Резолютивная часть решения оглашена 10.03.2023
В полном объеме решение изготовлено 15.03.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев жалобу ООО "СмартАП", при участии в дистанционном режиме:
- представителя МОУ "Средняя общеобразовательная школа N1" Алексеева Е.А., действующего на основании доверенности от 02.03.2023,
- представителя МКУК "Межпоселенческая централизованная клубная система" Хажеевой Л.Р., действующего на основании Приказа N 19-п от 12.09.2022,
- представителя ООО "СмартАП" Нагорных И.К., действующего на основании доверенности от 15.11.2021,
в отсутствие уполномоченного органа, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и заявившего ходатайство о рассмотрении дела без его участия,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 02.03.2023 поступила жалоба ООО "СмартАП" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку моноблоков для нужд МОУ СОШ N1 Кыштымского городского округа (изв. 0869300002823000017) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам 16.02.2023 Управление по делам образования Администрации Кыштымского городского округа объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило МОУ "Средняя общеобразовательная школа N1".
Начальная (максимальная) цена контракта - 725 000, 00 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 27.02.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "СмартАП" контракт не заключен.
На заседании Комиссии заявитель поддержал доводы жалобы и указал, что при проведении закупки в нарушение требований законодательства о контрактной системе аукционная комиссия неправомерно отстранила от участия в аукционе заявителя, так как обществом конкретизированы показатели моноблока в полном соответствии с требованиями извещения о закупке. При этом, в описании объекта закупки содержатся дополнительные показатели, которые отсутствуют в извещении о закупке, что противоречит Постановлению Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, в соответствии с которым при описании объекта закупки запрещается устанавливать дополнительные показатели товаров, в случае, если в извещении о закупке установлен запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616.
Представитель заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения и документы, с доводами жалобы не согласился и пояснил, что заявка заявителя отклонена по причине непредставления всех характеристик товара, указанных в описании объекта закупки. При этом, описание объекта закупки указано в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг, а также с учетом методических рекомендаций по подготовке и проведению единого государственного экзамена.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
Пунктом 9 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур не позднее одного часа с момента окончания срока подачи заявок на участие в закупке оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки направляют заказчику в соответствии с настоящим Федеральным законом заявки на участие в закупке, которые не возвращены по основаниям, предусмотренным пунктом 5 настоящей части, а также информацию о дате и времени их подачи.
Подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Таким образом, порядок рассмотрения заявок в случае проведения электронного аукциона определяется нормами, регулирующими рассмотрение вторых частей заявок при проведении электронного конкурса.
Так, пунктом 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе.
Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 28.02.2023 заявка участника закупки с номером 2 (ИНЗ 113617590) признана аукционной комиссией не соответствующей требованиям извещения о закупке по причине непредставления информации и документов, предусмотренных требованиями извещения о закупке.
Из сведений, размещенных в единой информационной системе (далее - ЕИС), следует, что описание объекта закупки содержится в извещении, сформированном посредством функционала ЕИС, а также в Приложении N 2 к извещению, которое поименовано как "Описание объекта закупки. Спецификация на поставку моноблоков".
При этом в пункте 2 приложения N 4 к извещению о закупке указано, что предложение участника закупки должно содержать характеристики, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки, товарный знак (при наличии), а также предусмотрена инструкция по заполнению заявки.
Таким образом, из требований к содержанию и составу заявки, являющихся приложением к извещению о закупке, следует, что характеристики моноблока, в отношении которых необходимо указать конкретные значения, необходимо заполнять в соответствии с описанием объекта закупки.
Как следует из заявки с номером 2 (ИНЗ 113617590) участником закупки указаны и конкретизированы характеристики моноблока, предусмотренные в извещении о закупке (10 показателей), однако ряд дополнительных показателей, предусмотренных в приложении N 2 "описание объекта закупки" (например: интерфейс накопителя SSD, количество встроенных портов USB 3/1, 2, количество накопителей SSD, количество ядер процессора и т.д.) не указаны в составе заявки заявителя, что не соответствует описанию объекта закупки, указанному в спецификации, и требованиям к содержанию и составу заявки на участие в закупке.
На основании изложенного, действия аукционной комиссии по признанию заявки с номером 2 (ИНЗ 113617590) не соответствующей требованиям, предусмотренным извещением о закупке, являются законными и соответствуют подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункту 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия, проведя внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
В пункте 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение о закупке должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила N 145) следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 145 указано, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Таким образом, в случае если при проведении аукциона закупаемые товары соответствуют описанию позиции каталога товаров, работ, услуг (далее - КТРУ), а также в отношении такого товара (радиоэлектронной продукции) установлен запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616, то описание объекта закупки производится в объеме тех показателей, которые предусмотрены соответствующей позицией КТРУ.
При этом возможность установления дополнительных характеристик в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Правил N 145 в указанном случае не допускается.
Из представленных документов и сведений следует, что заказчиком приобретаются моноблоки, характеристики которых содержатся в описании объекта закупки.
В извещении о закупке товар отнесен к коду по КТРУ: 26.20.15.000-00000038 "компьютер персональный настольный (моноблок)", при этом, в извещении также установлен запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616.
Однако при описании объекта закупки заказчиком включены дополнительные требования к товару, а именно: модель моноблока - Моноблок MSI Modern AM272P, включая сведения о маркировке и производителе, модель видеокарты - Intel Iris Xe Graphics, модель процессора - Intel Core i7-1260Р, а также тип клавиатуры и мыши - беспроводная, тогда как указание данных сведений не предусмотрено описанием позиции КТРУ: 26.20.15.000-00000038.
Доводы представителя заказчика, согласно которым модель оборудования установлена в рекомендательных целях, при этом заказчик предполагал возможность предложения эквивалентной продукции, не могут быть приняты во внимание, так как, во-первых, модели оборудования указаны в столбце "показатели, не подлежащие изменению", во-вторых, указанные модели оборудования не сопровождаются словами "или эквивалент", что фактически обязывает участника закупки указать в составе заявки исключительно продукцию конкретных производителей, предусмотренную описание объекта закупки.
Более того, в пояснениях заказчик ссылается на выкопировку из методических рекомендаций по подготовке и проведению единого государственного экзамена в пунктах проведения экзаменов в 2022 году, утвержденных письмом Рособрнадзора от 31.10.2022 N 04-18, вместе с тем в описании требований к компьютерному оборудованию отсутствуют как конкретные модели комплектующих, равно как и указание на беспроводные типы клавиатуры и мыши.
При этом, Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 при этом указанные правила содержат права, обязанности и запреты, которые должен соблюдать заказчик при формирования описания объекта закупки в рамках подготовки извещения о проведении аукциона.
Таким образом, в нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил N 145, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке при наличии установленного заказчиком запрета на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616, содержатся дополнительные характеристики закупаемого оборудования, не предусмотренные в описании позиции КТРУ, примененной при проведении аукциона.
Более того, в извещении о закупке, сформированном посредством функционала ЕИС, а также в описании объекта закупки, являющемся приложением N 2 к извещению о закупке, указан различный объем показателей товаров. Так, в извещении о закупке предусмотрено 10 показателей товара, в описании объекта закупки - 27 показателей товара, часть из которых предусмотрена в описании КТРУ, а ряд характеристик являются дополнительными, как установлено Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки, что также свидетельствует о противоречивости описания объекта закупки в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с допущенными нарушениями в действиях виновного должностного лица содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "СмартАП" на действия аукционной комиссии необоснованными.
2. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение подпункта "а" пункта 5 Правил N 145, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 15 марта 2023 г. N 074/06/106-571/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023