертизы.
Также в пунктах 1.5, 2.10, 2.11 технического задания указано, что поставщик осуществляет расчистку и планировку земельного участка на основании предоставленной поставщиком технической документации с положительным заключением о прохождении независимой экспертизы; внутренние инженерные сети должны быть выполнены в соответствии с предоставленной поставщиком технической документацией с положительным заключением о прохождении независимой экспертизы; внешние инженерные сети электроснабжения, молниезащиты, водоснабжения, водоотведения и отопления монтируются от МСС (колодцев возле МСС) до точек подключения в соответствии с ТУ, получаемыми поставщиком товара у энергоснабжающих организаций и на основании предоставленной поставщиком технической документации с положительным заключением о прохождении независимой экспертизы.
Вместе с тем, заказчиком в материалы дела не представлено нормативное обоснование установления в описании объекта закупки условия в части предоставления поставщиком технической документации с положительным заключением о прохождении независимой экспертизы применительно к предмету закупки (поставка и монтаж комплекта спортивно-технологического оборудования "Модульное спортивное сооружение").
В письменных пояснениях заказчик ссылается на ГОСТ Р 58760-2019 (Здания мобильные инвентарные).
Вместе с тем, ГОСТом Р 58760-2019 не предусмотрено требование о наличии технической документации с положительным заключением о прохождении независимой экспертизы.
В соответствии с пунктом 7.4 ГОСТа Р 58760-2019 в комплекте поставки должны быть паспорт и инструкция по эксплуатации зданий, а также эксплуатационная документация к комплектующему оборудованию.
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу о необоснованности предъявляемого, с учетом предмета рассматриваемой закупки, требования в части наличия у поставщика технической документации с положительным заключением о прохождении независимой экспертизы.
Более того, исходя из содержания технического задания, не представляется возможным установить, что представляет собой независимая экспертиза, является ли она обязательной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, и кем она должна осуществляться.
Следует отметить, что техническое задание состоит из разделов "Требования к архитектурным, технологическим и объемно-планировочным решениям" (пункт 2.4), "Требования к схеме планировочной организации земельного участка" (пункт 2.5), "Требования к конструктивным решениям" (пункт 2.7), "Требования и условия к разработке природоохранных мероприятий" (пункт 2.8), "Требования к архитектурным решениям" (пункт 2.9), "Требования к внутренним инженерным сетям (сети электроснабжения и освещения, водоснабжение, система водоотведения, отопление и вентиляция, сеть охранно-пожарной сигнализации)" (пункт 2.10), "Требования к внешним инженерным сетям (электроснабжение, молниезащита, водоснабжение, водоотведение)" (пункт 2.11), "Технологические решения" (пункт 2.12), "Мероприятия по доступности маломобильных групп населения" (пункт 2.14).
Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 утвержден перечень разделов, входящих в состав проектной документации: раздел 3 "Объемно-планировочные и архитектурные решения"; раздел 4 "Конструктивные решения"; раздел 5 "Сведения об инженерном оборудовании, о сетях и системах инженерно-технического обеспечения"; раздел 6 "Технологические решения"; раздел 8 "Мероприятия по охране окружающей среды"; раздел 9 "Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности"; раздел 11 "Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства".
Таким образом, наименования разделов технического задания тождественны наименованиям разделов проектной документации, которая в силу части 1 статьи 55.8, части 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ подготавливается лицом, являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, а также подлежит экспертизе.
Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует о неоднозначности требований, составляющих описание объекта закупки, и, как следствие, о неопределенности при формировании потребности заказчика. Так, из наименования предмета закупки следует, что в обязательства участника закупки входит осуществление поставки и монтажа комплекта спортивно-технологического оборудования "Модульное спортивное сооружение". Однако, содержание объекта закупки фактически включает в себя описание разделов проектно-сметной документации. При этом, данная проектно-сметная документация не размещена в составе извещения об осуществлении закупки, в связи с чем не представляется возможным определить необходимость и обоснованность данных требований в описании объекта закупки.
Пункт 2.11 технического задания (Требования к внешним инженерным сетям) включает в себя следующие мероприятия.
Внешние инженерные сети электроснабжения, молниезащиты, водоснабжения, водоотведения и отопления монтируются от МСС (колодцев возле МСС) до точек подключения в соответствии с ТУ, получаемыми поставщиком Товара у энергоснабжающих организаций и на основании предоставленной поставщиком технической документации с положительным заключением о прохождении независимой экспертизы.
Также в пункте 2.11 технического задания указана ссылка, в том числе на СП 32.13330.2018 "Канализация. Наружные сети и сооружения"; СП 124.13330.2012 "Тепловые сети". Следует отметить, что свод правил СП 32.13330.2018 устанавливает правила проектирования вновь строящихся и реконструируемых систем водоотведения, наружных сетей и сооружений постоянного назначения для бытовых и поверхностных (дождевых и талых) стоков, а также близких к ним по составу производственных сточных вод. Свод правил СП 124.13330.2012 устанавливает требования по проектированию тепловых сетей, сооружений на тепловых сетях во взаимосвязи со всеми элементами системы централизованного теплоснабжения.
При этом, содержащийся в пункте 2.11 технического задания раздел "Водоснабжение" включает в себя прокладку труб под землей.
В пункте 2.10 технического задания (Требования к внутренним инженерным сетям) предусмотрен раздел "Сеть охранно-пожарной сигнализации", который включает в себя установку системы связи для маломобильных групп населения МГН; охранной сигнализации; системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре. Следует отметить, что данный вид работ предполагает наличие лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Фактически указанные требования предполагают создание нового объекта, что, в свою очередь, подразумевает выполнение строительно-монтажных работ.
В соответствии с пояснениями Администрации у заказчика имеется разработанный проект.
Вместе с тем, указанный проект не размещен в единой информационной системе, в составе извещения об осуществлении закупки.
В пунктах 2.8, 2.9 технического задания указано, что поставляемый товар должен соответствовать мероприятиям по охране окружающей среды в соответствии с действующим законодательством РФ (при необходимости); требования к архитектурным решениям - в соответствии с действующими нормативными документами и законодательством РФ (при необходимости).
Согласно пояснениям заказчика в процессе монтажа поставляемого комплекта, в случае нанесения вреда окружающей среде поставщику необходимо будет провести восстановительные мероприятия. Заказчик не может достоверно знать, какие мероприятия нужно будет провести поставщику, поскольку поставщик выполняет монтаж на основании имеющейся у него технической документации. Конкретные требования к архитектурным решениям не установлены, чтобы не ограничивать конкуренцию. Под архитектурными решениями заказчиком подразумевается простое внешнее оформление фасадов в один или несколько цветов. Однако, в случае если в комплекте поставщика окажется предусмотренным какой-либо большой рисунок или принт на фасаде, то в соответствии с Правилами землепользования и застройки в Чебаркульском муниципальном районе поставщику необходимо будет согласовать данное архитектурное решение в Комиссии по землепользованию и застройке Чебаркульского муниципального района.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством о контрактной системе заказчик должен указать все необходимые сведения и требования, составляющие объект закупки. В данном случае, заказчиком не определено, каким именно мероприятиям по охране окружающей среды должен соответствовать поставляемый товар, а также не определены требования к архитектурным решениям, что, в свою очередь, свидетельствует о неопределенности описания объекта закупки и, как следствие, о неопределенности условий исполнения контракта.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, информации, представленной сторонами, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Мегаполис" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку и монтаж комплекта спортивно-технологического оборудования "Модульное спортивное сооружение" (извещение N 0169300019323000001) обоснованными.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 марта 2023 г. N 074/06/106-546/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.03.2023