Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Астраханского УФАС России (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханского УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
в присутствии представителя индивидуального предпринимателя Федяевой Е.С.- Калашниковой Л.П. (доверенность от 07.03.2023), в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова" Шмагиной В.Г. (доверенность от 10.01.2023), Горячих С.С. (доверенность от 06.03.2023), в присутствии представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Ходжаевой Д.Х. (доверенность от 16.01.2023 N01-06-49), Даниловой Ю.Р. (доверенность от 23.05.2022 N01-06-31), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Федяевой Е.С. на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723000892), на основании ст.99, 105,106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 03.03.2023 поступила жалоба индивидуального предпринимателя Федяевой Е.С. (далее также - Заявитель, ИП Федяева Е.С. ) на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723000892) (далее - электронный аукцион).
Заявитель указывает на то, что Заказчиком нарушены требования к описанию объекта закупки, а также на то что установленные дополнительные характеристики не обоснованы надлежащим образом и не подтверждают безусловную потребность Заказчика.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и принять меры в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Выслушав доводы представителя Заявителя, Заказчика и Уполномоченного органа, изучив материалы жалобы, извещение об электронном аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Астраханского УФАС России установила следующее.
28.02.2023 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона (последние изменения от 03.03.2023).
Как следует из указанных документов, начальная (максимальная) цена контракта составила 6 199 085,50 руб.
Согласно жалобе Заявителя в п.1.1.1 поз.1 приведенное Заказчиком обоснование ограничивает круг потенциальных поставщиков.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в т.ч. следующую информацию - наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п. 10 Правил, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Заказчик при описании объекта закупки применял информацию, размещенную в Каталоге товаров, работ, услуг:
- поз N1,2,4,6,7,8: 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - жидкость;
- поз N3: 20.20.14.000-00000009 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - таблетка;
- поз N5: 20.20.14.000-00000006 "Средство дезинфицирующее": форма выпуска - порошок.
Позиция КТРУ, соответствующая указанным кодам, содержат одну характеристику товара "форма выпуска", по данной характеристике невозможно определить соответствие товара, предлагаемого к поставке, в связи, с чем Заказчиком было принято решение об установлении дополнительных характеристик товара, отвечающих потребностям заказчика.
Описание объекта закупки установлено заказчиком в электронном документе, согласно которому к поставке требуется различные позиции дезинфицирующих средств. Заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают именно его потребностям. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в извещение электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность заказчика в аукционной документации обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требовании к товарам.
Указанная позиция подтверждена Президиумом Верховного Суда РФ в "Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), в соответствии с которым является допустимым указание в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают потребностям заказчика и необходимы ему с учетом специфики использования такого товара (работ, услуг). Данный вывод Верховный Суд РФ подтвердил Определение от 24 января 2022 г. N 308-ЭС21-26790 по делу NA61-4140/2020.
В качестве требований к поставляемому товару Заказчиком установлены дополнительные требования к товару, не включенные в позиции КТРУ, в том числе: функциональное назначение, состав, свойства, режим применения дезинфицирующего средства и др.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования и ведения КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом Заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Исходя из подпункта, а пункта 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе которые не предусмотрены в позиции каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В файле "описание объекта закупки" содержится обоснование установления Заказчиком дополнительных характеристик. Включение дополнительных характеристик продукции обосновано необходимостью соблюдения требований ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ в части указания функциональных, технических и качественных характеристик объекта закупки, а так же для более точного определения потребностей Заказчика.
Характеристики товара, не регламентируемые ГОСТ, техническим регламентом, национальным стандартом и не включенные в Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, являются значимыми для Заказчика в соответствии с профилем учреждения (с учетом специфики работы подразделений), в связи с особенностями производственного процесса учреждения.
Дополнительно Комиссия Управления обращает внимание, что действующее законодательство РФ не предусматривает каких-либо требований к форме и содержанию обоснования включения дополнительных характеристик в описание объекта закупки и не обязывает Заказчика оформлять обоснование по каждой дополнительной характеристике.
Аналогичный вывод содержится в Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу N А46-12288/2019. Определением Верховного Суда РФ от 28 сентября 2020 г. N 304-ЭС20-14279 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 июня 2020 г. N Ф04-2017/20 по делу NA46-12288/2019 оставлено без изменений.
Данный довод подтверждает многочисленная практика региональных УФ АС: решение по делу N 061/06/42-708/2022, решение по делу N 217оз-22 029/06/42-765/2022, решение УФ АС ХМАО - Югры по делу N 086/06/33-1133/2022, 086/06/33-900/2022, 086/06/33-153/2022, 086/06/33-889/2022, 086/06/33-890/2022, 086/06/33-127/2022, 086/06/33-849/2022 и т.д.
Из буквального толкования положений Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" следует, что заказчику при формировании технического задания предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, возникающей в ходе осуществления деятельности с учетом специфики лечебного учреждения, с целью использования товара в работе с максимальной эффективностью, с учетом необходимости решения медицинским персоналом задач по оказанию своевременной, качественной и безопасной медицинской помощи населению, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления, что Заказчиком в полной мере исполнены требования Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обсечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145.
В описании объектов закупки дополнительные характеристики имеют достаточное обоснование применения.
Таким образом, участником данной закупки может являться любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, готовые поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика вне зависимости от того, является ли такой участник производителем товара, являющегося объектом данной закупки.
В свою очередь, заявитель не представило доказательства того, что действия заказчика, уполномоченного органа, препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующим субъектам, и такие действия приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а также доказательства, свидетельствующие о безосновательности установления заказчиком требований к товару, так и доказательства подтверждающие наличие объективных препятствий для поставки товара, имеющего характеристики, требуемые в извещении об электронном аукционе, а также указывающих на то, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно либо затруднено.
При формировании способа определения поставщика и составления извещения об электронном аукционе заказчиком произведен анализ рынка для формирования начальной (максимальной) цены контракта, на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, планируемых к закупкам. Заказчиком, при направлении запроса о получении ценовой информации с описанием технических характеристик товара, являющегося объектом закупки, были получены коммерческие предложения, что подтверждает факт свободной продажи дезинфицирующих средств без каких-либо ограничений. Данный довод подтверждается судебной практикой в том числе Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 20 сентября 2022 г. N Ф10-3574/22 по делу N А08-8383/2021.
Таким образом, довод заявителя в данной части не обоснован.
Согласно доводу жалобы Заявителя по поз.1,2,4 описания объекта закупки Заказчиком указана форма выпуска дезинфицирующего средства жидкость. Между тем, Заказчик заявляет для этих позиций требование о выходе рабочего раствора из 1 кг средства, что вводит участников закупки в заблуждение.
Комиссия Управления отмечает, что Заказчиком по данным позициям были внесены изменения в описание объекта закупки до начала рассмотрения жалобы. Данный факт также не оспаривается и представителем Заявителя.
По мнению Заявителя, в п.7 описания объекта закупки Заказчиком нарушены правила применения КТРУ, так как Заказчик использовал позицию КТРУ 20.20.14.000-00000005, предусматривающую такую форму выпуска, как жидкость, вместе с тем в описании объекта закупки заказчик указал, что ему требуется "гигиеническое жидкое мыло в виде прозрачной гелеобразной жидкости".
Согласно пояснениям представителей Заказчика у Заказчика для удобства применения имеется потребность к поставке именно жидкого мыла в виде прозрачной гелеобразной жидкости, а не геля, следовательно, позиция КТРУ выбрана верно.
При этом Заказчиком указана форма выпуска жидкость, соответствующая выбранной позиции КТРУ 20.20.14.000-00000005.
В п.1.1 поз.7 Заказчиком действительно указано, что ему требуется "гигиеническое жидкое мыло в виде прозрачной гелеобразной жидкости", однако использование Заказчиком указанной формулировки не исключает того, что формой выпуска дезинфицирующего средства является именно жидкость, а не гель.
Кроме того, устанавливая такую характеристику, как "гигиеническое жидкое мыло в виде прозрачной гелеобразной жидкости", Заказчик в соответствии с п.6 Правил применения КТРУ указывает в описании объекта закупки обоснование необходимости использования указанной информации - для удобства применения.
Следовательно, нарушения Закона о контрактной системе и основания для выдачи предписания отсутствуют.
Основываясь на изложенном, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Федяеваой Е.С. на действия государственного заказчика ГБУЗ Астраханской области ГБУЗ Астраханской области "Городская клиническая больница N3 имени С.М. Кирова", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на поставку дезинфицирующих средств (номер извещения: 0825500000723000892) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Примечание: За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа частью 7 статьи 19.5. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын,
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
Р.Р.Умерова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 10 марта 2023 г. N 030/06/33-248/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.03.2023