Резолютивная часть решения оглашена 13.03.2023
В полном объеме решение изготовлено 16.03.2023
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
|
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на основании поступившего в адрес Челябинского УФАС России обращения ООО "МирЧел" о наличии признаков нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту по объекту: МКУ "ЦОДОО г. Челябинска" СП по Советскому району по адресу: г. Челябинск, ул. Воровского, 79 (извещение N 0169300000123000113) (далее - аукцион), при участии в дистанционном режиме:
- представителя МКУ "Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска Седовой Н.В., действующего на основании доверенности от 13.03.2023,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Антроповой С.В., действующего на основании доверенности от 30.01.2023,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска Зинохиной Е.С., действующего на основании доверенности от 22.12.2022,
- представителя Управления муниципальных закупок Администрации города Челябинска, Красиной Н.А., действующего на основании доверенности от 22.12.2022,
- представителя ООО "МирЧел" Абдулкарамова И.Р., действующего на основании доверенности от 13.03.2023,
- представителя ООО "МирЧел" Миронова Г.Г., действующего на основании Решения N 5 от 28.05.2021,
У С Т А Н О В И Л А:
В адрес Челябинского УФАС России 03.03.2023 поступило обращение ООО "МирЧел" на действия заказчика при проведении аукциона.
Согласно представленным документам 14.02.2023 Управление муниципальных закупок Администрации города Челябинска объявило о проведении аукциона.
Заказчиком выступило МКУ "Центр обеспечения деятельности образовательных организаций города Челябинска".
Начальная (максимальная) цена контракта аукциона - 2 305 076, 95 рублей.
Срок окончания подачи заявок на участие в аукционе - 22.02.2023.
На момент рассмотрения жалобы ООО "МирЧел" контракт не заключен.
На заседании Комиссии представитель общества пояснил, что в извещении о закупке неправомерно установлено требование к участнику закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, так как для выполнения работ по установке противопожарных дверей подрядчик может заключить договор субподряда на стадии исполнения контракта. При этом, представитель заявителя также указал, что в смете предусмотрены работы по транспортированию и вывозу мусора, однако предоставление лицензии на транспортирование отходов в указанном случае требуется только на стадии исполнения контракта.
На заседании Комиссии представители заказчика, уполномоченного органа против доводов жалобы возражали, предоставили письменные пояснения и указали, что предметом закупки является установка противопожарных дверей: однопольных глухих, в связи с чем в требованиях к участнику закупки установлено условие о предоставлении лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах. При этом, лицензия на транспортирование отходов может быть предоставлена при исполнении контракта.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.
1.1 Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
При этом, в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в составе заявки участника закупки должны находить отражение документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
С учетом изложенного, в извещении об электронном аукционе должны содержаться конкретные документы о необходимости подтверждения участника закупки требованиям действующего законодательства по пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в соответствии со спецификой и содержанием объекта закупки, то есть описанием объекта закупки.
При этом, установление действующим законодательством требований к лицу, оказывающему услуги, фактически означает требование к исполнителю, что порождает для участника закупки обязанность по подтверждению его соответствия указанным требования путем предоставления соответствующих документов на стадии подачи заявок на участие в аукционе.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений включена в перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее -Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", равно как и Постановлением предусмотрено императивное требование о выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений исключительно на основании лицензии.
Согласно пункту 8 Приложения к Положению монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах отнесен к лицензируемому виду деятельности.
В единых требованиях к участникам закупки, а также в требованиях к составу заявки указано условие о предоставлении лицензии на выполнении работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений: монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
Согласно пункту 4 технического задания объем работ предусмотрен проектно-сметной документацией (приложение N 1 к техническому заданию).
Согласно позиции 23 локальной сметы N 1, являющейся приложением N 1 к техническому заданию, в объем работ входит установка противопожарных дверей: однопольных глухих.
Таким образом, установление в требованиях к участнику закупки и к составу заявки условия о наличии лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений обусловлено необходимостью выполнения работ по установке противопожарных дверей, включенных в описание объекта закупки, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
1.2 В соответствии с подпунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Отношения в области обращения с отходами I - IV классов опасности регламентируются Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления), который в том числе определяет классы опасности отходов в соответствии со статьей 4.1 Федерального закона.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности регламентируется Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2020 г. N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности определен в Приложении к Постановлению N 2290.
Так, в указанном перечне содержится 24 лицензируемых вида деятельности, каждый из которых включает наименование деятельности (сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов) и указание класса опасности (I - IV).
Таким образом, лицензированию подлежит деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности, в том числе по транспортированию отходов IV класса опасности (пункт 8 Приложения к Постановлению N 2290).
Согласно локальной смете N 1 в объем работ входит затаривание строительного мусора в мешки, погрузо-разгрузочные работы при автомобильных перевозках: погрузка мусора строительного с погрузкой вручную, перевозка грузов автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние: I класс груза до 30 км (раздел 7 поз. 134-136 локальной сметы N 1).
Более того, в пункте 3.1.11 проекта контракта предусмотрено, что выполнение работ по сбору, транспортированию и размещению отходов осуществляется организацией, имеющей лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (вид работ: транспортирование отходов IV класса опасности) код по ФККО 89000001724.
Из данных видов работ следует, что строительный мусор заказчик отнес к 4 классу опасности отходов, которые необходимо транспортировать до объекта размещения отходов.
При этом, доводы заказчика, согласно которым в рамках выполнения работ необходимо осуществить затаривание мусора, что не требует сбора отходов, являются несостоятельными, так как из условий закупки следует, что в объем работ входит транспортирование указанных отходов, относящихся к IV классу опасности, то есть данная деятельность на ряду с другими работами, в том числе по монтажу противопожарных дверей, является самостоятельным обязательством, которое должен выполнить подрядчик.
В материалы дела уполномоченным органом предоставлено письмо заказчика (б/н), в котором указано, что учреждение возражает против установления в извещении о закупке требования к участнику закупки и к составу заявки в части наличия лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, указывая на то, что данный вид работ не является основным обязательством по контракту и просит разместить извещение о закупке в редакции заказчика.
С учетом изложенного, неустановление в требованиях к участнику закупки и к составу заявки условия о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности (транспортирование отходов IV класса опасности), не соответствует описанию объекта закупки, в соответствии с которым необходимо осуществить транспортирование строительного мусора IV класса опасности, что противоречит пункту 12 части 1, пункту 3 части 2 статьи 42, подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Более того, подход заказчика по формированию требований к участнику закупки в части установления лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах и отсутствие условия о предоставлении лицензии на транспортирование отходов IV класса опасности является противоречивым и не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушение пункта 12 части 1, пункта 3 части 2 статьи 42, подпункта "н" пункта 1 части 1 статьи 43, пункта 1 части 1, части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе.
2. Выдать заказчику, уполномоченному органу, аукционной комиссии, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
3. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель Комиссии А.А. Козлова
Члены Комиссии Е.В. Кулезнева
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 16 марта 2023 г. N 074/06/99-585/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.03.2023